Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

1
0
Материал опубликован 2 November 2019


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         «Ярский детский сад комбинированного вида №3 «Улыба»


















Арт- терапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
















                                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                                        воспитатель

Матвеева Л.А.

1квалификационной категории






2019г.








Содержание



Введение ………………………………………………………………………..3

Часть I. Теоретические основания возникновения агрессивно поведения у детей старшего дошкольного возраста и его коррекция средствами арт- терапии …………………………………………………………………………………. 5

Понятие агрессивного поведения…………………………………………5

Особенности и причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………11

Арт- терапия как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….13

Часть II Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………14

2.1 Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….18

2.2 Программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...21

2.3 Контрольный этап исследования……………………………………………25 Заключение…………………………………………………………………..........26

Библиографический список литературы………………………………………..27













Введение


В работе с детьми дошкольного возраста проблемы агрессивности и агрессии требуют постоянного внимания. На протяжении долгого времени психологами разрабатываются различные методы борьбы с такими проявлениями характера.

Сама же по себе тема агрессивности в дошкольном возрасте не получила должного внимания в отечественной психологии, поскольку не рассматривалась учёными как проблема. В связи с тем, что последствия агрессивного поведения в большинстве своём социально опасны, в тех случаях, когда остро встал вопрос детской агрессивности, её рассматривали исключительно как деструктивное проявление личности, что в свою очередь, привело к отрицанию социально одобряемой агрессии. Тем не менее, агрессия является одной из динамических характеристик активности человека и его способности к адаптации в обществе. Кроме того полное отсутствие агрессивности в человеке делает его пассивным и ведомым.

Исходя из вышеизложенного, недопустимо полное подавление агрессивных импульсов ребёнка. В некоторых случаях, несомненно, требуется вмешательство взрослого, но оно должно быть нацелено на уменьшение или отвлечение от агрессивного поведения в острых конфликтных ситуациях. Важно не подавить агрессию в ребёнке, а научить контролировать её, научить отстаивать свои интересы и защищать себя социально приемлемыми способами, при этом, не ущемляя прав и интересов других людей.

В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Кроме того, среди большого количества материала по данному вопросу, с трудом можно найти стройную программу коррекции агрессивного поведения детей, в основном это отдельные упражнения и техники.

Актуальность исследования

В последнее время особенно остро встала проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста, ведь агрессивность, приобретённая в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В наше современное время почти в каждой возрастной группе детского сада, встречаются не один, а несколько детей с признаками агрессивного поведения. Эти дети нападают на детей в группе, обзывают и бьют их, отбирают и ломают игрушки, намеренно употребляют грубые выражения, одним словом, становятся «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Такого ребёнка трудно принять, а ещё трудней понять почему он такой ершистый, драчливый и грубый.

Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве сохраняется в течении жизни человека. Этому способствуют множество факторов: отношение в семье, телевизионные программы, фильмы и мультфильмы, а также компьютерные игры, которые влияют на степень агрессивности ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте все эмоциональные процессы ребёнка становятся более уравновешенными и управляемыми. Ребёнок способен контролировать внешнее проявление своих эмоций, а проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некоторых отклонениях, которые при отсутствии работы с таким ребёнком могут закрепиться и проявляться впоследствии в более старшем возрасте.

Объект исследования –агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – арт- терапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: разработать программу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, основанную на методиках арт- терапии.

Задачи:

Проанализировать теоретическую литературу по агрессивному поведению детей старшего дошкольного возраста;

Изучить поведение детей старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ детский сад № 3;

Изучить методы арт- терапии как коррекционные средства;

Провести практические исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;

Разработать программу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.


Гипотеза исследования

Арт- терапия вызывает положительные эмоции, а соответственно, отвлекает от состояния агрессии. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и таким образом воздействуют и на эмоциональную сферу личности.

Часть I. Теоретические основания возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и его коррекции средствами арт-

терапии.


Понятие агрессивного поведения.

Агрессивное поведение состоит из трёх аспектов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный аспект раскрывает причины проявления агрессии. Эмоциональный аспект предполагает высокую ). Пвозбудимость личности. В рамках агрессивного поведения это такие эмоции, как гнев, злость, презрение, отвращение. Волевой же аспект включает в себя в полнее положительные качества личности: настойчивость, целеустремлённость, инициативность, решительность.

На сегодняшний день существует три чётких теории, которые объясняют причины агрессивности. Каждая из них основана на опыте учёных и психологических школ разного времени.

Теория влечений (психоэнергетическая модель. По З. Фрейду [15, с. 375] в человеке заложено два наиболее сильных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Сексуальный инстинкт проявляется в любви, заботе, близости, а инстинкт смерти- в злобе, ярости, ненависти и мстительности.

Фрейда поддерживали многие психологи, которые считали агрессивный компонент мотивации одним из основополагающих в поведении человека.

Более глубоко эту тему раскрыл К. Лоренц [16, с.272]. Он считал, что агрессивный инстинкт является неотъемлемой частью эволюции, выживания и адаптации человека. Но прогресс и развитие научно- технической мысли опередили биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, а это неизбежно влечёт периодическое внешнее выражение агрессии. В другом случае внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать «давление» внутри организма, пока не приведёт к вспышке неконтролируемого гнева ( принцип выпускания пара из паровозного котла).

Однако, «психогидравлическая модель» К. Лоренца в большинстве своём основана на результатах исследований, полученных на животных, и необоснованно перенесённых на человеческое поведение. Кроме того, теория инстинктов предполагает, что человек не сможет самостоятельно справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственный выход- направлять её в нужное русло.

Впоследствии многие психоаналитики отошли от «жёстких схем» концепции Фрейда и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.

Например, согласно А. Адлеру [18, с.484-486], агрессивность является качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи является стремление к превосходству. Но эти базовые влечения становятся аутентичными только при условии правильного понимания социального интереса. Агрессивное сознание выражается различными формами агрессивного поведения: от открытого до символического. Это объясняется тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарцисстический компонент, требующий признания и преклонения. Символическим формам агрессивности также относят ритуалы, обряды, а также иные виды социальной активности.

Ещё один представитель психоанализа Э. Фром [18, с.447] рассматривал два противоположных вида агрессии. Это оборонительная («доброкачественная») агрессия, которая обеспечивает выживание человека. Она активизируется, только когда есть опасность или угроза жизни. Второй вид «злокачественная» агрессия- это деструктивность и жёсткость, свойственные только человеку и зависящие от различных психологических и социальных факторов.

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) рассматривает агрессивное поведение как ситуацию, а не эволюционный процесс. Согласно Дж. Долларда [8], агрессия- это реакция на фрустрацию, преодоление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Л.Берковитц [4]ввёл три существенных поправки в эту теорию: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фрустирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям (22).

С. Розенцвейг [19] выделяет три вида причин, вызывающих фрустрацию:

1. лишения (privation)- отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека. С. Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером «внутреннего лишения», коренящегося в самом человеке, может служить ситуация, когда человек испытывает влечение к женщине и вместе с тем сознаёт, что он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

2. потери (deprivation)- утрата предметов или объектов ранее удовлетворяющих потребности. Примеры: смерть близкого человека, сгорел дом, в котором долго жили («внешняя потеря»); Самсон теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила («внутренняя потеря»).

3. конфликт- одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений. Пример «внешнего конфликта»: человек который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример «внутреннего конфликта»: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто- ни будь соблазнил его мать или сестру [4].

Некоторые из исследователей стали рассматривать реакцию на фрустрацию как комплекс защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль.

Теория социального научения (бихевиоральная модель) раскрывает понятие агрессии как усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление [4]. В этой теории изучается влияние первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Доказано, что дети проецируют на себя модель поведения родителей, соответственно, у агрессивных родителей бывают агрессивные дети. Наблюдение и подкрепление агрессии со временем формирует у человека повышенную агрессивность как свойство личности, в то время, а наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности.

Теория социального научения на сегодняшний день является наиболее актуальной, особенно в тех случаях, когда сведения об агрессоре и ситуации социального развития.


