Занятие на тему «Познавательная математика» в образовательной области «Познавательное развитие»
Пояснительная записка
Образовательная деятельность детей старшей группы проводилась в форме занятия по теме «Познавательная Математика». Занятие является неотъемлемой частью тематического планирования образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения детский сад «Солнышко».
Этапы занятия:
Вводная часть.
Основная часть:
-
Введение в тему. Рассказ воспитателя о важном событии в мире спорта.
Мотивация деятельности детей: Стать сильными, ловкими и умными, как Олимпийцы.
Целеполагание Дети принимают решение узнать об истории Олимпийского движения, систематизировать знания о зимних видах спорта.
Актуализация ранее приобретенных знаний: упражнение по ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости; упражнение на составлении числа 10 из двух меньших; упражнение на составление пар и счёт двойками; решение логических задач, измерение отрезков с помощью линейки
Самостоятельная деятельность детей по закреплению ранее приобретенных знаний: Составление схемы движения по слаломной трассе, составление расписания тренировок на часах.
Заключительная часть:
Анализ и самоанализ деятельности детей: воспитатель задает детям вопросы: что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие задания были для вас трудными? Интересными? Какой информацией поделитесь сегодня с родителями?
На данном занятии использовались методы и приемы характерные для специфических видов деятельности, а именно:
Наглядный: числовой ряд от 1 до 10; презентация;
Словесный: разъяснение, использование художественного слова, оценка деятельности детей;
Практический: раскладывали число 10 на два меньших слагаемых; ориентировались на ограниченной плоскости; составляли схему трассы; решали логические задачи; работали с часами.
Игровой: д/и «Открой мишень».
В процессе занятия дети были активны, инициативны. Закрепили знания, полученные на предыдущих занятиях.
Цель: Расширять представления детей об Олимпийских играх, об истории их возникновения.
Задачи:
Закрепить знания о зимних видах спорта. Развивать словарный запас детей.
Упражнять детей в ориентировке в пространстве.
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи.
Закрепить знания о составе числа 10.
Упражнять в сравнении и измерении длины отрезка.
Учить определять время по часам.
Воспитывать у детей интерес к спорту, здоровому образу жизни, любовь и гордость за свою страну.
а также интегрирует с ОО «Речевое развитие:
Учить четко, ритмично проговаривать речевку, активизировать словарь.
и с ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Демонстрационный материал: цифры на магнитную доску от 1 до 10 (два комплекта).
Раздаточный материал: цифры от 1 до 10счетные палочки по 10 шт. на ребенка; схемы – карточки; линейки, счетные палочки.
Использование ТСО: мультимедийный проектор.
Использованы презентация и интернет - ресурсы.
Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
- Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а вы подумайте и скажите о каком она времени года: Я белым одеялом всю землю одеваю. Белю поля, дома. Зовут меня (зима)
- А теперь давайте назовём зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Вам нравится зима? Почему? (ответы детей). Да, ребята, много зимой развлечений и спортивных игр! Но есть спортивные игры и эстафеты, в которых участвуют спортсмены. Такие игры называются - Олимпийские игры. (дети садятся за столы). Презентация (слайд1).
- Я хочу вам рассказать, как возникли Олимпийские игры (слайд 2). Это произошло очень давно, много веков назад. В Греции, в живописной долине реки Алфей, расположена Олимпия. С древности каждые четыре года там проходили Олимпийские игры. Со всех концов страны сходились самые быстроногие юноши, чтобы принять в них участие. По всей стране объявлялось «священное перемирие». Ни один человек не имел права применять оружие или даже появляться с ним в Олимпии. Сначала единственным видом состязаний был бег (слайд 3). Затем стали включать и другие виды состязаний. Победителей Олимпийских игр увенчивали венками из оливковых ветвей, срезанных с дерева золотым ножом (слайд 4). Прошли века, но и сейчас Олимпийское движение и Олимпийские игры не утратили своей значимости. Каждые четыре года проходят зимние и летние Олимпийские игры. Спортсмены со всех континентов и стран мира соревнуются в различных видах спорта.
- А кто знает, где в этом году проходила Олимпиада? (ответы детей).
Да, ребята, в этом году право проводить у себя зимние Олимпийские игры была удостоена Южная Корея. В городе Пхенчхань соревновались лучшие спортсмены планеты. Каждая страна, принимающая у себя спортсменов, выбирает себе талисман (слайд5).Олимпийский талисман — часть олимпийской символики, обязательный атрибут Олимпийских игр.
Миссия олимпийского талисмана — «отразить дух страны-хозяйки игр, принести удачу спортсменам и накалить праздничную атмосферу».
Чаще всего олимпийский талисман изображается в виде животного, наиболее популярного в стране, принимающей спортсменов, или в виде анимированного выдуманного существа.
Олимпийский талисман — это и символ города,
-А какие вы знаете зимние виды спорта (на экране появляются картинки с изображением зимних видов спорта - дети определяют и называют, слайды 6-10).
- Ребята, но чтобы стать спортсменом, нужно быть не только сильным и смелым, но и умным. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в «Олимпийскую деревню», где идёт подготовка спортсменов.
- Посмотрите на экранперед вами карта Олимпийских объектов, куда мы отправимся. Давайте её рассмотрим (слайд 11)–(упражнение по ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости).
- Где находится: хоккейный стадион, биатлонная трасса, база подготовки бобслеистов, трасса для слалома? А что расположено в центре карты? (олимпийские кольца)
Кто знает, что обозначают Олимпийские кольца? (разные континенты)
Итак, мы с вами на хоккейном стадионе:
- решение задачи:
Условие: На поле вышла пятёрка хоккеистов нашей команды, затем на ворота встал один вратарь.
Вопрос: Сколько игроков нашей команды находится на поле?
Решение: 5 + 1 = 6
Ответ: 6 игроков нашей команды находится на поле.
- упражнение на составлении числа 10 из двух меньших чисел у доски.
- Мы знаем, что в этом матче было забито двумя командами 10 шайб. Задание: составить число 10 из двух меньших чисел и сказать какой счет игры мог получиться. Какой счёт нас устроит больше всего? 10:0.
- Дальше мы отправляемся на базу подготовки бобслеистов:
- логическая задача(работа с раздаточным материалом) - Мы знаем, что в соревнования заявлено 8 бобслеистов. В первом соревновании они будут ехать двойками, а во втором четвёрками. Сколько нужно подготовить саней для первого и для второго соревнования?
-В каком соревновании участвует больше санй, на сколько?
-В каком соревновании участвует больше человек?
- Пока идут тренировки спортсменов, давайте отдохнем и посмотрим, как болеют наши болельщики (слайд12).
- Что должны делать болельщики? (ответы детей)
- А как можно поддержать команду? (спортивнымиречёвками)
- Для этого есть специальные клубы для болельщиков, где разучивают спортивные речёвки. Давайте и мы с вами выучим одну из них.
• Спорт - это сила!
Спорт-это жизнь!
Добьёмся победы, соперник- держись!
ФизминуткаМы ловкие и смелые,
Сильные, умелые,
Спортом занимаемся,
Не ленимся, стараемся!
Мы в спортсменов превратились,
И на Олимпиаде очутились!
Конькобежный спорт
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,
Приготовимся – вперед!
Совершаем мы полет (согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!!!(маршируем, хлопки перед грудью)
Биатлон
Очень любим мы стрелять,
И в войнушки все играть,(имитируем стрельбу с оружия)
А на лыжах все ли могут
Покататься? Постоять!
В биатлонистов превратились,
И на лыжах покатились (покружились и пошли, скользя по полу)
А ружьё то за плечом,
Пригодится нам потом.
Вот и цель уж впереди, (слайд15)
Опустились до земли,(легли на пол животом)
Сняли с плеч ружьё свое,
Смотрим в цель и бьем её (имитируем ружьё и целимся вперед).
Попадаем и встаём
И на лыжах мы бегом,
Вот и финиш на пути,
Ждет победа впереди!!!
Мы играем все что надо,
Впереди нас ждет награда(показать руками «класс»).
• Наш девиз: Не унывать, всё пройти и всё узнать!
- Ну, что ж, ребята, узнать вам предстоит ещё очень много! Сейчас мы с вами на лыжной базе (слайд 16). В раздевалке мы видим лыжные палки–сколько их? (10) Как узнать, сколько спортсменов будет выступать, если каждый возьмёт по 2 палки? - упражнение на составление пар и счёт двойками.
- А теперь давайте сделаем схему пути, объезжая флажок. Кто быстрее. (слайд 17).
- Теперь мы с вами на биатлонной трассе (слайд 18).
- Нужно измерить расстояние разных трасс и обозначить длину отрезков числом (измерение отрезков с помощью линейки.) Трассы обозначены разным цветом. Какая из них самая короткая? Сколько в ней сантиметров? Какая самая длинная? Сколько в ней сантиметров? На самой короткой трассе находится огневой рубеж, где биатлонисты будут стрелять по мишени. И у нас упражнение называется «Огневой рубеж» (слайд 28).
упражнение «Огневой рубеж» - на развитие логического мышления
На мишени закрыты цифры. Они откроются только в том случае, если вы правильно ответите на вопросы:
-это число меньше 10, но больше 8 (9)
- это число получится, если к 4 прибавим 1 (5)
- это число получится, если из 3 вычтем 1 (2)
- назовите соседей числа 9, 5, 2 (8, 10; 4,6; 1, 3)
- какое число осталось не открытым? (7)
- Все задания выполнены. Теперь давайте запишем расписание тренировок. Перед вами циферблаты часов (слайд 29). На что указывает большая стрелка? На что указывает маленькая стрелка? (большая- на минуты, маленькая- на часы) Итак, отмечаем: тренировка фигуристов - в 3 часа; тренировка саночников- в 5 часов; тренировка конькобежцев- в 9 часов.
Какие вы молодцы! Вы сегодня победители, вы выполнили и справились со всеми заданиями. Я верю, что когда вы вырастите, вы тоже сможете прославить своими успехами нашу страну – нашу великую Россию!
Рефлексия: Ребята, понравилось вам сегодня заниматься? Что вызвало у вас затруднение? Что вы выполнили легко? Что показалось самым интересным? Спасибо всем!