Статья «Повышение уровня успеваемости и дисциплины через реализацию программы внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ»

4
0
Материал опубликован 21 January 2021

Повышение уровня успеваемости и дисциплины через реализацию программы внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ

«Историческое значение каждого русского человека
       измеряется его заслугами Родине, его человеческое
       достоинство – силой его патриотизма».

           Н.Г. Чернышевский.

Один из острых вопросов, который стоит в настоящее время перед школой и государством в целом - это возрождение духовных традиций России с формированием в сознании учащихся таких понятий как Родина, Отечество, Гражданственность, Патриот.

Для систематизирования дальнейших направлений деятельности можно привести расшифровку аббревиатуры ПАТРИОТИЗМ:

П – права и обязанности граждан

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий

И – изучение истории своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

И – искренность, милосердие

З – здоровый образ жизни

М – мужество

Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальному языку и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания являются приоритетными в системе нравственного воспитания.

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания.

По инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу в 2016 году было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение “ЮНАРМИЯ”, основными целями которой являются:

участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;

всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

сохранение и приумножение патриотических традиций;

формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.


Актуальность направления.


События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальную, но и духовно - нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферу общества.

Актуальность данного направления состоит в том, что условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятно для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы, однако в условиях школы можно успешно начать формирование необходимых жизненных ориентиров и ценностей, без ущерба для успеваемости учащихся.

На представленной ниже диаграмме можно видеть статистические и планируемые результаты внедрения школьной программы внеурочной деятельности “ЮНАРМИЯ”.

t1611246152aa.gif

Направление 1. Права и обязанности граждан.

t1611246152ab.jpg

В повседневной жизни каждый человек должен знать и защищать свои права. Правонарушения случаются с людьми или вокруг них ежедневно, каждый хоть раз сталкивался с этим.

Основная цель правового (юридического) воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, то есть к тому, чтобы он был доволен своей жизнью, самостоятельно себя обеспечивал и не приносил проблем окружающим людям, знал свои права и обязанности. 

В нашей стране правовое воспитание детей, как и  воспитание в целом, во многом остается прерогативной зоной ответственности родителей. Однако в современных условиях такого подхода минусов больше, чем плюсов. Исходя из того, что некоторые родители и сами не сильны в вопросах права и знании законов, и уж тем более мало кто из них будет целенаправленно получать необходимые педагогические навыки.

В итоге правовое сознание ребенка формируется стихийно, на основании собственных наблюдений за жизнью семьи, разговоров взрослых, информации, полученной в общении со сверстниками или из СМИ. Результаты печальны: среди подростков немало тех, кто не уважает законы или не видит ничего страшного в их нарушении.

Исходя из положения устава “ЮНАРМИЯ” необходимо всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом и правовом совершенствовании.

Для успешного применения правового обучения в школе, по мимо уроков правоведения, необходимо вести обучающую работу для закрепления материала и формирования следующих принципов:

Права = защита Права = безопасность Права = искоренения коррупции Права = свобода слова и выражения Права = равноправие Права= стабильность

При включении данного направления подготовки в рабочую программу внеурочной деятельности “ЮНАРМИЯ” мы обеспечиваем дополнительную функцию обеспечения необходимой информацией учащихся, поскольку незнание закона не освобождает от его ответственности.

Направление 2. Активный образ жизни.

t1611246152ac.jpg

Формирование жизненной позиции, как целостности личности и её жизненных отношений определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении. Процесс формирования активной жизненной позиции осуществляется именно в подростковом возрасте, так как ведущем мотивом поведения и деятельности подростков в школе является их стремление быть значимыми среди товарищей в классном коллективе, а затем и в обществе.

Необходимо помнить, что подростки бывают излишне инициативны, самоуверенны и чрезмерно критичны в отношении окружающих. Стараются казаться взрослыми, независимыми, отстаивая своё право на самостоятельность. Именно в подростковом периоде происходит пик социальной активности, стремление стать лидером. К подросткам приходит осознание своего социального статуса. Многие из них испытывают тревожность и недовольство своим статусом, чувствуя непопулярность среди сверстников или отвергнутость. Некоторые из ребят, не нашедшие признание в учебном коллективе, часто примыкают к стихийным, асоциальным группам или погружаются в виртуальный мир. Именно таким детям требуется помощь и поддержка со стороны родителей, школы и педагогов, ориентируя их на активную социальную позицию.

Именно в школе у учащихся формируются ценности и нормы, нравственные убеждения, принципы, идеалы, которыми подростки руководствуются в своём поведении, что позволяет им противостоять негативным и отрицательным воздействиям со стороны сверстников, а также проявлять активность, инициативность, самостоятельность, учитывая мнения других. Все это является залогом успеха в жизни.

Рассмотрим приоритет направления “ЮНАРМИЯ” по формированию активной позиции:

Внеурочная занятостьМногие родители совершают ошибку, занижая значимость внеурочной занятости (кружки, секции) детей в пользу образования и учебного процесса. Если у ребёнка сложности в учёбе, то освободив его от лишней нагрузки, он не станет хорошистом, но тем самым учащийся лишается важных процессов формирования личности.

Работа по направлению “ЮНАРМИЯ” призвана закрыть любые пробелы социализации и коммуникации, прямым образом влияя на:

смена вида деятельности: умственная, физическая, творческая и моторная активность

смена стиля общения: позволяет развивать коммуникативные навыки, а так же уверенность в себе;

смена круга общения: способствует расширить круг друзей и почувствовать свою значимость среди сверстников;

смена обстановки: даёт возможность переключится и отвлечься от неприятностей и проблем, способствует развитию адаптивных качеств;

процесс организации досуга: развивает устойчивые интересы и увлечения, способности в самоорганизации, ответственность и самостоятельность;

общение: формирует способности к самопрезентации, коммуникабельность,

социально значимая деятельность в школе:  мотивация ребёнка к участию в школьных проектах, акциях, творческих общешкольных мероприятиях, поощряя его активность, что позволяет влиять на самооценку, целеустремленность, а так же значимость среди сверстников.

Общественно полезная деятельность.  Участие в волонтёрских движениях, в акциях по сбору макулатуры, в «зелёной» акции по высадке растений, в субботниках. Так у учащихся формируется потребность в «добрых делах», появляется гражданская позиция.

Собственный пример. Педагогу необходимо самому быть примером для своих учеников, при этом залог успеха состоит из: активности, инициативности, целеустремлённости.

Задача направления “ЮНАРМИЯ” воспитывать участников движения так, чтобы они чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

Направление 3. Толерантность.

t1611246152ad.jpg

Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества, исключения внутренних школьных конфликтов и обеспечения безопасности учебного процесса в целом.

В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо научить детей быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.

Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад и т.д.). Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль ЮНАРМИИ по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, преподавателей - организаторов ОБЖ, социальных педагогов, завучей по УВР, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям. Один из основных вопросов, который стоит перед современной школой: «как обеспечить эффективный процесс воспитания толерантных качеств личности школьника в рамках образовательной программы?». Данный вопрос наиболее актуален в рамках современного поликультурного общества, которое ждет его решения именно от школы. Это связано с тем, что школа имеет возможность и должна создать необходимые условия для продуктивного межэтнического общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов.

Задачи ЮНАРМИИ по воспитанию толерантности учащихся в школе:

Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.

Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других. Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.

Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.

Основные методы воспитания толерантности в школе:

Воспитывающие ситуации

Коллективная творческая деятельность

Активная социальная и трудовая деятельности

Информационно-развивающая и эмпирическая работа с учащимися (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.)

Благодаря совместной деятельности детей создается общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.  

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  а путь  к  толерантному  взаимодействию,  взаимному пониманию. 


Направление 4. Радость открытий.


t1611246152ae.jpg


Главная цель школьной подготовки – выравнивание стартовых возможностей школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Задачи направления ЮНАРМИЯ:

создать оптимальные условия для успешной адаптации детей к школе;

сохранять здоровье детей;

формировать позитивное отношение детей к идее школьного образования и армейской службы;

развивать у детей интерес к новому и радость за результат своей деятельности.

Программа внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ руководствуется следующими принципами:

реальный учет особенностей и ценностей школьного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

учет потребностей данного возраста;

сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

обеспечение поступательности в развитии учащихся, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;

развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности учащихся, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Развитие мотивации, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка, и цель внеурочной деятельности состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свой потенциал, в том числе при профориентировании.

При организации учебных занятий учитывается:

возрастные физиологические возможности детей;

постепенность подачи материала (от простого к сложному);

чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;

наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;

гигиенические требования к помещению и материалам.

t1611246152af.jpg

Отработка навыков строевой подготовки и маршировки.

t1611246152ag.jpg

Отработка навыков ознакомления и работы с оружием.

t1611246152ah.jpg

Наглядное изучение военной техники и современного оружия ВС РФ.

