12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 18лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
7

Методы изучения школьников с ОВЗ с целью профориентации

Методы изучения школьников с ОВЗ в целях профориентации.

Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой учителем трудового обучения, - изучение личности школьников, без чего невозможно квалифицированно ориентировать учащихся на выбор соответствующих профессий, проводить профконсультационную работу. Педагог К. Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». В полной мере эти слова относятся и к профориентационной работе.

Методы изучения личности школьника в значительной степени зависят от намечаемых учителем задач по профессиональной ориентации. Основные задачи при этом следующие:

выявление готовности школьника к выбору профессии;

определение свойств личности, ее возможностей;

воспитание качеств, необходимых для всех профессий ( трудолюбие, дисциплинированность, организованность и т. д. );

изучения соответствия избираемых учащимися профессий их психофизиологическим особенностям.

При проведении этой работы применяю следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент. Я устанавливаю закономерности в развитии личности школьника с нарушением интеллекта, наблюдая в процессе практической деятельности за ним, беседуя с ним и другими людьми.

В ходе бесед выясняю, что знают учащиеся о профессиях. В процессе живого общения определяю многие стороны личности школьника. Первые беседы – общие, ориентировочные; последующие – более узкие, специализированные. Результаты бесед записываю в виде специального протокола.

При проведение анкетирования всегда соблюдаю условия: испытуемые должны быть одного возраста, уровня развития. Всем предоставляю достаточно времени для обдумывания. С учащимися IX классов провожу анкетирование для определения интересов учащихся. Однако необходимо учитывать, что разовое проведение анкет вряд ли может правильно определить интересы учеников. Ведь в подростковом возрасте они не постоянны. Поэтому анкетирование целесообразно проводить в начале и в конце учебного года на всем протяжении обучения ученика в школе. Наблюдение за развитием интересов учащихся поможет дать им определенный совет в выборе если не профессии, то хотя бы сферы деятельности. Для более полного понимания профессии и содержания труда провожу сравнительный анализ профессий по схеме. Учащиеся объединяются в группы, где заполняют схему. После заполнения схемы школьники отмечают: сколько неизвестных для них сторон профессии так и осталось закрытым; какие новые стороны профессии открылись; в какой профессии больше преимуществ, в какой недостатков; как изменилось отношение к профессиям после их анализа.

Определить отношение школьника к труду можно только на основе систематических наблюдений. Таким образом, один из важнейших методов изучения школьника в целях профориентации – наблюдение. Наблюдая за учащимися с целью определения отношения их к труду, конкретной профессии, констатирую следующие свойства и качества личности: умение трудиться самостоятельно, планировать свою деятельность, критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе). В процессе наблюдения отмечаю такие качества личности детей: дисциплинированность (выполнение требований учебной, трудовой, технологической дисциплины); трудолюбие (увлеченность выполнением работ); добросовестность, ответственное отношение к труду; бережливость (аккуратное, бережное обращение с инструментами, машинами) и др. Наблюдения веду по заранее составленной схеме и всегда фиксирую их.

В ряде случаев ценные сведения об интересах ученика получаю с помощью анализа результатов его деятельности. Это могут быть его ответы, в которых он высказывает мысли о себе, изделия, выполненные им лично в процессе трудовой деятельности. Определенные сведения получаю, анализируя его личное дело, результаты медицинских обследований, классный журнал.

В практической работе по изучению личности школьника в целью профориентации использую также метод экспертов. Этот метод включает сбор и последующее обобщение устных или письменных высказываний ряда лиц (экспертов) об изучаемой личности. Собираю характеристики от учителей, родителей, товарищей. Полученные сведения анализирую и объединяю, получая таким образом объективные выводы о качествах личности школьника.

При изучении личности учащегося применяю метод обобщения независимых характеристик. Например, в характеристике на ученицу данной родителями, отмечаю особенности выполнения домашней работы, соблюдение режима дня, добросовестность, аккуратность, самостоятельность, настойчивость, общительность, отзывчивость, любимые и нелюбимые занятия, общее состояние здоровья. Исходя из ответов родителей, мне легче определить главное направление в работе как с учащимися, так и с их родителями.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что полнота и глубина в познании личности достигаются лишь при использовании различных методов. Только в этом случае можно получить наиболее полную характеристику личности. Ориентировка учащихся в мире профессий во внеурочное время.

Опубликовано в группе «Особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.