12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Николаевна Ходыревская56
Россия, Курская обл., Курск
5

Статья «Использование метода проектов для обогащения речи обучающихся с ОВЗ в 8–9 классах с целью подготовки к итоговому собеседованию»

областное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр дистанционного образования «Новые технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование метода проектов для обогащения речи обучающихся с ОВЗ в 8 - 9 классах с целью подготовки к Итоговому собеседованию

 

 

 

 

 

 

 

Материалы подготовлены учителем

русского языка и литературы

Ходыревской А. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск -2021

Пояснительная записка

В данной статье раскрываются особенности использования метода проектов для обогащения речи обучающихся с ОВЗ в 8 - 9 классах с целью подготовки к Итоговому собеседованию, приводятся рекомендации по использованию метода проектов на основе многолетнего опыта работы с обучающимися с ОВЗ, примерные темы проектов с объектами и предметами исследования, примеры гипотез для исследовательских проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование метода проектов для обогащения речи обучающихся с ОВЗ в 8 - 9 классах с целью подготовки к Итоговому собеседованию.

 

В последнее десятилетие проектная деятельность настолько прочно вошла в образовательную парадигму, что без нее немыслим образовательный процесс. Метод проектов реализуется на всех этапах изучения материла по всем предметам школьной программы. Проектная деятельность стала одной из форм организации учебного процесса, способствующей повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.

Суть метода проектов состоит в такой организации учебного процесса, при которой обучающиеся развивают личностные качества, приобретают опыт творческой деятельности, развивают собственную при при выполнении постепенно усложняющихся задач. Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях. Влияние данного метода на развитие речи неоднократно исследовалось педагогами и психологами, результаты представлены в трудах И. Э. Куликовской, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и др. Авторами научных работ и исследований доказано, что технология проектирования положительно влияет на развитие речи даже воспитанников детских садов и других учреждений. Потому метод проектов широко применяется на всех этапах развития ребенка: от детского сада до старших классов средней школы.

Однако данный метод в среднем звене школы необходимо использовать, изменяя его под требования образовательной программы, используя с учетом возросших требований ГИА. Ни для кого не секрет, что уже в 9 классах обучающиеся сталкиваются с экзаменом, проверяющим речевую компетенцию выпускников, - Устным собеседованием. В условиях ограниченного времени обучающийся должен выполнить 4 задания, целью которых является не только проверка умения правильно читать и пересказывать текст с внедрением в пересказ цитаты другого автора, но и составление монологического высказывания, и участие в диалоге. В целом вся работа по развитию речи в 5-9 классах строится на написании изложений, сочинений, в том числе сочинений-описаний по картинам русских художников. Однако внедрение Устного собеседование показало, что данной работы порой бывает недостаточно, поэтому многие обучающиеся даже обычных общеобразовательных школ испытывают трудности на экзамене. Для обучающихся с ОВЗ данный экзамен имеет много трудностей, связанных не только с состоянием здоровья, но и с общим развитием речевой культуры, навыками речевой деятельности. Особо трудно выполняется обучающимися задание 2 Итогового собеседования (подробный пересказ текста с включением цитаты) и задание 3 (составление монологического высказывания). Потому работу по развитию речи можно и нужно дополнить работой над созданием проектов, тщательно продумав их цели и задачи, сориентировав и скоординировав их для развития навыков и умений, необходимых для Устного собеседования.

Целесообразным видится активное использование проектной деятельности именно в 8-9 классах. Возраст обучающихся, их развитие позволяют заниматься серьезной, вдумчивой работой, а предметы «Русский язык» и «Литература» за курс 8 и 9 классов предоставляют благодатный материал для реализации метода проектов. В целях развития навыков и умений, необходимых для Устного собеседования, метод проектов можно использовать в двух направлениях: для создания проектов, в основе которых будет проведено исследование речи персонажей художественных произведений, и для создания проектов, в основе которых будет проводиться работа по исследованию иллюстраций, картин художников к художественным произведениям литературы. Организация проектной деятельности в данных направлениях поможет в развитии навыков и умений, необходимых для формирования навыка внимательной работы с текстом и описательной работы с иллюстрациями и фотографиями, то есть с теми навыками, сформировать которые необходимо у обучающихся для успешного прохождения Итогового собеседования.

Как показывает практика, прекрасные результаты имеет использование с целью подготовки к Итоговому собеседованию именно исследовательских проектов. В этом случае возрастает роль самостоятельности обучающегося, ведется кропотливая поисковая работа, возникает личная заинтересованность, стираются межпредметные границы и пр. Процесс такой деятельности приобретает творческую направленность, он увлекает, а результат - всегда положительный. Для обучающихся, имеющих развитую творческую составляющую их личности и характера, можно предложить темы проектов, отличающиеся большей творческой направленностью, такие как «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны» или «Иллюстрированный словарь по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Другие примерные темы проектов, объекты и предметы исследования можно представить в сводной Таблице1:

Таблица1.

п

Примерная тема

проекта

Объект

исследования

Предмет

исследования

1

«Речь героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Речь персонажей художественного произведения

2

«Народно-разговорные элементы в баснях И. А. Крылова»

Басни И. А. Крылова

Речь персонажей, автора художественного произведения

3

«Язык героев в рассказах М.Зощенко»

Рассказы М. Зощенко

Речь персонажей, автора художественного произведения

4

«Диалектизмы в творчестве С. А. Есенина»

Лирика С. А. Есенина

Речь персонажей, автора лирического произведения

5

«Словесно-художественное изображение образа Емельяна Пугачева»

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», картины русских художников:

Василий Перов «Суд Пугачева (1875г.);

Василий Фомичев «Пугачев на Соколовой горе» (1949г.);

Виктор Маторин «Казнь Пугачева» (2000 г.)

Речь персонажей, автора художественного произведения, художественный образ Пугачева, созданный в русской живописи

6

«Герой комедии «Ревизор» Хлестаков в иллюстрациях русских художников»

Иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» русских художников Боклевского П. М., Константиновского А. И., Савицкого К. А. и др.

Художественный образ Хлестакова, созданный в русской живописи

7

«Кавказ в иллюстрациях М. Ю. Лермонтова»

Художественные картины и рисунки М. Ю. Лермонтова с изображением Кавказа

Обобщенный образ Кавказа в живописи М. Ю. Лермонтова

8

«Образ Мцыри в иллюстрациях русских художников»

Художественные картины В. Г. Бехтеева, Ф. Д. Константинова, В. А. Полякова, И. Глазунова и др.

Художественный образ Мцыри, созданный в русской живописи

Гипотезы к приведенным темам исследовательских проектов могут быть самыми разнообразными: от предположения, что «народно-разговорные элементы в баснях И. А. Крылова способствуют выразительности речи и образности языка» до предположения, что «многие русские художники, изображая Мцыри, привносят в его образ множество черт, не соответствующих образу, созданному М.Ю. Лермонтовым».

Исследовательский проект в таких случаях может быть как коллективным, так и индивидуальным. В больших по численности классах общеобразовательных школ, несомненно, уместно использовать коллективную форму работы над подобными проектами. Таким образом в работу вовлекается большое количество учеников, распределяются социальные роли, такая работа будет отличатся кропотливостью и точностью. Для обучающихся с ОВЗ по причине состояния здоровья уместнее проводить подобные исследовательские проекты в индивидуальном режиме. Цели и задачи, поставленные перед учеником, должны быть посильны как в плане объема работы, так и в плане формы выполнения. Однако в любом случае, какими бы ни были тема, объект, предмет исследования и гипотеза, при постановке целей и задач педагогу необходимо скоординировать работу так, чтобы этот непростой труд над исследовательским проектом способствовал формированию умений и навыков, необходимых для успешного прохождения будущими выпускниками Итогового собеседования.

Метод проектов на уроках русского языка и литературы необходим, поскольку способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Среди задач, которые выполняются при непосредственном использовании проектной деятельности в системе обучения русскому языку и литературе, присутствует как задачи формирования у обучающихся системы интеллектуальных знаний, умений и навыков, способствующих развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности, так и задачи, способствующие развитию самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученным результатам. Благодаря этому метод проектов незаменим при обучении детей с ОВЗ. Именно он способствует развитию обучающихся с ОВЗ, оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

 

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.