Разработка занятия «Системный оператор»
В итоге наш «Системный оператор» может выглядеть так:
Используя «Системный оператор», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С. Альтшуллер
МБОУ «СОШ № 12»
г. Ангарск
Использование приема
«Системный оператор»
Васильева Светлана Иннокентьевна
2022 г.
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С. Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.
Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
Системный оператор
1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;
Регулярное использование приема СО формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление.
1. Компонентный подход: изучает состав системы и частью чего она является (вертикальная трехэкранка – система, ее подсистема и надсистема: родовая-классификация, и по месту расположения)
2. Функциональный подход – определяет функцию системы, а так же ее под- и над-систем
3. Генетический подход – изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой.
4. Структурный подход – это взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени.