Использование учебно–дидактических материалов, на уроках биологии в 8 классе, при изучении темы «Пищеварительная система»

2
0
Материал опубликован 18 February 2019

Использование учебно – дидактических материалов на уроках биологии в 8 классе, при изучении темы «Пищеварительная система»

     Для успешной организации работы на уроке необходимо дать классу конкретное учебное задание, довести его до сознания каж­дого учащегося. Для этого желательно, чтобы, во-первых, текст задания они восприняли зрительно во-вторых, как можно меньше тратили времени на запись текста задания и этим экономили больше времени на сам процесс выполнения задания. Таким требованиям лучше всего отвечают учебно-дидактическими материалами. Они развивают помогают организовать самостоятельную работу учащихся, обобщить и закрепить изученный материал, развивать сообразительность, быстроту мышления, интеллектуальные и познавательные способности учащихся. Рассмотрим некоторые дидактические материалы, которые можно использовать на уроках биологии в 8 классе, при изучении раздела «Пищеварительная система».

1.Запишите текст. Впишите на месте пропусков соответствующие слова. Подчеркните вписанные слова. (форма слов изменена).

Всасывание питательных веществ в тонком кишечнике человека происходит через …(А). Глюкоза и аминокислоты поступают в …(Б) сосуды. Глицерин и жирные кислоты поглощаются … (В). Здесь они превращаются в …(Г), а затем поступают в …(Д) капилляры.

Слова для справок: кровеносные, жиры, ворсинки, белки, лимфатические, печень, эпителий, сосуды

2.Исключи лишнее.

1.Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

2.Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.

3.Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

4.К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.

5.Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочная железы.

6.Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.

7.У каждого зуба имеется выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень.

8.Функция питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.

9.Железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые железы.

10.В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.


3. «Перепутаница»

Разложите «перепутанную информацию» по своим конвертам.

Конверт с информацией «Тонкая кишка» - Выработка пищеварительных ферментов; полное расщепление питательных веществ; Слизистая оболочка имеет ворсинки

Конверт с информацией «Толстая кишка» - Основное всасывание воды, формирование каловых масс; Слизистая оболочка не имеет ворсинок; сок, выделяемый кишечными железами, содержит небольшое количество ферментов, бактерии способствуют расщеплению клетчатки.

Конверт с информацией «Печень»- Обеззараживание ядовитых веществ; выработка желчи; превращение глюкозы в гликоген;


4. Установите соответствие между отделом пищеварительного тракта и характеристиками, которые им соответствуют:

Отдел пищеварительного тракта

Характеристики

А) желудок

Б) двенадцатиперстная кишка

1) выделяется пепсин

2) объём 3л

3) поступает желчь

4) 27-30 см. длина

5) выделяется трипсин

6) кислая среда

 

           

 

5. Обозначьте органы пищеварительной системы

Ротовая полость –
Околоушная слюнная железа –
Подъязычная слюнная железа –
Глотка –
Пищевод –
Желудок –
Печень –
Желчный пузырь –
Поджелудочная железа –
Тонкая кишка –
Двенадцатиперстная кишка –
Толстая кишка –
Слепая кишка –
Аппендикс –
Прямая кишка –
 

6. "Логические пропорции" Даны три понятия. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь.

  1. 1.Предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень)                                                      2.Легкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание)                                                  3.Зубы: кариес = десна: (пародонтоз)                                                                    4.Желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы)                        5.Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник: (двенадцатиперстная кишка)                                                                                                                        6.Зуб: эмаль = желудок: (слизистая)                                                                          7.Кровь: гематология = зубы: (стоматология)                                                                8.Печень: желчь = поджелудочная железа: (поджелудочный сок)                                9.Желудок: язва желудка = аппендикс: аппендицит                                                  10. Углеводы: глюкоза = белки: (аминокислоты)


7. Из перечня органов пищеварения (1-10) выберите и зашифруйте правильные полные ответы на вопросы (I-X);

1.Пищевод                                            6.Слепая кишка

2.Аппендикс                                         7.Прямая кишка

3.Желудок                                            8.12-перстная кишка

4.Печень                                               9.Поджелудочная железа

5.Тонкая кишка                                   10.Толстая кишка.

I. Самая большая железа.                                                                                              II.Начальная часть толстой кишки                                                                                        III. Самый длинный орган                                                                                                      IV.Отдел, следующий за желудком.                                                                                        V.Кишка в форме подковы «П»                                                                                        VI.Вырабатывает желчь                                                                                                      VII.Проводит пищу в желудок                                                                                            VIII.Завершает расщепление питательных веществ                                                                IX. Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ.                                    X. Место обитания бактерии – кишечная палочка.

