Использование образовательных комиксов в развитии познавательных интересов на уроках физики
Использование образовательных комиксов в развитии познавательных интересов на уроках физики
Образовательный комикс как средство обучения отдельным предметам появился достаточно давно. В настоящее время, комиксы внедряются в образовательный процесс единично. Причиной данной реакции сообщества на образовательные комиксы можно считать закрытость потенциала данного средства обучения общественности, боязнь формирования «клиповости» мышления и уход от первоисточников.
Потенциал образовательных комиксов достаточно широк, их можно применять для обучения различным предметам школьного курса.
C помощью комикса можно передать смысл произведения рассказать о главных героях; передать смысл события, явления, процесса и др.
Интерес к созданию комиксов у детей очевиден - учащийся на основе первичного текста сам создает «текст», в котором должны быть отражены сюжет, проблема, нарисованные в картинках.
В ходе создания вторичного текста происходит:
сжатие первичного текста (из него «убираются» словесные структуры, обладающие нулевой информативностью или близкой к нулю смысловой значимостью);
замена словесных конструкций на знаковые (стрелки, рисунки, графики, диаграммы);
преобразование текстовых форматов, характеризующих причинно-следственные связи в рисунки, схемы;
дополнение метафор рисунками;
изменение объема за счет приема гипертекстуальности, то есть перевода уточнений и расширений (которыми можно пренебречь при анализе ключевых идей текста) в иную плоскость рассмотрения;
дополнение текста мультимедийными фрагментами;
построение новой структуры текста, в том числе отказ от линейности;
создание новых компонентов текста, помогающих читателю освоить текст (рекомендации к способу чтения текста, тесты. Вопросы для самостоятельного анализа).
Физика– это один из немногих школьных учебных дисциплин, в ходе усвоения которой учащиеся активно вовлекаются во все этапы на-учного познания от наблюдения явления и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной проверки выводов.
Образовательный комикс на уроках физики обязательно разрабатывается учащимся по определенной теме урока или по определенной части темы урока.
Комикс состоит из вербальной и невербальной частей, которые должны гармонично сочетаться между собой, так как одна должна дополнять другую. Вербальная часть комикса показывает текстовый элемент, то есть она является некой аннотацией к изображению. Невербальная часть – это схема или изображение, которое визуально показывает вербальную часть.
При создании образовательного комикса у учащихся формируются следующие элементы творческого мышления:
Гибкость мышления. Образовательный комикс формирует различные версии трактовки и систематизации информации в творческий продукт;
Продуктивность (беглость) мышления. Образовательный комикс формирует быстроту реакции к выполнению задания и качественности его выполнения;
Оригинальность мышления. Образовательный комикс формирует навык эстетики, художественного развития учащегося, креативности;
Способность к детальной разработке придуманных идей. Образовательный комикс формирует навык продолжения работы по изучению и рассмотрению темы, представленной в творческой работе на уроке, а также навык защиты творческого продукта.
После создания образовательного комикса, можно приступать к процессу изучения темы, запечатленной учащимися в комиксе. Основными принципами методики обучения физике с помощью образовательного комикса являются:
постепенное перемещение внимания учащихся с одной части комикса на другую;
перемещение должно сопровождаться вопросами учителя.
движение по строго заданной цепочке событий.
Данные принципы могут развить причинно-следственные связи в рамках изучения отдельных тем по физике.
Комиксы позволяют сжать информативную часть урока и очень лаконично представить ее в виде визуального ряда, который сопровождается текстовыми вставками. Неправильно думать, что сжатие информации является негативным проявлением в процессе обучения. Отметим, что учащиеся перед тем, как создать комикс, изучают и знакомятся с первоисточниками и параграфом учебника. Образовательный комикс можно считать продуктом обобщения и систематизации полученных знаний в ходе изучения отдельных тем. Образовательный комикс сочетает в себе два очень важных результата: предметный и личностный.
В современном обществе большое значение играет креативная, творческая личность, которая достаточно гибко и адаптивно реагирует на различные социальные и политические изменения. Общественный и государственный заказ в сфере образования заключается в создании личности данного вида, которая бы обладала высокой профессиональной компетентностью.
Все вышеназванные компоненты, которые теоретически относятся к творческому мышлению, формирует школа в процессе обучения и воспитания детей.
Данный факт в иной раз показывает актуальность проведенного исследования. Интеграция знаниевого и личностно-творческого компонентов направлена на синтез предметной области и личностного потенциала, а также учета интересов учащегося. Вышеназванные элементы творческого мышления будут базисом для дальнейшего становления личности подростка в профессиональной и социальной сферах.
Панов Егор Игоревич
Фролова Надежда Михайловна