12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурьянова Евгения Петровна427
Россия, Башкирская респ., Уфа

Гурьянова Евгения Петровна

МАОУ лицей №46 городского округа г.Уфа

Республики Башкортостан


Использование исследовательской технологии в работе над текстом в старших классах.


Аннотация. В статье представлен авторский опыт изучения художественного текста на уроках литературы, который может быть использован для классов с углубленным изучением словесности и элективных курсов. Намечены этапы и формы работы с текстом, способствующие успешному освоению лингвостилистического аспекта произведения.

Ключевые слова: литературное произведение, культурологическая компетенция, ключевые слова, рождество.


Изучение языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции, но и культурологическую, способствующую осознанию русского языка как феномена культуры, воплощающего в конкретных языковых единицах историю, культуру, обычаи народа. Отражением этой интеграции стал лингвостилистический анализ художественного текста как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания, предполагающий особое внимание к языку в его эстетической функции. Рассмотрим в качестве примера стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда». Наша цель – проанализировать стихотворение, выявить своеобразие авторской трактовки темы Рождества и выразительные средства, с помощью которых она реализуется.

Ключевым у Пастернака является яркий образ звезды, а с ней и Бога, Мироздания. Звезда становится знаком новой эры христианства, рождения среди холода и снегов Спасителя, который смоет грехи человечества своей кровью. В православной традиции (Евангелие от Матфея) основное внимание уделяется Иисусу, и у Пастернака Младенец является центральной фигурой, вокруг которой развивается действие и даже путеводная звезда Рождества приходит к нему как «гостья». В качестве ключевых слов (КС) стихотворения выступают – «звезда», «зима», «волхвы», «младенец» (Он) и периферийные – «пастухи», «Вифлеем», «звездочет», «чудо», «рассвет», «Мария». Наблюдается повтор КС вокруг «звезды» - «пламенела», (отблеск) «поджога», (хутор) «в огне», «пожар» (на гумне), «горящей», «зарево», причем четко выражена усилительная градация, что создает эмоциональную напряженность и динамизм. Периферийные ключевые слова повторяются с противопоставлением в начале и в конце стихотворения: «холодно» - «согревало», «теплая» и «морозная ночь» - «жарко». Это служит сохранению связности и целостности стихотворения.

В стихотворении сложная, многоплановая композиция из пяти частей. Первая часть – тема младенца и взошедшей звезды Рождества. Вторая часть – тема поклонения звездочетов (волхвов), прозреваемое будущее младенца. Третья часть – тема пути на поклонение пастухов, ангелов, ведущих их. Четвертая часть – само поклонение младенцу. Пятая часть – тема цели паломничества, младенец и сияющая над ним звезда Рождества, которая привела паломников. Но между композиционными частями стихотворения и членением его на строфы нет полного соответствия. В конце каждой композиционной части (кроме 3) две последние строчки содержат в себе начало новой темы. Общий ритмический тон создается правильными амфибрахическими стопами. Часто встречается, однако, усеченная стопа. Этот достаточно протяженный текст целостен благодаря мелодическому движению и образному единству.

В стихотворении очень яркая звукопись. Стечение однородных звуков не само по себе живописует картину, а создает некий акустический эффект, зависящий от содержания той или иной строки. В первой строфе сонорный [л] (стояла, дул, холодно, младенец, на склоне холма), третья строфа – сочетание сонорного [р] с глухими согласными (отряхнув, трухи, зернышек проса, смотрели, спросонья), в следующей строфе – сочетание [р] со звонкими (в снегу, погост, ограды, надгробья, оглобля в сугробе). Думается, это способствует нарастанию эмоциональной напряженности. Большую роль в звуковой организации играют точные рифмы – зима - холма и т.д.

Большинство слов в стихотворении употреблено в прямом значении, как это характерно для всех поздних стихов Пастернака (стихотворение написано в 1947 году, когда основным стремлением поэта было стремление к простоте и ясности). Встречается несколько «проходных» [термин Е.П. Кисловой] метафор – «дымка плыла», «звезда, застенчивей плошки», «рассвет … последние звезды сметал с небосвода». Так как Пастернак опирается на русскую православную традицию, во всех композиционных частях есть устаревшая лексика – вертеп, вол, доха, погост, оглобля, плошка (светильник), гумно, скирда. Эти слова свободно соседствуют с нейтральными и разговорными словами (хибарка) и даже областными (кожухи).