1.2 Особенности и причины возникновения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Если рассматривать поведение детей старшего дошкольного возраста, то в это время проявления агрессивности во многом связанны с процессами поло-ролевой идентификации ребёнка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Например, использование техники «Doll- play» (когда ребёнок играет в куклы, представляющих членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. У мальчиков агрессия в большей степени проявляется к кукле «отца», а наименьшая к кукле «матери», у девочек наоборот. Было также замечено, что мальчики, воспитывающиеся в полных семьях, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, которых мать воспитывает одна. В семья, где нет отца, возникновение основ мужских свойств личности у сыновей замедлено и мальчики менее агрессивны, но при этом более зависимы. При этом родители начинают занимать и более дифференцированную позицию в отношении ребёнка, то есть воспринимают его не только как «ребёнка», но и как «мальчика» или «девочку».

Результаты исследований влияния социализации на соотношение физической (драка, порча предметов, нападения) и вербальной (оскорбления, угрозы, обвинения) агрессии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сильно отличается. Мальчики выражают свою агрессию чаще физически, тогда как девочки -вербально.

Степень агрессивности детей старшего дошкольного возраста определяется двумя основными факторами: образец отношений в семье и характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Рассмотрим оба фактора более подробно.

В семьях агрессивных детей выявлено также агрессивное поведение взрослых не только по отношению к ребёнку, но и как модель поведения в целом. Кроме того, как правило, отцы чаще одобряют и поддерживают девочек, а матери более лояльны к сыновьям.

Второй фактор выявляет связь между родительским наказанием и агрессивностью детей. Дети, воспитывающиеся крайне строго, были наиболее склонны к проявлению физической агрессии по отношению к сверстникам и взрослым в не дома, хотя во взаимодействии с родителями проявляли мало прямой агрессии. Данные некоторых исследований свидетельствуют также, что родители чаще подвергают физическим наказаниям мальчиков, чем девочек. А это провоцирует у мальчиков наибольшее сопротивление. Более того, снисходительность к агрессивному поведению детей даёт ребёнку повод проявлять агрессию, не переживая за последствия. Степень агрессивности таких детей мало отличается от тех, кого строго наказывают родители.

На возникновение агрессии детей влияют следующие факторы: 1.Оценка другими людьми. Присутствие посторонних лиц, как правило, оказывает влияние на проявление агрессивности, в некоторых случаях усиливая, а в других – затормаживая этот процесс. Зависит это от оценки агрессивности наблюдателя. В случае, когда наблюдатель воспринимается детьми, как агрессивная личность, дети соответственно, проявляют больше агрессии. В то же время наблюдатель, воспринимающийся детьми, как противник агрессии, влияет на детей прямо противоположно.

2.Намеренность агрессии. Нередко для проявления агрессии достаточно понимания враждебных намерений другого человека. В таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. В тех же случаях, когда противник просит заранее простить его, гнев, как правило, не возникает вообще, а ответной агрессии, соответственно не происходит.

Осознание того, что конфликт был непреднамеренным, уменьшает проявление агрессии, гнев и желание мести.

3.Восприятие агрессии. Сюжеты насилия в телепрограммах, фильмах, а в последнее время и в мультфильмах могут вызывать у детей реакцию замещения, когда переживания героев воспринимаются детьми, как собственные. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео- насилием, в то время как мало-агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

4.Желание возмездия. Агрессия, особенно в детском возрасте, может возникнуть как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что либо. Так, например, ребёнок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребёнка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.


1.3 Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Методов и техник коррекции агрессивного поведения у детей на сегодняшний день множество. Каждое направление коррекционной работы включает в себя творчество, сказки, танцы и другие виды искусств. Они сгруппированы по особенностям детей:

1. Высокий уровень личностной тревожности, сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. Для снижения уровня личностной тревожности применяются методы и техники коррекционного воздействия , такие как:

Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку.

работа со страхами.

ролевые игры.

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Используется направление: Формирование осознания собственных эмоций, а так же чувств других людей, развитие эмпатии.

Техники коррекционного воздействия:

Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния.

Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния.

Рисование, лепка, эмоции.

Изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лиц этих предметов и явлений.

Разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния

Методика-«я грустный _радостный) ит.д »

Ролевые игры отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3.Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя, со стороны окружающих и. т.д. смотреть приложение №1.


Арт- терапия – наиболее применяемая методика в современном мире.

Это язык искусства: красок, звуков, линий, форм и образов способен выразить намного больше, чем мы можем озвучить с помощью слов. Арт- терапия использует невербальный язык искусства, как средство, обеспечивающее возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни.

Арт- терапия включает в себя несколько более конкретизированных напавлений. Это изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия и фототерапия.

Музыкальная терапия –это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей [10].

Музыкальную терапию широко применяют для лечения и профилактики широкого спектра нарушений : (отклонение в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, психических отклонений, аутизме и.т.д.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры [11]. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряжённость, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Рассмотренные методы не только популярны среди отечественных и зарубежных учёных, но и дают прекрасные результаты при работе в группе.


Часть 2. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством арт- терапии


Опытно – экспериментальная работа по использованию технологии арт- терапии для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась в МБДОУ №3 «Улыбка» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Цель – подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования: эффективная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ №3 «Улыбка» возможна при соблюдении следующих условий:

При своевременной диагностике признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста;

При использовании арт – терапии как коррекционной технологии;

При тесном взаимодействии педагогов с родителями.

Мы придерживались следующих принципов:

доступности;

научности;

последовательности и систематичности;

сознательности и активности личности;

Нами было проведено собрание с родителями детей посещающих нашу группу, где родители дали своё согласие на работу с детьми.

Данное исследование я разделила на 3 этапа:

Диагностический этап.

Цель: определить уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста в группе.

Коррекционный.

Цель: реализовать разработанную нами программу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством арт- терапии.

Контрольный.

Цель: анализ эффективности применения технологии арт- терапии для снижения уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.


2.1 Диагностический этап исследования.

На основе выдвинутой гипотезы на данном этапе мной были поставлены следующие задачи:

провести анкетирование родителей с целью выявления причин агрессивности детей;

с помощью рисуночных тестов выявить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;

разработать программу арт –терапии для снижения уровня агрессивности в поведении детей;

проанализировать влияние коррекционных занятий с использованием технологии Арт –терапии на снижение уровня агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста.

работа с родителями

Для изучения уровня проявления агрессивности я использовала следующий психодиагностический инструментарий:

структурализированное наблюдение;

анкета для родителей «Критерии агрессивности ребёнка»;

Проективная методика «Несуществующее животное», разработанная Дукаревичем М.З.

Рисуночный тест «Кактус»

Результат обследования детей по методике структурализированного наблюдения.

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам наблюдения можно отметить, что из 20 детей, в особом внимании нуждаются шесть детей , набравшие от 11 до 12 положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как: враждебность, гнев, негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень у семи детей, они отличаются тем, что негативно относятся замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Низкий уровень агрессивности у семи детей. Эти дети уравновешенны, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

Смотреть приложение №1.

Диаграмма №1 «Структурализированное наблюдение»

t1572682168aa.gif

Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко).

Цель анкетного опроса: выявление предпосылок к межличностным конфликтам.

Результаты исследования отражены в таблице 2. Приложение №2.

По результатам анкет мы определили группу детей для коррекционных занятий с высоким и средним уровнем агрессивности.

Обобщая данные по выявленной группе детей с разной степенью агрессивности, отметим что:

Высокий уровень у 6 детей (30%)

Средний уровень у 10 детей (50%)

Низкий уровень у 4 детей (20%)

Диаграмма №2 «Критерии агрессивности у ребёнка»

t1572682168ab.gif

Данная обработка данных позволила сделать вывод о том, что многие дети испытывают высокий уровень агрессивности, 50% детей средний и только 20 % детей имеют низкий уровень агрессивности.


Проективная методика « Несуществующее животное» разработана Дукаревичем М.З.

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Её рекомендуется использовать начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти-шести лет).

Результаты оценивания детских работ по методике «Несуществующее животное» показали, что высокий уровень у шести детей, средний уровень – 10 детей, низкий уровень – 4 детей.

Смотреть диаграмму №3 «Несуществующее животное» Приложение №3

Диаграмма №3 «Несуществующее животное»

t1572682168ac.gif


Рисункам детей с повышенным и высоким уровнем агрессивности присуще: крупное изображение, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и.д.), изображение двоих животных- один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию детей.

На рисунках детей со средним и слабым уровнем агрессивности нет животных с угрожающим выражением, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т.д. Эти рисунки отличаются уверенными стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

Графичесая методика «Кактус»

Графическая методика «Кактус, предназначена для работы с детьми старше трёх лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы, отметить наличие агрессивности, её направление, интенсивность.

Во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопросы им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что- то неправильно.

Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы:

Повышенный уровень агрессивности показали- 8 детей

Стремление к защите- 7 человек

Эгоцентризма – 5 человек

Смотреть диаграмму №4 Приложение №4

t1572682168ad.gif

Таким образом в ходе диагностики, в совокупности выше названных методик, выявилась группа детей (16 человек) с высоким уровнем тревожности и страхов, а так же с высокой степенью агрессии, именно на этих детей направлена наша коррекционно - развивающая программа.

Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, кричат, начинают по пустякам обижать своих сверстников.


2.2 Программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством арт- терапии

Пояснительная записка

Коррекционный этап опытно-экспериментальной работы проводился мной со всеми детьми данной группы.

Целью является – создание организационных и мотивационных условий для снижения частоты агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста по средством арт- терапии.

Задачи:

Развитие у детей способности распознавать свои эмоции и управлять ими, а также выработка умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;

Формирование знаний у родителей о проблеме агрессивного поведения дошкольников, а также умений и навыков помощи своим детям справиться с агрессивным состояние, научить бороться со своим гневом;

Формирование адекватного поведения воспитателей в отношении агрессивных детей, развитие коммуникативных навыков, умений снимать эмоциональное напряжение.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно - развивающая программа включает в себя 15 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий – по 30 минут 1 раз в неделю. Занятие проводится по подгруппам до 10 человек.

Программа состоит из 2-х разделов.

В процессе проектирования комплекса методов социально- педагогической коррекции агрессивного поведения мы руководствовались следующими принципами:

Принцип системности коррекционных задач;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Деятельностный принцип коррекции;

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка к участию в коррекционных мероприятиях.

В соответствии с целями и задачами коррекционная программа выстраивается по трём направлениям, каждому соответствуют свои методы:

Методы работы с детьми;

Методы работы с родителями детей;

Методы работы с воспитателями.

Методы разной направленности составляют основу коррекционных мероприятий. Все три направления осуществляются во взаимосвязи, занятия проводятся 1 раз в неделю. Рассмотрим каждое направление подробно. В основе работы с детьми лежат разработки О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, О.В. Хухлаевой. Основываясь на базовых видах деятельности дошкольного возраста, на занятиях используются методы формирования сознания личности: беседа, анализ ситуаций, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, игровые упражнения, тренинговые упражнения, подвижные игры, методы творческого самовыражения: рисование, лепка, конструирование; методы творческого воздействия: арт- терапия, сказка- терапия, музыка –терапия.

Занятия выстраиваются по 3-м ступеням: эмоции, поведение, конструктивное решение конфликтов. Первые два занятия являются вводными. Они состоят из методов, игровых упражнений, подвижных играх, позволяющих ребёнку раскрепоститься, снять мышечные зажимы, что способствует более продуктивной работе в течении следующих занятий.

Двигательные упражнения есть на каждом занятии первых двух ступеней.

На первой ступени- эмоции: ребёнок учиться распознавать эмоции свои и окружающих. Это необходимо для того чтобы научить ребёнка адекватным формам поведения в ситуации конфликта. Недостаточно просто научить ребёнка видеть и различать эмоции, важно чтобы ребёнок знал причину их появления.

Вторая ступень – поведение. Занятия этой ступени направлены на то, чтобы снять эмоциональное напряжение и научить ребёнка выражать свой гнев социально- приемлемыми способами.

Третья ступень – конструктивное решение конфликтов. Она позволяет объединить ранее полученные знания и умения, настроить ребёнка на позитивное отношение к миру с помощью метода арт- терапии. Каждое занятие начинается с того, что педагог предлагает детям послушать очередную сказку. После этого детям предлагается ответить на вопросы взрослого, рассказать о случае из своей жизни, а можно даже проиграть с детьми какую- нибудь ситуацию. Очень хорошо, если дети сами начнут приводить примеры о том, что они видели или знают, как поступают их родители, братья, сёстры, друзья. Чем активнее будут вступать в разговор дети, тем лучше. Главное включить детей в живой диалог, беседовать с ними на равных, приходить к каким либо выводам, вырабатывать навыки конструктивного поведения в ходе диалога.

