Занятие «Развитие связной речи с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор» «Что мы знаем о горохе»»

12
1
Материал опубликован 7 November 2017

Возраст: подготовительная группа

Тема: развитие связной речи с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор»

Название: «Что мы знаем о горохе»

Цель: развивать системное мышление.

Задачи:

1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о бобовых растениях с помощью системного оператора.

2. Коррекционные:

- обогащать активный словарь всеми частями речи;

- формировать планирующую функцию речи;

- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;

- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;

- активизировать логическое мышление, зрительное внимание;

- способствовать развитию воображения дошкольников.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Материал к занятию: системный оператор, мультимедийная установка, горошина, игрушка Фиксик.

Ход образовательного мероприятия:

1. Мотивационный момент:

Дети стоят в кругу. Проводится игра «Цепочка слов». Когда цепочка замкнется, садятся на место.

В группу «входит» Фиксик, охает.

Фиксик: - Ребята, я сейчас к вам шел, спешил очень, поскользнулся и упал.

- Ой, ой, как мне больно.

Логопед: - Почему же ты упал, Фиксик?

Фиксик: - Да вот, что-то мне под ноги попалось твердое, круглое, где-то я это видел, а вот где, не могу вспомнить.

Логопед: Ну-ка, покажи нам, Фиксик. Кто, ребята, догадался, что это такое?

= Горошина.

Фиксик: - Это очень плохая горошина, вредная, из-за нее я очень ушибся.

Логопед: - Дети, а вы согласны, что горох плохой и вредный? Докажите Фиксику, что это не так. А ты, Фиксик, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.

2. Основная часть ОМ.

Включается экран монитора – система, настоящее время.

Логопед: - Ребята, что вы видите на экране?

= Горох.

- Фиксик назвал два определения гороха: твердый и круглый, продолжите.

= Зеленый, желтый, сочный, сухой, мягкий, твердый, вкусный, съедобный, полезный, питательный, гнилой…

- А на что похож горох?

= Горох похож на бусинку, конфетку, градинку, шарик, ягодку и т.д.

- Назовите горох ласково (горошинка, горошек, горошичек).

- А если у вас вырос огромный горох?

= Горошище.

- Фиксику горох не понравился, а вы что можете плохого найти в горохе.

= Можно подавиться, объешься – живот заболит и т.д.

- Получается, что Фиксик прав, вот, сколько у гороха плохих свойств (Нет).

- Расскажите Фиксику о горохе все, что вы знаете хорошего (вкусный, полезный, красивый, легко выращивать, легко хранить и т.д.)

(открывается экран – подсистема, настоящее время)

- Как вы думаете, что может быть внутри такой маленькой горошинки (ответ).

- А как это можно проверить? (разрезать).

- Фиксик, что ты видишь? (вижу корочку)

- Как эта корочка правильно называется? (кожура).

Фиксик: - А еще вижу какой-то темный кружок, а из него вылез хвостик и петелька.

Логопед: - Это зародыш, из него вырастут корешок и стебелек.

(показываю на мониторе (экране)

- Что будет, если зародыш повредить?

= Не вырастет новый горох.

- А что еще нужно, чтобы вырос горох?

= Земля, вода, тепло, свет.

- А для чего люди рыхлят землю?

= Чтобы растение дышало.

- Кто сможет рассказать Фиксику и показать на экране последовательность роста гороха от семечки до стручка?

(экран – надсистема, настоящее время)

Фиксик: - Я все понял, я возьму горошину и посажу ее в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, у Фиксик вырастет гороха?

= Нет.

- А почему? (ответы детей)

- Расскажите Фиксику, где нужно выращивать горох

- Горох нужно выращивать в огороде, в поле.

- А теперь, Фиксик, запоминай трудные слова: горох светолюбивый, влаголюбивый.

- Давайте объясним Фиксику значение этих сложных слов. Из каких слов состоят эти слова?

- А теперь расскажите ему, почему горох не любит ветер?

= Стебель длинный и тонкий, может сломаться.

- Как можно помочь гороху не сломаться?

= Поставить палочки, и горох, цепляясь усиками, поползет вокруг палочки.

Фиксик: - А где созревают новые горошины? В земле или на стебельке?

(ответы детей)

Логопед: - Я сейчас буду называть по–разному домик, в котором созревают, а вы при правильном ответе хлопните в ладоши: яйцо, мешочек, коробочка, скорлупа, стручок.

- У каких растений семена созревают тоже в стручках?

= У фасоли, бобов, акаций.

- У некоторых растений люди едят вершки, а у некоторых корешки. Как можно назвать ту часть гороха, которую едят? (вершки).

Игра «Вершки и корешки»

(открывается экран – система и надсистемаа, прошлое время)

- А сейчас я Фиксику задам интересный вопрос: где ты видел лодочки с парусами и веслами?

Фиксик: - На реке, пруду, море.

Логопед: - А еще, Фиксик, это можно увидеть в огороде или на поле тогда, когда цветет горох, в июне. Лепестки у цветка гороха называются лодочки, парус и весла и на самом деле очень похожи на кораблики.

(экран – подсистема, прошлое время)

- Кто сможет показать на экране лодочки, весла и парус у гороха.

Представьте, что это действительно кораблики, и они плывут по воде. Кто бы мог покататься на этих корабликах?

= Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.

- Представьте, что вы бабочки, которые порхают на цветках гороха, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Похвалите их.

= Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…

- Ребята, вы уже очень много рассказали Фиксику о горохе. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.

Упражнение на координацию речи с движением:

Мы посеяли горох,

Поливали, чтоб не сох,

Осторожненько взрыхляли,

Чтоб растения дышали

И проклюнулись ростки,

Тянут к солнцу стебельки.

Вот уже на них цветки

Распускают лепестки.

Лепестки завяли

И стручками стали.

Что у нас в стручке? – горох

Урожай у нас не плох.

- Урожай собрали большой, а что же с ним делать?

= Есть, консервировать, оставить на семена.

- Как можно сохранить горох, чтобы он не сгнил? (высушить)

(экран – система, подсистема, надсистема, будущее время)

- Вы видели, как продают горох в баночках. Как называется такой горох?

= Консервированный.

- Представьте, что мы собрались консервировать горох. Что для этого нужно?

= Соль, воду, банки, крышки, горох.

- А как мы его потом будем использовать?

= Добавлять в салаты, суп.

- Где нужно хранить консервированный горох?

= В холодильнике, кладовке, погребе.

- А где сушеный горох?

- В мешке, кладовке.

3. Заключительная часть ОМ. Рефлексия.

- Вот, Фиксик, теперь ты будешь ругать горох?

Фиксик: - Нет.

- А мы тебе на прощание нарисуем твой портрет, только не красками, а горошинками.

Дети выкладывают портрет Фиксика горошинками, вырезанными из зеленой бумаги, делятся своими впечатлениями об услышанном, увиденном.

Мельникова Ольга Васильевна,

учитель-логопед высшей кв. категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад №49» г. Перми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное занятие!

29 January 2018