Нет специфически книжных форм слова, но присутствуют книжные синтаксические конструкции: определительные обороты («небо, … полное звезд»; «вселенная, встревоженная этой новой звездой» и др.), безличные предложения (светало), обстоятельственные обороты («собаки брели, озираясь с опаской…»), бессоюзные сложные предложения («И тот оглянулся: с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества»), предложения с придаточными (видно,…как шли…).

Очень много сравнительных оборотов, которыми, на наш взгляд, подкрепляется идейно-эстетическое содержание стихотворения: обороты с союзом «как» («как стог», «как отблеск поджога», «как хутор в огне и пожар на гумне»), со «словно» («словно в сумраке хлева») и творительный сравнения («горящей скирдой», «листами слюды»).

Однородные ряды участвуют в создании медитативности, позволяющей акцентировать идейный замысел поэта («поле в снегу и погост», «ограды, надгробья, оглобля в сугробе и небо над кладбищем»; «топтались погонщики и овцеводы» и проч.)

Есть инверсия в первой композиционной части – «смотрели в полночную даль пастухи…» и в конце стихотворения «у камня толпилась орава народу…». Это один из приемов сохранения целостности текста.

Важную роль играют синтаксические повторы. Во 2 и 3 строфе второй части анафора («…Вставало вдали все пришедшее после» и т.д.), которая создает мелодическое движение. В стихотворении дважды повторяется мотив «дул ветер из степи…», призванный подчеркнуть общий смысл стихотворения – среди холода, снега, замерзшего озера родился Спаситель, а также для сохранения целостности стихотворения. Рождественская звезда как символ обновления мира, искупления его грехов.

Параллелизм обнаруживается в двух конструкциях со значением восприятия. Сначала в 3 строфе: «…смотрели с утеса / Спросонья в полночную даль пастухи», а затем в последней строфе: «И тот оглянулся: / с порога на Деву, как гостья, / смотрела звезда Рождества». Здесь представлен по-разному оформленный процесс восприятия в направлении от воспринимающего к воспринимаемому. В первом случае простое предложение с инверсией, где субъект в имен. падеже и непереходный глагол. Далее следует описание, возникшее как результат зрительного восприятия (4 строфа), во втором – сложное бессоюзное предложение «прерывистой структуры» [по Поспелову], субъект – указательное местоимение в имен. падеже, а процесс восприятия представлен имплицитно «оглянулся и увидел». Причем, группа воспринимаемого включает в себя конструкцию, подобную первой: «с порога на Деву смотрела звезда Рождества». В начале стихотворения эта конструкция представлена в двух строфах, так как это служит динамизму, развитию действия, а в конце стихотворения, для которого всегда характерна компактность, лаконичность, эта конструкция представлена в двух строчках с целью создания ёмкого и яркого завершающего образа, происходит актуализация результата.

Таким образом, лингвостилистический анализ художественного текста, помогает глубже понять идейно-художественный и структурно-композиционный уровни текста. В дальнейшем наработанный материал пригодится при изучении соответствующей тематики у А.Блока («Сусальный ангел», «Был вечер поздний и багровый», «Три светлых царя из восточной страны» и др.) , Л.Андреева, И.Шмелева, И.Бродского и др.


ЛИТЕРАТУРА:

Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака, Л., 1990

Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака // Литературное обозрение, 1987, №9.

Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» // Русская речь, 1997, №1

Златоустова Л.В., Лавриченко Н.В. Ритм, синтаксис, интонация // Славянский стих, М., 1996.

Идиостиль Бориса Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке, М., 1994

Кислова Е.П. Метафоры в поэзии и прозе на материале поэзии и прозы Б.Пастернака, Автореферат, Уфа, 1998.

Максимов Л.Ю. «Кавказ» А.С. Пушкина // Каримова Р.А. ЛАХТ. Хрестоматия, Уфа, 1996.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.