12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пирожкова Наталия Владиславовна16
Россия, Удмуртская респ., Воткинск
1

Статья на тему «Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе»

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе.

Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках используется краеведческий материал.

В нашей школе  ведется обучение в национальных классах. В национальных классах обучаются дети разных национальностей. Национальные классы это классы с обучением удмуртскому языку и литературе. Дети изучают историко-культурные традиции и обычаи народов Удмуртской Республики через новые обязательные предметы: краеведение, родное слово, декоративно- прикладное искусство народов Удмуртии.

В связи с этим возникла необходимость создания программ по этим предметам. Это программа по краеведению «Истоки», модифицированная программа «Родное слово», программа по декоративно-прикладному искусству народов Удмуртии.

В работе используется различная краеведческая литература, периодические издания, в частности журнал «Вордскем кыл», интернет сайты. А хрестоматия «Родной земли просторы»  применяется как учебное пособие по предмету «Родное слово».

Хрестоматия является любимой книгой для чтения как в полинациональных классах, так и в традиционных. В традиционных классах по книге «Родной земли просторы» проходят уроки внеклассного чтения.

Дети с большим интересом изучают народный фольклор, произведения писателей и поэтов Удмуртии. Например занятия по предмету «Родное слово» в первом классе. Тема урока «Сергей Балобанов «Любознательный заяц».

Учащиеся с большим интересом знакомились с произведением воткинского писателя. Дети на уроке выполняют различные задания по произведению, работают в группах. А в конце урока рисуют иллюстрации к сказке.

Интегрированный урок по математике, окружающему миру и краеведению во втором классе. Тема урока «Красная книга Удмуртии». На этом уроке учащиеся знакомятся с флорой и фауной Удмуртской Республики.

Все задания имеют краеведческую направленность. Так, например, арифметический диктант. (Задание 1: Колокольчик редкое и исчезающее растение на территории У.Р. Высота его достигает 1 метр. Вырази высоту колокольчика в сантиметрах.)

Интегрированный урок по математике и краеведению в третьем классе. Тема урока «Математическое путешествие по городам Удмуртии». На этом уроке учащиеся через выполнение математических заданий знакомятся с историей возникновения городов Удмуртской Республики.

Так решив четыре задачи и записав цифры ответов, дети получают дату возникновения Воткинского поселка, в будущем города Воткинска.

Интегрированный урок по русскому языку и краеведению в третьем классе. Тема урока «Золотой символ Удмуртии». Это урок повторения изученного за год.

Задания на уроке выполняются по маршрутному листу. Выполнив все задания, учащиеся читают текст на желтом поле и узнают о цветке италмас. Сценарии этих уроков, а также презентации к ним опубликованы в интернете и журналах «Вордскем кыл».

В условиях введения ФГОС в начальной школе организована проектная деятельность учащихся с использованием краеведческого материала.

Проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Мой город». Пройдя раздел «Улицы нашего города», учащиеся выполнили проект, в котором разработана экскурсия по городу.

Проект по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Удмуртии» во втором классе. Тема проекта «Мой национальный костюм». Сначала дети изучили особенности народных костюмов разных национальностей. Затем учащиеся нарисовали эскизы костюмов. На последнем этапе, этапе изготовления костюма, понадобилась помощь родителей. Получились великолепные костюмы!

Проект по краеведению в третьем классе. Тема проекта «Национальные традиции в нашей школе». На этапе исследования дети посетили школьный музей «Удмуртская изба», изучили историю национального костюма, взяли интервью у преподавателей удмуртского языка и литературы. Результатом работы стала презентация «Национальные традиции в нашей школе», подготовленная учащимися.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.