Ответы: I-4 II-6 III-5 IV-8 V-10 VI-4 VII-1 VIII-5 IX-5 X-2

8. Отгадай загадки
1.Противников всех разоружает, а свое войско пополняет.
2.Имеет верхушку, имеет тело, но не растение.
3.Открываются ворота, появляется пехота, за пехотой стоят стражники.
4.Маленький, пузатенький, много поглощает, ничего не возвращает.
5.Какие острова открыл Лангерганс?
6. Какой строительный материал находится во рту?
7.Это мышечная трубка между глоткой и желудком. Диафрагму прободает, пищу дальше продвигает.
8.Подкову счастья мы имеем, а любит ли она кого? Да, головку железы и обхватывает ее. Какую?
9. Чулан невелик, народом набит.
10.Как лучший повар королей, он варит пищу для людей.
11.Белые силачи рубят калачи, а красный говорун подкладывает.

9. «Миф или реальность»

 Врачи считают, что существует целый ряд популярных заблуждений относительно здоровья желудка и кишечника. И эти заблуждения мешают людям грамотно питаться, эффективно бороться с лишним весом. Вот почему так важно отделить мифы от реальных фактов. Попробуйте отделить факты от мифов, и вы узнаете, насколько верны ваши представления о том, как правильно заботиться о здоровье живота своего.

Загадка 1-я. Пищеварение происходит преимущественно в желудке. Миф это или факт? 

Наибольшая часть процесса пищеварения происходит в тонком кишечнике. Желудок же только принимает пищу, перемешивает её и измельчает до кашицы.

Кстати, вопреки распространённому заблуждению, пища переваривается совсем не в том порядке, в котором она съедена.

Загадка 2-я. Если вы сократите приём пищи, то в конечном итоге уменьшите объём желудка и не будете испытывать сильное чувство голода. Миф это или факт?
У взрослых желудок обычно остаётся одного и того же размера. Кроме случаев, когда в результате операции он уменьшен. Малое количество пищи не сократит объём желудка, но зато поможет «обнулить счётчик аппетита», так что вы не будете ощущать такой сильный голод и вам будет проще сбрасывать лишний вес.

Загадка 3-я. У худых людей от природы желудок меньше, чем у полных. Миф это или факт?

Вес не имеет ничего общего с объёмом желудка, хотя в это и трудно поверить. Даже люди, сделавшие операции по уменьшению объёма желудка до размера ореха, могут, несмотря на это, набирать вес.

Загадка 4-я. Упражнения для брюшного пресса или приседания могут уменьшить размер желудка. Миф это или факт?

Ни одно упражнение не может изменить размер желудка, но зато поможет сжечь слои жира, накап­ливающиеся вокруг живота.

Интересно, что та часть жира на животе, которая наносит самый больший вред организму, не видна. Она находится в так называемом сальнике, это что-то вроде листа, оборачивающего внутренние органы.

У людей с большим лишним весом слишком много жира и между внутренними органами. Порой печень бывает так плотно завёрнута в жир, что развивается гепатит, а в тяжёлых случаях она просто перестаёт работать...

Загадка 5-я. Продукты, которые содержат не растворимую в воде клетчатку, вызывают меньше газо­образования и вздутий, чем продукты с растворимой клетчаткой. Миф это или факт?

Растворимая клетчатка содержится в таких продуктах, как овсяные отруби, бобы, горох, цитрусовые, которые действительно могут вызывать более сильное газообразование. Нерастворимая клетчатка содержится в таких продуктах, как цельнозерновой хлеб, пшеничные хлопья, капуста, свёкла, морковь. Так как нерастворимая клетчатка вообще не переваривается, то не происходит её взаимодействие с кишечной флорой, и газы не образуются. К тому же улетучиваются проблемы с запорами.

Загадка 6-я. Один из способов уменьшить изжогу – сбросить лишний килограмм. Миф это или факт?

Чем меньше желудочного сока (соляной кислоты) будет попадать обратно в пищевод, тем меньше у вас будет проблем с его очисткой. Верьте или нет, но снижение веса всего на килограмм в районе живота может иметь значение. И лучшее тому подтверждение – беременность. По мере того, как ребёнок растёт и давит на внутренние органы матери, изжога увеличивается. Но после родов органы освобождаются от давления, и изжога сразу пропадает. Таким же образом похудение в области живота, даже незначительное, даёт тот же эффект.

