Применение технологий «Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда»
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда
В современном мире всестороннее развитие детей, которое также включает в себя и коррекционно-развивающее обучение, невозможно без использования современных образовательных технологий.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Эти методы становятся частью общепринятых проверенных временем традиционных технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Одна из таких технологий, применяемая мной в процессе коррекции речевых нарушений, – это частичный перенос логопедических занятий в песочницу. Она оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - логопедов - речь и моторика. Также совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Песок способствует развитию мелкой моторики рук. Дети более старшего возраста, играя в песочнике, выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому на первоначальных этапах применяется метод действия «рука в руке».
Игры и задания с песком, используемые мной на логопедических занятиях
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна) - положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он на ощупь. Открыть глазки и рассказать о своих ощущениях. Сделать то же самое, повернув ладошки тыльной стороной.
«Необыкновенные следы» - пройтись ладошками по песку, как медвежата (дети кулачками силой надавливают на песок); попрыгать как зайцы (кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях); проползти как змейки (дети расслабленными (напряженными) пальцами делают поверхность песка волнистой); пробежать как жучки-паучки (дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погрузить ладони в песок)).
Различные действия с песком (сжать его в кулачке, а потом разжать; сжать песок, но при этом кулачок приподнять над поверхность песочницы; захватить песок в щепотку и мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать его из пальцев; высыпая песок, образовывать дорожки из песка; засыпать палец или ладонь другой руки песком; перетирать песок между ладонями и т.д.).
Отыскивать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, бусины и т.д.). Но первоначально предметы могут использоваться и достаточно крупные, с учетом неразвитости детских пальчиков, например каштаны, крупные пуговицы, фигурки животных и т.д.
Отыскать конкретный предмет, с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы).
Охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например, отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу песочницы и расскажи о них).
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Выложить фишками, камешками геометрическую фигуру.
Рисование на песке: дорожки – начинаем с простых прямых линий, например, «дорожка для слоненка к его домику», затем постепенно переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности; заборчики – которыми огораживаем все, что лежит в песочнице; дожди – вертикальные линии; лесенки – для разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцами контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом; насыпание песка на шаблон.
Можно печатать буквы на песке, с целью закрепления их образа, писать слова печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Работа в песочнице не только позволяет развивать мелкую моторику детей, но также позволяет работать над фонематическим слухом, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Для развития фонематического слуха детям можно предложить выбрать фигурки (животных, птиц, растений и т.д.) из песка с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок). Например, собери в зоопарк (магазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук «Л»: слон, крокодил, волк, козел, осел, лось, лань, лошадь, белка и т.д. Естественно перенося фигурки животных в песочницу, ребенок их называет.
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Например, дифференциация «С» - «Ш». Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши и т.п. После их рассмотрения ребенок должен разделить пространство песочницы и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиуионером.
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить ребенка и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).
Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, предметами мебели и посуды и т.д.
Играя с песком, можно работать и над развитием лексико-грамматической стороны речи. В песочнице, во-первых, можно расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а так же дюны, барханы, караваны и многие другие слова.
Во-вторых, можно обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, превращать и т.п. В песочнице речь ребенка можно обогатить прилагательными (причастиями), в том числе и с отвлеченными значениями: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, золотой, золотистый и т.д.
В-третьих, на базе песочницы можно проводить работу по закреплению и активизации словаря. Используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», «Покупаем продукты», можно побуждать детей к повторению (закреплению) новых или редких слов.
Выполнение действий с песком, их повторение и называние (проговаривание), будет способствовать лучшему запоминанию, пониманию и усвоению данных действий. Конечно, наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции (насыпать, пересыпать, засыпать и т.д.). Можно модифицировать и предлагать отработку понимания и употребления каждой приставки с различными корнями: насыпать, накрыть, написать и т.д.
В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменяем выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, который мы предлагаем детям, имеет вид сказки, иногда это рассказ, где главным героем выступает сам ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий будет ограничено, так как мы прежде всего решаем вербальные задачи, т.е. не поразить воображение ребенка, а выявить его реальные возможности последующего воспроизведения услышанного.
Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа, ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа.
Логопед может применять несколько стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник и провокатор. Вначале он вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок в это время слушает, переживает и при несогласии с высказыванием взрослого обязательно возразит (вербально или паралингвистически). А вот в положении любознательного путешественника логопед может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, предметы, выстраивать диалог. Развивая связную речь, мы порой увлекаемся формированием монологической речи, незаслуженно забывая о диалоге. Диалог – это более ранняя форма речи, и для ребенка с речевыми нарушениями она более проста. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха. Позднее, когда ребенок достаточно развит для довольно длительного и распространенного самостоятельного высказывания, можно попробовать использовать стратегию провокатора. Когда в ходе высказывания логопед может попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу. Это слова типа «Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что …» и т.п.
Проигрывания (драматизации) литературных произведений с последующим их пересказов детьми – еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и д.р. К тому же сказки, как правило, хорошо известны детям, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием.
Таким образом, опыт работы показал, что использование игр с песком в коррекции речевых нарушений, как нетрадиционный метод в логопедической работе дает положительные результаты:
у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
дети чувствуют себя более успешными;
повышается мотивация речевого общения;
развиваются первичные произносительные умения и навыки;
пополняется и активизируется словарь;
корректируется грамматический строй речи, связная речь;
развивается мелкая моторика и зрительное восприятие;
лучше формируются навыки чтения и письма.
Естественно, главным в работе коррекционного педагога, по-прежнему, остается индивидуальный подход к каждому ребенку. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.
Фролова Елена Николаевна
Людмила