Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением интеллекта
«Использование логопедических сказок в работе учителя-логопеда с обучающимися с нарушением интеллекта».
В работе с обучающимися с нарушением интеллекта, имеющими речевые нарушения, эффективным коррекционным средством для развития всех компонентов речи является сказка. Она помогает учителю-логопеду обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям. Сказка является хорошим помощником в работе.
Логопедические сказки – это сказки, оказывающие существенную помощь в работе с детьми, которые испытывают трудности в речевом развитии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, который способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Логосказки могут использовать учителя-логопеды и воспитатели, работая с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие или его часть. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки просты по содержанию, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для ребёнка форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют различные виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
6. Сказки, способствующие формированию связной речи.
Артикуляционные сказки.
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
«Однажды весенним утром Язычок проснулся, открыл окно (упр. «Окошечко»: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд), почистил зубки (упр. «Чистим зубки»: Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также "чистим зубы внутри". Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз), сделал зарядку (упр. «Часики»: Попеременно касаемся кончиком языка уголков губ. Губы не задеваем. (10 касаний), замесил тесто (упр. «Месим тесто»: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад.), испек блины (упр. «Блинчик»: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. ), съел их с вкусным вареньем (упр. «Вкусное варенье»: Улыбнуться, открыть рот,
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу) и пошёл гулять. Во дворе он покачался на качели (упр. «Качели»: Попеременно ставим кончик языка за верхние и нижние зубы (10 движений ), покатался на лошадке (упр. «Лошадка»: Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку) и с хорошим настроением, бодрый и веселый вернулся домой».
Пальчиковые сказки:
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Ежедневно на коррекционных занятиях учитель-логопед использует пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Сказка о маленьком мышонке.
Однажды маленький мышонок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Было тепло и на небе светило солнышко (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг мышонок увидел большую кошку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала шипеть (произнести: ш-ш-ш) и мышонок очень испугался и убежал. Подбегая к пруду он увидел утку с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). На полянке у пруда гулял маленький козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но мышонок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Мышонок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Фонетические сказки.
Фонетические сказки подразумевают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить результат в коррекционной работе с такими детьми, необходимы многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Используя в работе логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).
Сказки по обучению грамоте.
- знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, со своими особыми характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет учителю- логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление, развивать все стороны речи.