Занятие «Развитие связной речи с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор» «Что мы знаем о горохе»»
Возраст: подготовительная группа
Тема: развитие связной речи с применением технологии ТРИЗ «Системный оператор»
Название: «Что мы знаем о горохе»
Цель: развивать системное мышление.
Задачи:
1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о бобовых растениях с помощью системного оператора.
2. Коррекционные:
- обогащать активный словарь всеми частями речи;
- формировать планирующую функцию речи;
- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;
- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;
- активизировать логическое мышление, зрительное внимание;
- способствовать развитию воображения дошкольников.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;
- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.
Материал к занятию: системный оператор, мультимедийная установка, горошина, игрушка Фиксик.
Ход образовательного мероприятия:
1. Мотивационный момент:
Дети стоят в кругу. Проводится игра «Цепочка слов». Когда цепочка замкнется, садятся на место.
В группу «входит» Фиксик, охает.
Фиксик: - Ребята, я сейчас к вам шел, спешил очень, поскользнулся и упал.
- Ой, ой, как мне больно.
Логопед: - Почему же ты упал, Фиксик?
Фиксик: - Да вот, что-то мне под ноги попалось твердое, круглое, где-то я это видел, а вот где, не могу вспомнить.
Логопед: Ну-ка, покажи нам, Фиксик. Кто, ребята, догадался, что это такое?
= Горошина.
Фиксик: - Это очень плохая горошина, вредная, из-за нее я очень ушибся.
Логопед: - Дети, а вы согласны, что горох плохой и вредный? Докажите Фиксику, что это не так. А ты, Фиксик, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.
2. Основная часть ОМ.
Включается экран монитора – система, настоящее время.
Логопед: - Ребята, что вы видите на экране?
= Горох.
- Фиксик назвал два определения гороха: твердый и круглый, продолжите.
= Зеленый, желтый, сочный, сухой, мягкий, твердый, вкусный, съедобный, полезный, питательный, гнилой…
- А на что похож горох?
= Горох похож на бусинку, конфетку, градинку, шарик, ягодку и т.д.
- Назовите горох ласково (горошинка, горошек, горошичек).
- А если у вас вырос огромный горох?
= Горошище.
- Фиксику горох не понравился, а вы что можете плохого найти в горохе.
= Можно подавиться, объешься – живот заболит и т.д.
- Получается, что Фиксик прав, вот, сколько у гороха плохих свойств (Нет).
- Расскажите Фиксику о горохе все, что вы знаете хорошего (вкусный, полезный, красивый, легко выращивать, легко хранить и т.д.)
(открывается экран – подсистема, настоящее время)
- Как вы думаете, что может быть внутри такой маленькой горошинки (ответ).
- А как это можно проверить? (разрезать).
- Фиксик, что ты видишь? (вижу корочку)
- Как эта корочка правильно называется? (кожура).
Фиксик: - А еще вижу какой-то темный кружок, а из него вылез хвостик и петелька.
Логопед: - Это зародыш, из него вырастут корешок и стебелек.
(показываю на мониторе (экране)
- Что будет, если зародыш повредить?
= Не вырастет новый горох.
- А что еще нужно, чтобы вырос горох?
= Земля, вода, тепло, свет.
- А для чего люди рыхлят землю?
= Чтобы растение дышало.
- Кто сможет рассказать Фиксику и показать на экране последовательность роста гороха от семечки до стручка?
(экран – надсистема, настоящее время)
Фиксик: - Я все понял, я возьму горошину и посажу ее в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.
Логопед: - Ребята, как вы думаете, у Фиксик вырастет гороха?
= Нет.
- А почему? (ответы детей)
- Расскажите Фиксику, где нужно выращивать горох
- Горох нужно выращивать в огороде, в поле.
- А теперь, Фиксик, запоминай трудные слова: горох светолюбивый, влаголюбивый.
- Давайте объясним Фиксику значение этих сложных слов. Из каких слов состоят эти слова?
- А теперь расскажите ему, почему горох не любит ветер?
= Стебель длинный и тонкий, может сломаться.
- Как можно помочь гороху не сломаться?
= Поставить палочки, и горох, цепляясь усиками, поползет вокруг палочки.
Фиксик: - А где созревают новые горошины? В земле или на стебельке?
(ответы детей)
Логопед: - Я сейчас буду называть по–разному домик, в котором созревают, а вы при правильном ответе хлопните в ладоши: яйцо, мешочек, коробочка, скорлупа, стручок.
- У каких растений семена созревают тоже в стручках?
= У фасоли, бобов, акаций.
- У некоторых растений люди едят вершки, а у некоторых корешки. Как можно назвать ту часть гороха, которую едят? (вершки).
Игра «Вершки и корешки»
(открывается экран – система и надсистемаа, прошлое время)
- А сейчас я Фиксику задам интересный вопрос: где ты видел лодочки с парусами и веслами?
Фиксик: - На реке, пруду, море.
Логопед: - А еще, Фиксик, это можно увидеть в огороде или на поле тогда, когда цветет горох, в июне. Лепестки у цветка гороха называются лодочки, парус и весла и на самом деле очень похожи на кораблики.
(экран – подсистема, прошлое время)
- Кто сможет показать на экране лодочки, весла и парус у гороха.
Представьте, что это действительно кораблики, и они плывут по воде. Кто бы мог покататься на этих корабликах?
= Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.
- Представьте, что вы бабочки, которые порхают на цветках гороха, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Похвалите их.
= Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…
- Ребята, вы уже очень много рассказали Фиксику о горохе. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.
Упражнение на координацию речи с движением:
Мы посеяли горох,
Поливали, чтоб не сох,
Осторожненько взрыхляли,
Чтоб растения дышали
И проклюнулись ростки,
Тянут к солнцу стебельки.
Вот уже на них цветки
Распускают лепестки.
Лепестки завяли
И стручками стали.
Что у нас в стручке? – горох
Урожай у нас не плох.
- Урожай собрали большой, а что же с ним делать?
= Есть, консервировать, оставить на семена.
- Как можно сохранить горох, чтобы он не сгнил? (высушить)
(экран – система, подсистема, надсистема, будущее время)
- Вы видели, как продают горох в баночках. Как называется такой горох?
= Консервированный.
- Представьте, что мы собрались консервировать горох. Что для этого нужно?
= Соль, воду, банки, крышки, горох.
- А как мы его потом будем использовать?
= Добавлять в салаты, суп.
- Где нужно хранить консервированный горох?
= В холодильнике, кладовке, погребе.
- А где сушеный горох?
- В мешке, кладовке.
3. Заключительная часть ОМ. Рефлексия.
- Вот, Фиксик, теперь ты будешь ругать горох?
Фиксик: - Нет.
- А мы тебе на прощание нарисуем твой портрет, только не красками, а горошинками.
Дети выкладывают портрет Фиксика горошинками, вырезанными из зеленой бумаги, делятся своими впечатлениями об услышанном, увиденном.
Мельникова Ольга Васильевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
МАДОУ «ЦРР – детский сад №49» г. Перми.
Бабченкова Оксана Алексеевна