12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюльганова Диана Сенакулыевна45
Россия, Пермский край, Пермь
3

Системный оператор, как наглядное пособие для развития предпосылок критического мышления и закрепления пройденного материала.

Системный оператор, как наглядное пособие для развития предпосылок критического мышления и закрепления пройденного материала.

Детский сад - это место, где многие дети проводят по 10 – 12 часов, поэтому важно не только кто педагоги, какие сверстники, занятия, но и большую роль играет развивающая среда.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

В нашем детском саду мы целенаправленно работаем над развитием критического мышления, поэтому обратились к методам и приемам технологии ТРИЗ.

Одним из целевых ориентиров во ФГОС ДО прописано: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей…»

В современном мире проблема развития критического мышления детей имеет особую актуальность. Детям сложно добывать информацию самостоятельно и рассуждать в коллективе, делать простейшие выводы и обобщения.

Именно поэтому в нашем детском саду мы учим детей мыслить системно, с помощью метода «системного оператора» используя таблицу, схемы. Используемый метод системного анализа хорош тем, что расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает умственную деятельность ребенка и, конечно же, развивает речь и воображение.

В группах определено место для стенда «Системный оператор» с девятью кармашками. Дважды в месяц он обновляется, центральный объект чаще всего выбирается в соответствии с темой недели или важным для детей событием.

В наши группы дети пришли в 4 года, это средний возраст и в прошлом году мы начали вводить использование системного оператора, используя пять экранов, в этом году в старшей группе заполняются все девять.


t1678513977aa.jpgt1678513977ab.jpg

«Изба» «Книга»

Метод Системного оператора позволяет раскрыть детям объект исследования в системе, показать его прошлое и представить будущее, проанализировать его по частям, увидеть его ни как отдельный предмет, а часть целой системы.

Работая с детьми по системному оператору, мы иногда понимаем, о чем мы еще не рассказали детям, что не объяснили. С каждым разом у них появляется все больше вопросов, они чему-то удивляются, а иногда и удивляют нас.

Например, в средней группе мы в теме домашних животных разбирали системный оператор «Цыпленок», оказалось, что дети представляли, что клюв - это только нос. Стали спрашивать, а где у него рот, чем он ест?

При знакомстве с динозаврами в центр системного оператора выбрали детеныша травоядного трицератопса, и опять удивили детей, что не все динозавры хищники.

Системный оператор, метод разработанный Генрихом Альтшуллером, состоит из 9 квадратов.

Прошлое Настоящее Будущее

6 Над система

3 Над система

9 Над система

4 Система

1 Система

7 Система

5 Под система

2 Под система

8 Под система


В первый квадрат мы помещаем картинку объекта, и рассматриваем его как систему, которая состоит из определенных частей, без которых система не будет такой какая она есть, каждая часть важна и несет какую-то функцию (переходим ко второму экрану).

Потом рассматриваем третий экран, каждый предмет, он часть чего-то большего (детеныш животного из семьи, изба из деревни, …)

Точно также рассматривается прошлое и будущее объекта.

Детям очень нравятся подобные беседы, мы всегда подбираем небольшие игры речевые, на логику, на внимание, физминутки по теме.

Например, при проведении беседы о книгах, предложили детям угадать, какой герой спрятался, они по порядку называли номера квадратов. которые хотят открыть и пытались предположить, кто же это.


t1678513977ac.jpg t1678513977ad.jpg



К каждой нашей встрече мы прописываем план беседы. (Приложение)

Благодаря тому, что Системный оператор постоянно находится в группе, мы можем часто к нему обращаться, что-то дополнять. У детей появляются уточняющие вопросы, они рассказывают и показывают что-то друг другу, ребята, которые отсутствовали, могут у друзей узнать, о чем мы говорили без них. Часто вокруг системного оператора появляется выставка, дети приносят коллекции, рисуют, мастерят, доказывают друг другу.

Большой плюс данного расположения материала по теме в том, что это не просто набор картинок по теме, а выстроенная система анализа, размышления.

В средней группе, после знакомства с системным оператором «Изба», мы принесли в группу макет крестьянской избы, повторили названия строительных деталей, изготовили кукол закруток, детям было очень интересно, а главное в процессе игр они подходили к системному оператору, сравнивали макет и картинки, показывали друг другу.


t1678513977aa.jpg


t1678513977ae.jpg t1678513977af.jpg


Тt1678513977ag.jpg акже интересная работа была проведена в средней группе по теме «Зимующие птицы», объектом размышления детям предложили кормушку.

Выясняли, почему летом птицам не нужна была кормушка, чем они питаются. Почему одни птички улетели, а другие нет. Из каких частей состоит кормушка, для каких животных зимой еще нужны кормушки. А нужна ли наша помощь птичкам летом. Дети сами догадались, что нужны поилки.

А потом сами предложили сделать кормушки, кто-то принес из дома, а в группе мастерили кормушки все вместе.


t1678513977ah.jpg t1678513977ai.jpg


В старшем возрасте детям предложено 9 экранов.

Для системного оператора «Часы» были разработаны картинки. Дети определяли объект (часы) и определяли его функции или свойства. Рассмотрели разные виды часов по временной линии узнали, как люди раньше определяли время, когда не было часов и какие часы существуют в наше время и какими они будут в будущем. Сравнили часы по признакам, чем отличаются друг от друга. Для закрепления материала мы организовали выставку разных видов часов.

t1678513977aj.jpgt1678513977ak.jpg

Для системного оператора «Динозавр» мы рассмотрели Трицератопса. Дети узнали жизненный цикл динозавра от зародыша до взрослого Трицератопса.

Посмотрели с кем он живет и как защищаются от хищников. Познакомились с другими травоядными динозаврами.

Так же была организованна выставка с разными видами динозавров, дети размаривали их и сравнивали между собой по признакам, изготовили макет, Степа принес свою коллекцию и рассказал о ней.

Учитель-логопед провела с детьми речевой «Батл» на тему «Что было бы, если динозавры жили в наше время?», дети делились на две команды. Первая команда называла плюсы существования динозавров в наше время, а другая команда называла минусы.


t1678513977al.jpgt1678513977am.jpg


t1678513977an.jpgt1678513977ao.jpg



t1678513977ap.jpgt1678513977aq.jpg







Вовремя, тематической недели «Знаки и символы», было предложено детям рассмотреть системный оператор с объектом «Письмо».

Говорили о буквах, читали произведение Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», показали коллекцию марок, рассказали для чего они нужны, рассуждали как важно понимать друг друга, дополнили атрибутами сюжетно-ролевую игру «Почта», изготовили макет ноутбука с изображением электронной почты.


t1678513977ar.jpg


Большую работу провели по неделе Книги.

t1678513977ab.jpg

Сходили на экскурсию в детскую библиотеку, где нам рассказали о книгах, показали какие они бывают разные, чем библиотека отличается от магазина книг, а когда в группе рассуждали о книге и заполняли системный оператор, оказалось, что дети не знали о существовании электронных библиотек. Организовали в группе сюжетно-ролевую игру «Библиотека», пригодился наш макет ноутбука, в библиотеках уже нет читательских билетов, книги в группе разбили по темам и промаркировали разноцветными совами. Дети отмечают в компьютере себе цветным кружочком, какую книгу они взяли, а когда сдают, то зачеркивают. А мы теперь можем отследить, какие книги больше интересны детям.


t1678513977as.jpgt1678513977at.jpg


t1678513977au.jpg


А еще при подготовке ко Дню мам прочитали детям произведение С. Михалкова «А что у вас?», но к сожалению книга оказалась без иллюстраций, без обложки и корешка. Можно ли назвать эти листы книгой, спросили мы у детей, и как их превратить в книгу. Ребята тут же включились в процесс, нарисовали иллюстрации, обложку, собрали все это в папку. И теперь у нас на полке стоит наша самая любимая книга, ведь она про мам и сделана своими руками.


t1678513977av.jpgt1678513977aw.jpg


Вот так работа с системным оператором помогает нам систематизировать знания детей по темам, учить их задавать вопросы, самим искать ответы, осмысленно участвовать в различных играх, мероприятиях.

А для нас, педагогов, подготовка материала к этим беседам тоже становиться очень увлекательным поиском новых знаний, исторических фактов и событий, учит четко и лаконично доносить до детей знания. А главное детям все это очень нравится, когда они видят, что мы убрали картинки, у них загораются глаза в ожидании, о чём интересном мы будем сегодня говорить!




Приложение.

Конспект по теме «Зимующие птицы» средняя группа

t1678513977ax.png

Прочитать детям стихотворение «Покормите птиц зимой»

  Покормите птиц зимой.                               

 Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Как человек может помочь зимующим птицам? (после ответов детей показываем им картинку с кормушкой и вставляем ее в Экран №1)

Из каких частей состоит кормушка? (Экран № 2). Для чего нужны поддон, крыша на кормушке?

Из каких материалов они могут быть сделаны?

Какие еще человек делает кормушки? (Экран № 3) Только ли для птиц нужны кормушки зимой? (Разнообразие кормушек: лоси, домашние животные)

Чем питались птицы, пока не пришла зима? (Экран № 4) – насекомые, ягоды, семена, рыба…

Мы будем помогать птичкам, пока не растает снег и снова не появятся насекомые.

Но летом, особенно жарким, когда высохнут лужи, у птичек в городе появляется новая проблема, им негде пить! Как мы с вами сможем им помочь? Рассуждения детей подвести к мысли о поилке. (Экран №7)



Конспект занятия по системному оператору

Тема: «Птицы» средняя группа

Работа с системным оператором

6

3

9

4

1

7

5

2

8



Ход занятия:

Загадка:

Явился в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки. Кто это? (Цыплёнок)

В центре экрана 1 находится картинка, на которой изображён цыплёнок. У воспитателя в руках цыплёнок игрушка.

- В гости к нам пришёл цыплёнок. - Здравствуй, цыплёнок! - Давайте погладим нашего гостя, какой он? (пушистый, мягкий, жёлтый, маленький….) - Покажите, как он говорит? (пи-пи-пи)

Рассматриваем подсистему

- Ребята, наш цыплёнок очень хочет покататься на волшебном лифте и узнать про себя много интересного, давайте ему поможем. Из каких частей состоит цыпленок (крылья, клюв, туловище, лапки, глаза…) (Экран 2)

Физкультминутка

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонился влево, вправо.

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел,

Червячка себе нашел.

Рассматриваем надсистему  

- Ребята, наш лифт поднялся наверх. Подскажите, как называют родителей у цыплёнка? (курица, петух) (Экран 3)

Игра на сравнение:

Наш цыплёнок такой же жёлтый, как…. (солнышко, лимон) - Наш цыплёнок такой же маленький, как … (мячик, щеночек, котёнок ….) - Наш цыплёнок такой же пушистый, как … (помпончик, хвостик…) - Наш цыплёнок такой же мягкий, как … (подушка, одеяло…)

Рассматриваем систему в прошлом

- А раньше, каким был цыплёнок? (раньше он был яйцом) А откуда появилось яйцо? (его снесла курочка) (Экран 4)

Рассматриваем систему в будущем

- А что произойдёт в будущем, когда цыплёнок вырастет? (Он превратится в петуха или в курицу) - Что будет уметь делать цыплёнок, когда превратится в петуха или курицу? (научится кукарекать или кудахтать, чуть взлетать, сможет будить людей или нести яйца…) (Экран 7)

Рефлексия

Вы, ребята, молодцы! Покатали цыплёнка на лифте. Он узнал, что в прошлом он был яйцом. - А что вы, узнали нового о цыплёнке? (ответы детей)


Конспект по системному оператору

«Книга» старшая группа

«Что-то –часть чего-то»

Принцип этой игры взят из игровой телепередачи.

Для игры понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывается один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже открывшееся изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывается следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображенное на картинке.

(Корзун. Веселая дидактика. С 35)

В связи с темой системного оператора «Книга» и знакомства в течении недели с художниками иллюстраторами, предлагаю взять иллюстрацию к знакомой сказке с крупным изображением персонажа.

6

3

9

4

1

7

5

2

8

1.О чем мы сегодня поговорим? Загадаю вам загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Из каких частей состоит книга? Из чего ее делают?

(обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями), из бумаги, картона.


3. Какие еще бывают книги? Зачем человеку много книг? Почему они такие разные? Чем книги отличаются от журналов и газет? Где можно увидеть много книг? (магазин и библиотека)


4. Какие книги были раньше? Как они выглядели?


5. Из каких материалов их делали?


6. Почему раньше книг было мало? Как их раньше делали? (Летописец)


7. Где сейчас можно читать и узнавать новое, кроме обычных книг? (Электронные книги)


8. Что необходимо, чтоб электронная книга работала? (Интернет) Что мы бережем, читая электронные книги? (деревья)

Это хорошо, но оказывается глаза от электронных книг устают быстрее и сильнее портится зрение.


9. Где можно найти электронные книги? (электронные библиотеки)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.