Ожидаемые результаты:

Интеллектуальное, психологическое, физическое развитие детей и их готовность к обучению в школе, а так же приобретение навыков первоначальной военной подготовки:

Направление 5, 6. Изучение истории своего народа. Ответственность.

t1611246152ai.jpg

Каждый человек должен понимать, что у него есть родной язык и земля, а также история и культура. Если ощущение единства пропадёт, то люди просто не смогут мирно сосуществовать. Именно история делает жизнь отдельного гражданина осознанной. Если человек не будет знать своего прошлого, то он не сможет выстроить «светлое» будущее. 

Нужно изучать историю, сформировавшиеся устои, традиции и уже на их базе формировать что-то новое. Именно поэтому в программе внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ уделяется столь много внимания данным аспектам.

Для успешной реализации данного направления можно применить:

t1611246152aj.jpg

Торжественный караул.


t1611246152ak.jpg

Возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

t1611246152al.jpg

Торжественные парады.

t1611246152am.jpg

Поздравления ветеранов ВОВ, ликвидаторов аварии на ЧАС, детей ВОВ, поддержка ветеранов.

Для повышения уровня ответственности рекомендуется ввести дополнительный (внутренний) устав подразделения, который полностью исключает возможности поведения негативной направленности, на примере СОШ №44 г. Рыбинск:

СВОД ПРАВИЛ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ “ЮНАРМИЯ” и “ЮДП”

В личной карточке кадета фиксируются курсы, которые он прошел, каких результатов достиг, в каких мероприятиях участвовал, а так же благодарности и дисциплинарные взыскания.

При вступлении в подразделение “ЮНАРМИЯ” и “ЮДП” кадету присваивается внутренне квалификационное звание рядовой.

СОГЛАСНО уставу ППД “ЮНАРМИЯ” СОШ №44 кадет обязан:

Строго соблюдать уставное отношение к руководителю подразделения, а так же иным участникам группы, как во время занятий, так и после.

Обращаться к руководителю группы во время занятий по имени и отчеству, в случае наличия внутреннего звания, согласно положения о воинской службе (Товарищ старший сержант, разрешите обратиться).

Посещать и активно работать на занятиях группы.

В случае отсутствия возможности присутствия на занятии сообщить руководителю или замещающему лицу (ЗКВ, КО).

Быть образцом поведения во время школьных занятий, перемен, проведения тренировок группы.

Во время проведения тренировок кадету запрещается:

Пререкание с руководителем группы, а так же с сержантским составом заместителей (заместитель командира взвода ( сержант), командир отделения ( мл. сержант)).

Вызывающее поведение.

Выход из кабинета без разрешения руководителя.

Закрытие кабинета во время отсутствия руководителя.

Крики, нецензурные выражения.

Пользование средствами, противоречащими нормам ЗОЖ (вэйп, электронная сигарета, сигареты и др.).

В случае нарушения пунктов устава ( одного или нескольких), замечаний от руководителя группы, классных руководителей, педагогического состава школы кадету выносится дисциплинарное взыскание с занесением в личную карточку.

В конце года, по индивидуальным итогам работы присваивается внутреннее звание.

t1611246152an.jpg

Проведение лекций по истории России, родного края, героям Отечества и города.

t1611246152ao.jpg

Волонтёрская помощь интернатам, домам престарелых, инвалидам, ветеранам ВОВ, а так же гуманитарная помощь районам, пострадавшим в результате ведения боевых действий (Сирия, Донбасс и т.д.).

Чувство ответственности характеризует зрелую личность, но закладывается в раннем детстве. Задача родителей – помочь ребенку сформировать этот важный социальный навык, а задача ЮНАРМИИ помочь усилить и закрепить результат.

Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому одной из важнейших частей программы ЮНАРМИЯ является воспитание учащихся ответственными людьми.

По оценкам психологов, ответственный человек:

Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;

Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;

Выполняет договоренности и обещания;

Верен своему слову;

Может самостоятельно принимать решения;

Думает о последствиях.

Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни.

Направление 7. Трудолюбие.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Компоненты трудового воспитания:

Психофизиологическая подготовка к труду

Социально – психологическая подготовка

Нравственная подготовка к труду (морально – психологическая)

Волевая подготовка

Эстетическая подготовка к труду

Творческое отношение к труду

Практическая подготовка к труду

Трудовое самовоспитание учащихся.