Загадка 7-я. Приём пищи перед сном заставляет набирать вес быстрее, чем приём той же пищи в течение дня. Миф это или факт? На самом деле набор веса не основан на 24-часовом цикле. Когда мы набираем вес? Тогда, когда количество калорий, полученных с пищей в определённый период времени, превышает количество калорий, которые мы сжигаем в этот же период.

Но, конечно, не следует забывать: слишком поздний приём пищи нарушает суточный ритм организма и изменяет уровень гормонов, контролирующих аппетит, а это приводит к вздутию живота, изжоге, увеличению веса.

Загадка 8-я. Бутерброд со сливочным маслом лучше помогает конт­ролировать аппетит, чем просто кусок хлеба. Миф это или факт?

Жиры (масло) перевариваются медленнее, чем углеводы (хлеб), и дольше остаются в желудке. Поэтому мы дольше испытываем чувство насыщения после того, как съели что-то, что содержит хотя бы немного жира. Кстати, следует иметь в виду: простые углеводы (хлеб, сухарики, печенье) быстро поднимают уровни инсулина и глюкозы в крови, которые вскоре так же быстро падают. И происходят значительные колебания и настроения, и аппетита: вы быстрее оказываетесь и раздражённым, и голодным.

Загадка 9-я. Бобовые у всех вызывают дополнительное газообразование, и с этим ничего не поделать. Миф это или факт?

Во всех бобовых очень много сахара особого вида, для переваривания которого требуется и особый фермент. У одних людей его предостаточно, у других – маловато. Чем меньше этого фермента, тем больше газов образуется в кишечнике. Совет: чтобы уменьшить газообразование, скажем, после горохового супа, принимайте препарат, в состав которого входит симетикон («Альмагель-Нео», «Эспумизан», «Имодиум»).

 

10.Решение биологической задачи

Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а, пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?

 

11. Кроссворд «Пищеварительная система»

По горизонтали:

3. Ткань, из которой состоит средний слой стенки пищеварительного канала. 4. Проводит пищу в желудок. 8. Железы, чьи протоки впадают в ротовую полость. 11. Начальный отдел тонкого кишечника. 14. Функция пищеварительной системы. 15. Полость, которая является начальным отделом пищеварительного канала.

По вертикали:

1. Мышечный орган, расположенный в ротовой полости. 2. Орган пищеварительной системы, являющийся самым широким участ­ком пищеварительного канала. 4. Железа смешанной секреции.

5. Костные образования, расположенные в роговой полости и служащие для перетирания пищи. 6. Функция пищеварительной системы. 7. Последний отдел толстой кишки. 9. Самая крупная пищеварительная железа 10. Вещества- катализаторы химических реакций, участвующие в процес­се расщепления органических веществ пищи. 12. Кишка, являющаяся самым длинным органом пищеварительной системы. 13. Кишка, в которой вода всасывается в кровь.


12. Терминологическая разминка.

1. Углевод, образующийся в печени человека

2. Зубы, с помощью которых человек разжёвывает, измельчает и перетирает пищу.

3. Железа смешанной секреции, которая относится и к пищевари­тельной системе.

4. Компонент желудочного сока, создающий необходимую среду для ферментов и уничтожающий вредные микроорганизмы, попавшие с пищей.

5.Биологические катализаторы, участвующие в расщеплении молекул белков, жиров, углеводов.

6. Функции пищеварительной системы.

7. Самая крупная железа пищеварительной системы. 8. Орган пищеварительной системы, представляющий собой трубку длиной около 25 см, по которой пища попадает в желудок. 9.Воспаление слизистой оболочки желудка вследствие нарушения
гигиены питания.

10. Слои стенки пищеварительного канала.

11. Вещество, покрывающее коронку зуба.

12. Фермент, расщепляющий жиры.

13. Процесс физического и химического изменения питательных веществ, протекающий в пищеварительной системе.

14. Перерождение секреторных клеток печени в соединительную ткань под воздействием алкоголя и других вредных веществ.

15. Активный физиологический процесс проникновения веществ через клеточную мембрану в клетку, а из клетки во внутреннюю среду организма.

16.Процессы, протекающие в ротовой полости.

17.Заболевание зуба, к которому приводит разрушение эмали.


Использованная литература:

1.Бодрова Н.Ф. «Изучение курса «Человек и его здоровье» 8 класс. Воронеж, 2002.-196

2.Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии: человек и его здоровье» -М.; Просвещение, 1989.-192с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации