Использование обучающих карточек по биологии при изучении темы «Кровообращение» (8–11 класс)
Использование обучающих карточек по биологии при изучении темы «Кровообращение»
Долгое время мы работали по учебным планам, где на изучение биологи отводилось достаточное количество часов. 2 часа в неделю в каждом классе, начиная с природоведения. Для учителя, работающего по нынешним программам, это несбыточная мечта. Количество часов уменьшилось, при одном часе в неделю надо развивать огромную скорость, чтоб успеть пройти весь материал. Как поступают учителя в такой ситуации? Естественно, ищут способы оптимизации учебного процесса. Один из них – применение обучающих карточек. Для меня это опорные схемы-конспекты. Их широко использовал на всех уроках, так как они позволяют обозреть суть предмета исследования, отбросив затеняющие мелочи . Схемы – это целенаправленное обобщение материала. Их легко усвоить и вспомнить по ним материал, пройденный ранее. Используя схемы, можно развивать монологическую речь, умение давать развёрнутые полные ответы, учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
Способы работы с карточками по теме «Кровообращение»
В данной публикации я предлагаю ознакомиться с обучающими карточками по курсу «Человек и его здоровье» по теме «Кровообращение». Чаще всего этот материал проходят в 8 классе. Карточки удобны при подготовке к итоговой аттестации. Работа по обучающим карточкам идёт с 5 класса, поэтому ученики имеют соответствующие умения и навыки по чтению информации карточек, умения давать по ним полные развёрнутые ответы, использовать изложенный материал в новых нестандартных ситуациях. Перед началом изучения темы каждый ученик получает распечатанный вариант карточки, где по ходу урока делает лично для себя какие-то пояснения. Материал данной темы изучается блоком, что позволяет съэкономить время урока, создать целостное представление о строении и функциях всех органов кровеносной системы. По итогам изучения темы у учеников сформируется знание о взаимосвязи строения и функции данной системы, умение использовать данный материал в новых ситуациях
Способов работы с карточками можно предложить много. Какую выберет учитель, зависит от конкретных условий, прежде всего, от реальных учеников. Возможен вот такой вариант. Я работал в лицейских классах, поэтому использовал блочное изложении материала, когда за один урок мы успевали ознакомиться с материалом всей темы и частично его проработать. Естественно, что на дом задавался для подготовки только фрагмент блока. Так же потом работал и в общеобразовательных классах.
В начале первого урока идёт сжатое объяснение учителем всего материала данной темы. Объяснение идёт быстро, ученики только слушают. Затем начинается проработка фрагментов. Первый – органы кровообращения. Состав этой системы знаком с 7класса, понятие артерий, капилляров, вен знакомо. По рисункам в ходе беседы выясняются особенности строения всех типов кровеносных сосудов, взаимосвязь между строением и функциями. Постоянно напоминаю ученикам, что любой элемент схемы несёт информацию, которой надо воспользоваться. Самый важный элемент схемы – изображение поперечного среза артерии и вены. На рисунке видны отличия, требуется их найти и попытаться объяснить эти отличия соответствием строения сосудов выполняемым функциям.
Второй фрагмент урока в схеме по скорости крови и давлению. Предлагаю рассмотреть показатели скорости крови, выяснить закономерности. Но зачем под графиком круги разного диаметра? Ничего случайного в схемах нет. Предлагаю вспомнить материал по характеру течения горных и равнинных рек и применить эти знания к данному вопросу. Материал по кровяному давлению несложный, важны причины и значение изменения кровяного давления в разных участка кровяного русла. Дома эти вопросы надо будет проработать.
Второй урок начинается снова с сжатого объяснения материала всей темы. Далее следует проработка ещё двух схем. Можно начать с последней схемы по строению и работе сердца. В группах или парах предлагается обсудить следующие вопросы:
Эволюция кровеносной системы
Строение сердца человека
Причины неутомимости работы сердца
Регуляция работы сердца
Итоги работы подводятся при выступлении представителей каждой группы. Материал по кругам кровообращения известен с 7 класса. Используя схемы кругов кровообращения, ученики из числа желающих дают по ним полный ответ. Учителю необходимо заострить внимание на важной детали, задав несколько вопросов.
Какие сосуды называются артериями, а какие венами?
Какая в них течёт кровь?
Важно, что состав крови зависит от того, откуда она течёт. И в венах может быть артериальная, а в артериях - венозная кровь. В конце урока ещё раз провожу сжатое объяснение всей темы по схеме. Дома ученики прорабатывают материал по кругам кровообращения и по сердцу.
В другом варианте изучения темы эти карточки можно использовать на нескольких уроках не блоком, а по частям.
Для формирования УУД к карточкам разработаны вопросы для размышления, а для проверки знаний по теме – тестовые задания
Приложения:
1.Вопросы для размышления https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/voprosi_dlya_razmishleniya_po_teme_krovoobrashenie_225815.html
2.Итоговый тест по теме «Кровь и кровообращение» https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/itogovij_test_po_temam_krov_i_krovoobrashenie_171518.html
Обучающие карточки по теме «Кровообращение»
Лихина Елена Викторовна
Евгений Алексеевич
Лихина Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич
Лихина Елена Викторовна
Томбасова Татьяна Сергеевна
Евгений Алексеевич
Томбасова Татьяна Сергеевна
Евгений Алексеевич
Дементьева Ирина Михайловна
Евгений Алексеевич
Дементьева Ирина Михайловна