В процессе трудового воспитания решаются следующие педагогические задачи:

Формирование у учащихся патриотизма, социально-экономической и политической значимости труда в современном обществе;

Формирование у учащихся «сознания» в том, что труд – основа существования каждого добропорядочного гражданина, основа общественного и личного благополучия;

Воспитание потребности трудиться на общественную пользу, активно участвовать в построении нового общества;

Формирование прочных знаний, умений и навыков с учетом в будущем интереса к определенной профессии в соответствии со склонностями и способностями учащегося;

Дополнительные меры развития трудолюбия программой ЮНАРМИЯ:

t1611246152ap.jpg

Работа по заботе о животных, творческая инициативная мастерская .

t1611246152aq.jpg

Комплексные мероприятия: облагораживание территории, акция “посади дерево”, акция “ СТОП – вандал! ”

Направление 8. Искренность. Милосердие.

Когда человек, выражающий подлинные мысли и чувства, лишенный притворства; правдивый, откровенный, чистосердечный.

Принято считать, что искренность – это открытое проявление позитивных эмоций и чувств по отношению к другому человеку.

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями.

Условием эффективного решения данной проблемы является гармоничное сочетание личностного и системно – деятельностного подходов, в том числе введение дополнительных акций различных направленностей:

t1611246152ar.jpg

Посещение домов-интернатов. Групповые и индивидуальные занятия.

t1611246152as.jpg

Посещение домов престарелых и отделений сестринского ухода.

t1611246152at.jpg

Волонтёрская помощь многодетным семьям.

Благодаря введению данных направлений удается успешно развивать и поддерживать не только нравственные качества учащихся, уважение к людям в целом, но и комфортную обстановку в коллективе.

Направление 9. Здоровый образ жизни.

В вопросе здорового образа жизни школьника задача ЮНАРМИИ подразумевает воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Рассмотрим подробнее:

t1611246152au.jpg

Школьные спартакиады, сдача нормативов, участие в акции “День здоровья”.

t1611246152av.png

Отказ от вредных привычек Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью

Акции против курения. Проведение лекций с нарушителями дисциплины.

Образ жизни школьника является основополагающим фактором, влияющим на уровень его здоровья. ЮНАРМИЯ делает акцент на обязательной индивидуализации построения образа жизни ребенка, так как далеко не все критерии в полном объеме приемлемы для любого школьника.

Каждый человек – это личность, со своими возможностями, способностями и устремлениями, поэтому и подход к формированию образа жизни должен несколько различаться. Именно поэтому мы решили строить свое повествование от общего к частному: практически в каждом разделе вы увидите сначала общие принципы – некий идеал, а затем рекомендации относительно индивидуального подхода - способов воплощения этого идеала в применении к особенностям каждого человека.

Направление 10. Мужество.

Мужественным мы называем чадо век а, который не боится опасностей и готов пожертвовать собой во имя своих убеждений и долга перед Родиной.

Понятие обозначения понятия мужества в русском языке существует много названий: непоколебимость, бесстрашие, храбрость, смелость, отвага, доблесть, геройство и др.

Все эти понятия являются выражением своеобразных ступеней развития твёрдости характера. Мужество становится чертой характера человека тогда, когда оно выражается не в отдельных, эпизодических его поступках, а делается привычным, постоянным для него образом действий (как в проявлении физической выносливости, так и в проявлении нравственного самообладания и выдержки).

Мужество — это не отсутствие страха, а преодоление его, овладение человеком своими инстинктами и эмоциями во имя высшей цели.

Мужество, героизм — характерная черта нашего народа. Мужество есть сложный психический процесс, охватывающий собой и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую сферу человеческой деятельности, но в основном мужество является выражением моральных устоев личности.

Задача ЮНАРМИИ заключается в развитии данного качества различными приёмами, формами и способами:

t1611246152aw.jpg

Тренировки на полигонах и специальных центрах.

t1611246152ax.jpg

Программа Преодолей свой страх.

t1611246152ay.jpg

Боевая и тактико-специальная подготовка.

t1611246152az.jpg

Навыки оказания первой помощи.



t1611246152ba.jpg

Огневая подготовка.





Заключение.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для повышения уровня успеваемости и общей дисциплины абсолютно рентабельно использовать программу внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ. Именно качественные знания, умения и навыки, получаемые в ходе групповых и индивидуальных занятий, дают эффективный толчок к достижению целей и задач, развивают стремление к получениям качественных знаний учащимися для успешной интеграции в современное общество.























Литература


1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2011. - 310 c.
2. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2010. - 311 c.
3. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 227 c.
4. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.
5. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.

6. Индивидуальная рабочая программа “ЮНАРМИЯ”, В.С. Павловский

7. Интернет медиа файлы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации