12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково

Использование обучающих карточек по биологии при изучении темы «Кровообращение»

 

      Долгое время мы работали по учебным планам, где на изучение биологи отводилось достаточное количество часов. 2 часа в неделю в каждом классе, начиная с природоведения. Для учителя, работающего по нынешним программам, это несбыточная мечта. Количество часов уменьшилось, при одном часе в неделю надо развивать огромную скорость, чтоб успеть пройти весь материал. Как поступают учителя в такой ситуации? Естественно, ищут способы оптимизации учебного процесса. Один из них – применение обучающих карточек. Для меня это опорные схемы-конспекты. Их широко использовал на всех уроках, так как они позволяют обозреть суть предмета исследования, отбросив затеняющие мелочи . Схемы – это целенаправленное обобщение материала. Их легко усвоить и вспомнить по ним материал, пройденный ранее. Используя схемы, можно развивать монологическую речь, умение давать развёрнутые полные ответы, учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

                Способы работы с карточками по теме «Кровообращение»

       В данной публикации я предлагаю ознакомиться с обучающими карточками по курсу «Человек и его здоровье» по теме «Кровообращение». Чаще всего этот материал проходят в 8 классе. Карточки удобны при подготовке к итоговой аттестации. Работа по обучающим карточкам идёт с 5 класса, поэтому ученики имеют соответствующие умения и навыки по чтению информации карточек, умения давать по ним полные развёрнутые ответы, использовать изложенный материал в новых нестандартных ситуациях. Перед началом изучения темы каждый ученик получает распечатанный вариант карточки, где по ходу урока делает лично для себя какие-то пояснения. Материал данной темы изучается блоком, что позволяет съэкономить время урока, создать целостное представление о строении и функциях всех органов кровеносной системы. По итогам изучения темы у учеников сформируется знание о взаимосвязи строения и функции данной системы, умение использовать данный материал в новых ситуациях

      Способов работы с карточками можно предложить много. Какую выберет учитель, зависит от конкретных условий, прежде всего, от реальных учеников. Возможен вот такой вариант. Я работал в лицейских классах, поэтому использовал блочное изложении материала, когда за один урок мы успевали ознакомиться с материалом всей темы и частично его проработать. Естественно, что на дом задавался для подготовки только фрагмент блока. Так же потом работал и в общеобразовательных классах.

        В начале первого урока идёт сжатое объяснение учителем всего материала данной темы. Объяснение идёт быстро, ученики только слушают. Затем начинается проработка фрагментов. Первый – органы кровообращения. Состав этой системы знаком с 7класса, понятие артерий, капилляров, вен знакомо. По рисункам в ходе беседы выясняются особенности строения всех типов кровеносных сосудов, взаимосвязь между строением и функциями. Постоянно напоминаю ученикам, что любой элемент схемы несёт информацию, которой надо воспользоваться. Самый важный элемент схемы – изображение поперечного среза артерии и вены. На рисунке видны отличия, требуется их найти и попытаться объяснить эти отличия соответствием строения сосудов выполняемым функциям.

       Второй фрагмент урока в схеме по скорости крови и давлению. Предлагаю рассмотреть показатели скорости крови, выяснить закономерности. Но зачем под графиком круги разного диаметра? Ничего случайного в схемах нет. Предлагаю вспомнить материал по характеру течения горных и равнинных рек и применить эти знания к данному вопросу. Материал по кровяному давлению несложный, важны причины и значение изменения кровяного давления в разных участка кровяного русла. Дома эти вопросы надо будет проработать.

      Второй урок начинается снова с сжатого объяснения материала всей темы. Далее следует проработка ещё двух схем. Можно начать с последней схемы по строению и работе сердца. В группах или парах предлагается обсудить следующие вопросы:

Эволюция кровеносной системы

Строение сердца человека

Причины неутомимости работы сердца

Регуляция работы сердца

Итоги работы подводятся при выступлении представителей каждой группы. Материал по кругам кровообращения известен с 7 класса. Используя схемы кругов кровообращения, ученики из числа желающих дают по ним полный ответ. Учителю необходимо заострить внимание на важной детали, задав несколько вопросов.

Какие сосуды называются артериями, а какие венами?

Какая в них течёт кровь?

Важно, что состав крови зависит от того, откуда она течёт. И в венах может быть артериальная, а в артериях - венозная кровь. В конце урока ещё раз провожу сжатое объяснение всей темы по схеме. Дома ученики прорабатывают материал по кругам кровообращения и по сердцу.

       В другом варианте изучения темы эти карточки можно использовать на нескольких уроках не блоком, а по частям.

      Для формирования УУД к карточкам разработаны вопросы для размышления, а для проверки знаний по теме – тестовые задания

Приложения:

1.Вопросы для размышления https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/voprosi_dlya_razmishleniya_po_teme_krovoobrashenie_225815.html

2.Итоговый тест по теме «Кровь и кровообращение» https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/itogovij_test_po_temam_krov_i_krovoobrashenie_171518.html


 

Обучающие карточки по теме «Кровообращение»

Опубликовано


Комментарии (15)

сменить сортировку
Лихина Елена Викторовна, 17.08.18 в 03:00 4Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, спасибо за идеи!
Евгений Алексеевич, 17.08.18 в 06:57 4Ответить Пожаловаться
Елена Викторовна! Большое спасибо! Эти карты я разработал давно. Есть по курсу анатомии и ботаники. Ученики любят эти схемы. Очень приятно, что историк находит в публикации по биологии идеи для себя. Интересно какие?
Лихина Елена Викторовна, 18.08.18 в 12:02 3Ответить Пожаловаться
В ответ Евгений Алексеевич
Вот еще идеи предложили! Спасибо!
Лихина Елена Викторовна, 18.08.18 в 12:09 3Ответить Пожаловаться
В ответ Евгений Алексеевич
Ознакомилась с Вашей презентацией. Песня! Романс! Спасибо, Евгений Алексеевич!
Евгений Алексеевич, 17.08.18 в 20:59 3Ответить Пожаловаться
В ответ Лихина Елена Викторовна
Спасибо, Елена Викторовна! Почти все темы в таких картах. Очень удобно готовиться к итоговой аттестации. А ещё в младших классах учу давать полные ответы. На схеме расставляем по ходу мысли цифры. К каждой надо составить предложение. Объяснил, цифры расставили, ученики начинают говорить, смотря в карточку. Я сейчас Вам кину ссылку на один материал, который я защищал на грант правительства Москвы. Поищу и пришлю
Евгений Алексеевич, 17.08.18 в 21:12 2Ответить Пожаловаться
В ответ Евгений Алексеевич
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/opornie_shemi_kak_odno_iz_sredstv_povisheniya_rezul_094837.html
Лихина Елена Викторовна, 17.08.18 в 11:33 3Ответить Пожаловаться
О, Евгений Алексеевич! Структура карточек (сжатие информации и перевод ее в другой формат), взаимозависимость структурных элементов! Песня! Еще раз спасибо!
Томбасова Татьяна Сергеевна, 17.08.18 в 11:53 4Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, спасибо за Ваш труд. Данный материал очень нужный, которым обязательно воспользуюсь на своих уроках. Благодарю.
Евгений Алексеевич, 17.08.18 в 21:02 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Сергеевна! Вас очень уважаю за Ваше мастерство, поэтому мне очень приятны эти слова. Если хотите, Я Вам подарю все схемы, которые у меня есть по ботанике и анатомии
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.