Статья «Особенности использования графической наглядности на уроках географии для детей с ОВЗ»
ОКОУ «Курская школа»
А. В. Шумская
Особенности использования графической наглядности на уроках географии для детей с ОВЗ
Средства графической наглядности помогают развивать такие необходимые качества для детей с ОВЗ как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, повышают интерес к изучаемому материалу.
Простейшие графические пособия – таблицы.
Таблица – это свод, перечень, расписание каких либо объектов или явлений, графически представленных в определенном, наиболее удобном для восприятии порядке. Обзор графических пособий можно начать с таблиц, потому что в качестве средств наглядности они служат переходным звеном от текста к графическому изображению. Применяемые в курсе географии таблицы по методическим задачам являются графическими пособиями.
При помощи таблиц можно осуществить:
а) отбор наиболее важных данных, явлений и объектов в изучаемом материале;
б) систематизацию наиболее важного и существенного;
в) представление всего отобранного и систематизированного в простой удобной для понимания форме.
В табличной форме можно представить значительную часть учебного материала. Естественно, таблицы не смогут быть самоцелью преподавания, но их умелое использование дает хорошие результаты.
В чем основные положительные стороны применения таблиц? При помощи таблиц можно ярко подчеркнуть самое важное, существенное в изучаемом материале. Таблица помогает осмыслить, охватить в наиболее сжатой форме динамику явлений, контраст в тех или иных процессах, выделить сопоставляемые объекты.
Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы.
Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок.
Конспективно – справочные таблицы особенно полезны в том случае, когда необходимо закрепить в памяти обучающихся определенные причинно-следственные связи.
Сравнительные таблицы.
В каждой таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако, имеются специальные таблицы, основное назначение которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести обучающихся к тем или иным выводам. Обычно в них приводится цифровой материал. Однако, не менее полезно и сравнение ярких фактов, текстового материала. Таблицы выделения ведущих признаков.
Известно, например, что при общей характеристике множественных географических объектов (рек, озер, гор и т.п.) следует выделять наиболее общие, ведущие черты или признаки. По ним намечаются подобия и отличия в этих объектах.
Комбинированные таблицы.
Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений.
Пособия для систематизации и классификации явлений в географии.
Схемы принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Схема, применяемая в обучении, - простейший чертеж, передающий с помощью условных обозначений (обычно без соблюдения масштаба) и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса.
Понять схему – значит понять сущность данного рассуждения. При использовании схем рекомендуется дополнять их рассказом, показом картин, привязывать к карте и т.д..
Схемы применяют на разных этапах учебного процесса. Наиболее часто они иллюстрируют объяснение нового материала. Графическую схему можно создать на доске при изложении материала, наращивая постепенно отдельные ее элементы. К концу объяснения перед обучающимися создается определенный, легко запоминающийся образ. Иногда готовая схема может быть итогом объяснения.
Схема – один из важных элементов практических занятий в коррекционной школе. Для успешного проведения их обучающиеся должны быть знакомы с правилами создания схем.
Основные требования, предъявляемые к схемам, подобны требованиям к таблицам. Желательно, чтобы схемы были выразительны с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях. Схемы не должны быть сложными (включать слишком много элементов) и громоздкими. Размещать их отдельные элементы следует равномерно, т.е. схемы не должны быть слишком широкими или узкими. Надписи целесообразно делать простым шрифтом, что облегчит их чтение детьми. Особенно выразительными и четкими должны быть линии взаимосвязей и стрелки на тех схемах, которые предназначены для иллюстрирования динамических явлений или процессов.
Вопрос, в каких конкретно темах наиболее рационально применение схем, решает сам учитель, исходя из уровня подготовленности обучающихся данного класса, их психофизических особенностей, сложности дефекта отдельно взятого ребенка. Следует лишь отметить, что простейшие схемы особенно эффективны при систематизации и классификации изучаемых явлений.
Изучение географических процессов и явлений всегда происходит на основе строгой классификации и отбора материала (например, изучение форм рельефа, типов рек и т.п.). Конечно, не всякая классификация требует применения графических схем и таблиц, но при изучении географии есть ряд тем, где графическое иллюстрирование может принести особенно большую пользу.
Литература
География. Учебники для 6-9 классов коррекционной школы.
Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г.
Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянська школа», 1977г.
Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.
Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979г.
Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965г.