12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алимова Эльвие Назимовна135
Материал размещён в группе «Учителя химии»
0

Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время



Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

Выполнила

Алимова Эльвие Назимовна,

учитель химии МОУ «Вольновская школа»
 

п. Вольное– 2019г.

Содержание проекта

Введение

4

1.1.Что такое одаренность?

6

1.2. Виды одаренности

7

1.3. Формы работы с одаренными учащимися

8

2.Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми

9

2.1. Исследовательская деятельность учащихся

10

2.2. Проектная деятельность учащихся

13

2.3. Курсы по выбору, спецкурсы

18

2.4. Подготовка учащихся к олимпиадам

20

3. Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

21

Выводы

28

Список использованной литературы

30

Приложение. Конспект урока по химии в 8 классе на тему «Путешествие океаном веществ»

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.

Однако на практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета. В этом и заключается главное противоречие. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.

Актуальность проблемы: На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Цель:

- выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Задачи:

выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно   химии;

создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, интерактивные игры, ИКТ);

обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;

организовать систему исследовательской работы учащихся;

организовать участие учащихся в олимпиадах различного уровня, интеллектуальных играх, дистанционных проектах, предметных конкурсах.

Ожидаемые результаты исследования: личностное развитие детей; адаптация к социуму; повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым у них есть способности; повышение уровня владения общепредметными и социальными компетенциями; удовлетворенность своей деятельностью; совершенствование исследовательских навыков; интеллектуальное и творческое обогащение; приобретение опыта исследовательской и творческо-мыслительной деятельности; умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета; повышение познавательной активности учащихся и результативности обучения; увлеченность предметом химии.

Методы исследования:

Анализ методической и учебной литературы.

Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

Объектом исследования является организация проектно-исследовательской деятельности одаренных школьников.

Предмет исследования – проявления и развитие одаренности детей на всех этапах обучения в школе.

Воспитатель, который не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит, не комкает,
а формирует, не диктует, а учит, переживает
вместе с ребёнком много вдохновенных минут.

Я. Корчак «Как любить детей»

1.1.Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

1.2. Виды одаренности

Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, зрительно-моторной координацией. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.

Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.

Социальная одаренность рассматривается как сложное многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена.

Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще [2,3].

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада [1].

1.3. Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

преподавание курсов по выбору;

преподавание факультативов;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

МАН "Искатель";

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

2. Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми

В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.

3. Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Это дополнительные занятия в рамках курсов по выбору, спецкурсов, факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы.

4. Развитие в одаренном ребенке психологии лидера. Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

5) проектное обучение.

2.1. Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

коммуникативную - умение вступить в общение;

информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.

Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования [4].

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом, намного прочее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде. Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены химически [5].Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.

Например, при изучении темы «Биологического значения аминокислот и белков» в 11 классе предлагаю ответить на такие вопросы: «Что является причиной образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных или рыбных изделий? (Это объясняется свертываемостью растворенных в воде белков (альбумин, глобулин). Чем отличается сырое молоко от пастеризованного? Почему при кипячении молоко «сбегает»? (Сырое молоко содержит ферменты фосфатазу и пероксидазу, а пастеризованное – нет. При нагревании ферменты разрушаются).

На уроках химии можно использовать интеллектуальные игры, например, «Черный ящик», составление синквейнов. Ведет игру учитель, участвует в ней весь класс. Время игры 2-5 мин. Учитель кладет в ящик какой-то предмет, связанный с темой урока, и формулирует задание, содержащее описание некоторых признаков (свойств) предмета, по которым в ходе эвристического диалога ученики должны его определить. Эту игру можно проводить на любом этапе урока, так как её основная цель – обучить учащихся вести диалог. Они должны не просто угадать предмет, а, двигаясь от общего к частному, выстроить систему вопросов.

При изучении темы «Место неметаллических элементов в периодической системе, особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов» в 10 классе, предлагаю обнаружить вещества, названия которых должны отгадать. Примеры заданий:

Одно из веществ в старину называли «желчью бога Вулкана». Что это за вещество? Название этого вещества происходит от санскритского «сира», что означает «Светло-желтый». (Сера).

Второе вещество образовано химическим элементом, название которого означает «светоносимый». (Фосфор).

Третьим веществом играются маленькие дети и «выпекают» из нее торты, это вещество применяется также в строительстве и для производства стекла. (Песок).

Название последнего вещества происходит от греческого «графо», что означает «пишу». (Графит).

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

2.2. Проектная деятельность учащихся

1. Понятие метода проектов. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые и педагоги всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности человека.

Самостоятельная деятельность обучаемых заключается в том, что она:

формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

развивает общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;

формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

приоритетно нацеливает на развитие познавательного интереса учащихся;

реализует принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди методов, реализующих самостоятельную деятельность учащихся, принадлежит сегодня методу проектов.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Эта образовательная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий. 

Результаты проектной деятельности можно реализовать несколькими способами:

- во время урока (учащиеся разрабатывают проект по изучаемой теме и на уроке освещают эту тему с разных сторон, участвует весь класс);

- вне урока (учащиеся работают над проектом по интересующей их актуальной теме и представляют результаты своих исследований на конференции, выставке, салоне достижений и т.д.).

Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).

4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).

5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

Основные критерии  использования метода проектов в учебном процессе

1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов.

3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).

5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- выдвижение гипотез решения проблемы;

- работа с научной литературой;

- выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);

- проведение исследования;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результатом работы над темой.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:

аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);

усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментальная проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

оформление итогов работы;

разработка и защита проекта.

Проекты, реализуемые во внеурочное время

Внеурочная (внеклассная) работа – неотъемлемый атрибут учебно-воспитательного процесса в школе. Проектные педагогические технологии заняли в этой работе достойное место. По характеру основной деятельности ученика в реализации проектов, их можно классифицировать на несколько типов.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта наиболее распространен в школьной практике и систематически используется также на уроках.

Учебно-исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента. Эти проекты реализуются во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, выставкам, олимпиадам, смотрам, сессиям МАН «Искатель» и т.д. