Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

2
1
Материал опубликован 18 October 2020

Рефлексия, как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста.


Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)


Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах младшего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.
В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.

Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки, которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей

А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите, красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.
А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?)


Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»


Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

Зелёный – активность;

Жёлтый – приятное, спокойное настроение;

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

Серый – замкнутость, огорчение;

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.


«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)
«Солнышко» - лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению
«Ваза с цветами»
«Дерево с листочками»
«Смайлики»
В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение), например «Дерево настроения»
«Наряди елочку»
«Поляна с бабочками»

Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.)

Дорисуй». Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение


РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)
) Аналогично -«Яблоня»
«Мишень»

«Светофор» - дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД.
«Волшебный мешочек»
У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.

«Поезд»
На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

«Лесенка успеха»
Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД

«Солнышко» - мне все удалось
«Солнышко с тучкой» - мне не все удалось
«Тучка» - мне ничего не удалось

Аналогично - «Дорожка успеха»

«Раскраска» - дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом

«Пантомима» - пантомимой можно показать результат своей работы.

Например, руки вверх- довольны своей работой, голова вниз – недовольны


РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ


Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

«Рефлексивный круг»(«Микрофон») - дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик) и отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал …
Было интересно…
У меня получилось…
Мне запомнилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
У меня не получилось…
Высказывания детей «Я не знал… », «Теперь я знаю…»



Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за просвещение педагогов!

18 October 2020

Похожие публикации