Мастер-класс «Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями»
Пояснительная записка к презентации
Работа учителя-логопеда с семьей дошкольника с нарушенияречи
PPTX / 578.69 Кб
СЛАЙД 1
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
СЛАЙД 2
К сожалению, число детей с нарушениями речи, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, растет. Успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи.
СЛАЙД 3
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи. Очевидно, это связано со следующими причинами:
неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи педагогов детского сада;
низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей дошколят.
СЛАЙД 4
При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи, в системе коррекционно-образовательной работы.
СЛАЙД 5
Успешность воспитания и обучения детей в детском саду во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Важно выстроить общение с родителями на основе принципа «Родитель – полноправный член команды», которая решает одну общую задачу – воспитание гармоничной личности.
Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью наглядных, коллективных, индивидуальных форм работы. Такое взаимодействие нацелено на:
установление партнёрских отношений с семьёй каждого дошкольника;
создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда, в соответствии с возможностями родителей, их интересами, осуществляется в разных формах, с применением различных методов работы.
СЛАЙД 6
Беседа – самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика В. А. Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями:
1-й этап – называется «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами совместной деятельности.
3-й этап – «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию следует использовать для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
СЛАЙД 7
Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, кроме того отмечается положительная динамика, успехи и достижения детей.
СЛАЙД 8
Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей, оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и его нарушению речи, их педагогическую осведомленность. Анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, возможно более эффективно проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
СЛАЙД 9
В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать, какие методы и приемы использует логопед в работе с детьми, и взять их себе на вооружение.
Рекомендации по закреплению правильного звукопроизношения. Каждый логопед должен предоставить родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка.
Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.
СЛАЙД 10
Наглядная информация – эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что:
во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;
во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;
в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Поэтому перед кабинетом, в кабинете, в раздевалках групп вывешиваются информационные стенды, уголки для родителей: «Учимся, играя», «Советы логопеда» – они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готовность ребенка к школе» и др.
Консультации очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Они предполагают знакомство родителей с теоретической информацией по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям можно организовать выставку пособий, дидактических игр. Родители могут ознакомиться и воспользоваться подбором практического материала.
СЛАЙД 11
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности чрезвычайно важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.