Мастер-класс «Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями»

2
0
Материал опубликован 19 January 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Работа учителя-логопеда с семьей дошкольника с нарушенияречи
PPTX / 578.69 Кб

СЛАЙД 1

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

СЛАЙД 2

К сожалению, число детей с нарушениями речи, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, растет. Успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи.

СЛАЙД 3

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи. Очевидно, это связано со следующими причинами:

неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;

родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи педагогов детского сада;

низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей дошколят.

СЛАЙД 4

При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи, в системе коррекционно-образовательной работы.

СЛАЙД 5

Успешность воспитания и обучения детей в детском саду во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Важно выстроить общение с родителями на основе принципа «Родитель полноправный член команды», которая решает одну общую задачу – воспитание гармоничной личности.

Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью наглядных, коллективных, индивидуальных форм работы. Такое взаимодействие нацелено на:

установление партнёрских отношений с семьёй каждого дошкольника;

создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда, в соответствии с возможностями родителей, их интересами, осуществляется в разных формах, с применением различных методов работы.

СЛАЙД 6

Беседа – самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика В. А. Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями:

1-й этап – называется «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами совместной деятельности.

3-й этап – «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию следует использовать для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

СЛАЙД 7

Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, кроме того отмечается положительная динамика, успехи и достижения детей.

СЛАЙД 8

Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей, оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и его нарушению речи, их педагогическую осведомленность. Анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, возможно более эффективно проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

СЛАЙД 9

В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать, какие методы и приемы использует логопед в работе с детьми, и взять их себе на вооружение.

Рекомендации по закреплению правильного звукопроизношения. Каждый логопед должен предоставить родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.

Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка.

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.

СЛАЙД 10

Наглядная информация – эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что:

во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;

во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;

в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Поэтому перед кабинетом, в кабинете, в раздевалках групп вывешиваются информационные стенды, уголки для родителей: «Учимся, играя», «Советы логопеда» – они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готовность ребенка к школе» и др.

Консультации очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Они предполагают знакомство родителей с теоретической информацией по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям можно организовать выставку пособий, дидактических игр. Родители могут ознакомиться и воспользоваться подбором практического материала.

СЛАЙД 11

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности чрезвычайно важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Предварительный просмотр презентации

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» Оксана Евгеньевна Стрижевская Тамбов 2018

Актуальность сотрудничества учителя-логопеда с родителями дошкольников Большинство родителей замечают только нарушения произносительной стороны речи, но не берут во внимание несовершенство лексико–грамматического строя речи, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов

Часто родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи дошкольников. Очевидно, это связано со следующими причинами: Часто родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи дошкольников. Очевидно, это связано со следующими причинами: неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей; родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи детского сада; низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей

Принципы работы с родителями: - целенаправленность; - систематичность; - доброжелательность, открытость; - плановость; - дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи. Методы изучения семьи: - анкетирование; - наблюдение за ребёнком; - беседа с ребёнком; - беседа с родителями.

Задачи логопеда по совместной деятельности с родителями дошкольников Приобщить родителей к коррекционной работе. Познакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка. Убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Информировать родителей о возрастных особенностях детской речи, о результатах логопедического обследования. Обучить родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком. Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у ребенка

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (по В.А. Петровскому) Логопед никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Логопед сообщает об успехах и развитии дошкольника, особенностях общения его с другими детьми, результатах совместной деятельности. «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Здесь активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». Только теперь логопед, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. «Совместное исследование и формирование личности ребенка».

Формы работы Ознакомительные беседы Установление доверительных отношений между семьей и педагогом. Создание условий для успешной коррекции речевого развития Индивидуальные беседы Сбор необходимой информации о воспитаннике . Информирование родителей о результатах логопедического обследования, обучение приёмам коррекционной работы в семье Родительские собрания Знакомство с требованиями, особенностями работы. Сообщение на тему: «Причины и виды речевых нарушений». Ознакомление с планом логопедической работы , его задачами,содержанием

Анкетирование родителей Выявление наиболее актуальных проблем Консультации (папки-передвижки) Советы родителям (по темам недели) Развитие мелкой моторики Автоматизация звука ………… Круглые столы Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений воспитанников

Совместное проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий. Активное привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству в коррекционном процессе Проведение семинаров–практикумов

Дистанционные консультации Консультирование родителей через страничку логопеда на сайте учреждения Наглядная информация и печатные издания Оформление стендов «Уголок логопеда», «Советы логопеда». Картотеки игр по развитию мелкой моторики, двигательной активности, развитию правильного речевого дыхания

Результат Вовлечение родителей и дошкольников в единое речевое пространство. Заинтересованность родителей в совместной работе с логопедом. Повышение уровня педагогических знаний и умений родителей. Преодоление трудностей в развитии детей с проблемами речи. Включение семьи в коррекционно-развивающий процесс. Активизация позитивного мышления родителей

Список используемых источников Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников М.: Сфера, 2007. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Сфера, 2007. Козлова С.А., Куликова Т.А. Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей (учебное пособие для студентов) М.: Академия, 2002. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья (методическое пособие для педагогов и родителей ) М.: Мозаика-Синтез, 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.