Статья «Использование наглядности на уроках биологии для повышения уровня успеваемости школьников»

12
4
Материал опубликован 16 April 2023 в группе

Использование наглядности на уроках биологии для повышения уровня успеваемости школьников.



Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Ошибочно думать, что много знание это достоинство. Ведь важно не количество, а качество знания». Ребенок может выучить достаточно большой объем информации, но сможет ли он его применить позже в своей жизни и воспользоваться им при необходимости…

Если учащийся стремиться получить новые знания, стремиться овладеть учебным материалом, то эффективность познавательного процесса возрастает. Но как сделать так, чтобы у ребенка появилось желание получать новую информацию?

На сегодняшний день существует множество разнообразных методов и педагогических технологий для использования и применения на уроках.

По моему мнению, одними из эффективных являются проектная технология, метод моделирования, технология проблемного обучения.

Для учащегося любого возраста важна на уроках наглядность, тем более на уроке биологии. Ребенок должен понимать, как выглядит и устроен организм, и не просто по картинкам, а если есть возможность, то пол микроскопом. Изучить процессы, происходящие в живых организмах. Учащиеся лучше запоминают то, что они видят, и еще лучше, то что они делают сами. Поэтому метод моделирования может быть использован, как один из основных.

Сделать модель можно как живого организма, так и любого органа, и даже процесса. Например, на уроках биологии в 5 классе в качестве домашнего задания ученики оформляют модели растительных клеток, разных форм бактерий. В 6 и 7 классах оформляются модели строения органов растений и представителей разных систематических групп растений, а так же представителей царства Грибы.

t1681642876aa.jpgt1681642876ab.jpg

t1681642876ac.jpgt1681642876ad.jpg

Фото 1. Модели клеток, изготовленные учениками 5-х классов.

В 8 и 9 классе оформляем модели органов животных и человека. Модели оформляются учениками из разных доступных для них материалов. Например, кто-то использует пенопласт, папье-маше, пластилин, бумагу и многое другое. При выполнении данного задания, ребенок прорабатывает полученный материал на уроке, лучше усваивается домашнее задание. И как правило, данный вид работы дает ребенку возможность усвоить лучше материал и они длительный период времени «сохраняют» знания. Они могут их применить не только на уроках при изучении одной темы, но и с легкостью вспоминают при сравнении биологических объектов.

Лабораторные работы дают возможность ребенку самому исследовать живой организм или какой-либо процесс, происходящий в нем. Так же данный вид работы на уроке и на внеурочной деятельности дает возможность ребенку отработать навыки пользования микроскопом, вспомнить особенности его строения. Данные знания ребенок сможет применить на ВПР, в котором содержится данный блок заданий.

Проектная технология может быть использована на уроках в качестве закрепления и систематизации знаний. На уроке эффективнее использовать краткосрочные проекты, например изготовление памятки. Памятка, как продукт проектной работы может быть использована ребенком на уроках. Ребенок в памятке оформляет основную и ключевую информацию по данной теме. В 8 и 9-х классах памятки направлены на формирование практических навыков, например, памятка по методам борьбы с паразитическими организмами, памятка по сохранению здоровья опорно-двигательного аппарата.

t1681642876ae.jpgt1681642876af.jpg

Фото 2. Буклет изготовленный учениками 5-х классов, по теме «Многообразие растений»


t1681642876ag.pngt1681642876ah.png

Фото 3. Памятка по теме «Покрытосеменные растения» 6 класс

t1681642876ai.jpgt1681642876aj.jpg

Фото 4. Памятка по теме «Здоровье опорно-двигательной системы» 8 класс


t1681642876ak.jpg

Фото 5 Памятка по теме «Грибы» 5 класс

Долгосрочные проекты могут быть групповыми и индивидуальные. Ученики с интересом выполняют исследовательские работы, что повышает качество их знаний и умений. С проектами мои ученики выступают на разноуравневых конференциях и занимают призовые места.

t1681642876al.jpgt1681642876am.jpgt1681642876an.jpg

Фото 6. Долгосрочный проект по выращиванию микрозелени.

t1681642876ao.jpgt1681642876ap.jpgt1681642876aq.jpg

t1681642876ar.jpg

Фото 6. Долгосрочный проект по выращиванию овощных культур в гидропонной установке.



Успех обучения школьников зависит от правильной организации их деятельности. Наглядность на уроках биологии – это один из факторов, которые влияют на усвоение полученных учебных знаний. Наглядность помогает сформировать образ объекта или биологического процесса. Такие знания и представления являются устойчивыми, и полученные знания школьник может применить на практике в жизни.

Проводя самостоятельно работу, опыты и лабораторные работы, ребенок убеждается в реальности процессов и явлений, о которых учитель рассказывает на уроках, убеждается в истинности полученных на уроках знаний, которые прочно закрепляются в его сознании.

Комплексное применение наглядности на уроках биологии приводит к повышению уровня знания и качества образования учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень содержательная работа, с интересными и полезными методическими подходами! Спасибо!

16 April 2023

Спасибо большое, Егор Игоревич. Очень рада что заинтересовала моя работа)

17 April 2023

Ваша гидропонная установка впечатляет! Согласна на все сто: если ученика заинтересовать своим предметом, он будет бежать на уроки за знаниями.

16 April 2023

Наталья Анатольевна, спасибо Вам за комментарий. Детей сейчас действительно сложно увлечь чем-то, но возможно)

17 April 2023

Похожие публикации