Эффективность комплекса методов зависит от того, произойдёт ли перенос позитивного опыта, полученного ребёнком на занятиях, в его реальные жизненны ситуации. Работа с педагогами и родителями имеет цель обеспечить этот перенос.

Учебно - тематический план.

тема

Основные средства и материалы

1

вводное

Большой лист бумаги, карандаши

2

вводное

музыка

3


Мяч, приготовленная пиктограмма радости, музыкальное сопровождение, солёное тесто, листы бумаги

4


Зеркало, музыкальное сопровождение

5


Платок, пиктограмма страха, музыкальное сопровождение

6


Мяч, листы бумаги, ведро, либо корзина для мусора, карандаши

7


Пиктограмма злости, отрывок из произведения Чуковского «Мой додыр»

8


Волшебный мешочек, музыкальное сопровождение

9


Пружина, волшебный мешочек, музыкальное сопровождение

10

С использованием сказка -терапии


11


Музыкальное сопровождение

12

С использованием изо - терапии

Свечи, восковые мелки, листы бумаги, музыкальное сопровождение

13


сказка

14


сказка

15


сказка

Смотреть приложение №5 «Коррекционная прграмма агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста по средством арт – терапии»

Работа с родителями: смотреть приложение №10 «Агрессивный ребёнок»


2.3 Контрольный этап исследования

С целью снижения эффективности проводимой коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии, была проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения агрессивности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посетивших наше занятие, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.

Рассматривая рисунки детей, видим динамику снижения у детей агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоциональных состояний.

Если в начале коррекционных занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный, что говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний, то, по прошествии половины занятий линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. В завершении коррекционные рисунки стали приобретать радостную и весёлую окраску и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.

Структуризированное наблюдение смотреть приложение №6

При повторном наблюдении были получены следующие результаты:

Диаграмма Срутуризированное наблюдение

t1572682168ae.gif

После проведения коррекционной программы и повторного диагностирования уровень агрессивного поведения детей стал снижаться. Из диаграммы мы видим, что высокий уровень агрессивности детей снизился и перешёл в средний.

Средний уровень агрессивности у семи детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, обижают более слабых.

Низкий уровень агрессивности у 13 дете. Эти дети уравновешенны, спокойны, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.

Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко). После проведения коррекционной работы, повторного диагностирования по этой методике были получены следующие результаты:

Высокий уровень- 0 детей

Средний уровень- 9 детей

Низкий уровень – 11 детей

Диаграмма «Критерии агрессивности ребёнка»

t1572682168af.gif

Результаты по методике смотреть в приложении №7

Повторная диагностика по методике «Несуществующее животное проведённая после коррекционной программы показала, что агрессивное поведение детей значительно снизился.

Высокий уровень -1 ребёнок, средний уровень -11 детей, низкий уровень -8 детей.

Диаграмма по методике «Несуществующее животное»

Смотреть приложение №8t1572682168ag.gif


У детей снизилось наличие острых углов в рисунках, формы изображения животных стало ближе к естественным, линии рисунка стали значительно тоньше.

Сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапов эксперимента показал, что в данной группе уровень агрессивности значительно снизился.

Результат обследования по графической методике «Кактус» показал, что дети стали уверенней отвечать на вопросы. Рисунки детей стали меньше размером, на кактусах стали вместо иголок расти цветы. На рисунках стало больше оптимизма.

Смотреть приложение №9.

Вывод по результатам контрольного эксперимента

Качественный анализ результатов контрольной диагностики уровней агрессивности детей показывает, что уровень агрессивности в данной группе детей значительно снизился, дети в данной группе стали более спокойными, общительными.

По результатам наших наблюдений у детей повысилась общая поведенческая активность. Дети стали вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились договариваться, а главное без проявления агрессии разрешить конфликтные ситуации. Всё это подтверждает эффективность проделанной нами коррекционной работы.


Вывод по 2 части:

1.В опытно экспериментальной работе мы подтвердили гипотезу нашего исследования: арт – терапия вызывает положительные эмоции, а соответственно, отвлекает от состояния агрессии. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ возможна.

2. Арт – терапия для коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста, представленная в данной работе, согласно полученным результатам, имеет высокий уровень эффективности.

3. Проведённые нами коррекционные занятия показали необходимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Заключение

Итак, проблема агрессии в современном мире является чрезвычайно актуальной.

Основными факторами, определяющими, формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению в основном путём наблюдения агрессивных действий других людей. Общество в котором живут наши дети заражает наше молодое поколение. Поэтому сегодня проблема агрессивного поведения детей является острой и очень актуальной.

Ранее выявленные проблемы агрессивности у детей, системный анализ характера её возникновения и адекватная возрасту коррекционная работа дают возможность предотвратить неблагоприятные формы развития поведения.

Профилактическая и коррекционная деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к ребёнку. Социального оздоровления и социально – педагогической коррекции требует также и неблагоприятная социальная среда, которая часто вызывает агрессивное поведение дошкольника.

В ходе исследования первым этапом нашей работы было ознакомление с творческими основами проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Проработав литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме агрессивности в детском возрасте.

Семья является провоцирующим фактором в проявлении агесии детей, если присутствуют конфликты, жестокие наказания.

Родители, при возникновении агрессивного поведения реагируют на данное поведение либо снисходительность, т.е. готовы прощать поступи, понимать и принимать ребёнка, либо строго наказывают агрессивными проявлениями. Между ребёнком и родителями нарушается внутренний комфорт ребёнка, и он старается всё это выместить на окружающих его детях в детском саду или улице.

Я предположила, что арт – терапия может повлиять на снижение агрессивности детей. Изучив методическую литературу по арт – терапии, мы разработали и внедрили программу коррекционных занятий.

Нами были проведены серия диагностических методик до начала и после коррекционных занятий для выявления эффективности применения арт – терапии ак коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты показали высокую эффективность данной работы. Мы подтвердили гипотезу нашего исследования.

Практическая значимость: данная работа заключается в том, что проведённое исследование проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста может служить важным материалом для дальнейшего исследования данной проблемы. Разработанная и апробированная на практике технология арт – терапии коррекции уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста может во многом помочь воспитателям в воспитании дошкольников.

Литература

1.Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж. Алан. –М: ПЕРСЭ, 2006.-272с.

2. Бердникова, Ю. Мир ребёнка / Ю. Бердникова.- Наука и техника, 2007, -288с

3.Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт- терапии / М. Бетенски. –М: ЭКСМО- Пресс, 2002. -256с.

4. Berkowitz L Aggression: A sokial psychological analisis N Y- 1962-1973


5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» АСТ, 2008 -668с.

6. Ворожцова О.А. «Музыка и игра в детской психотерапии» издательство института психотерапии 2004.

7.Гудман. Р. «Обсуждение и создание детских рисунов» Из-во ЭКСМО 2007-272с.

8. Доллард Дж. Фруструктивная агрессия. 1939г.

9. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 2007-192с

10. Комарова Т.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» 2000-52с.

11. Копытин. А.И. «Арт – терапия детей и подростков» 2007г

12.Мадонова Е.Н. Арт –терапия в решении задач психологической коррекции 2005г №5

13. Осипова А.А. «Общая психокоррекция» Сфера 2000- 512с

14.Практическая диагностика и психологическое консультирование Под ред. Т.Ю. Синченко Ростов –на- Дону

15.Фрейд З.Я и оно. – Тбилиси 1991-с375

16.Лоренц К. Агрессия –М. 1994-с.272

17.Sears R/ Maccody E., Levin H. Patterns of Child -1957- pp 484-486

18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М. 1994-447с

19. С. Розенцвейг «Фрустрация как один видов психических состояний»

20. Фресс Г.М. «Тайный мир рисунка» Европейский дом 2000-176с

21. Хульбут Г. «Арт –терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда» 2001 №3

22. Яковлева Е.Л. «Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития» 1997 №4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации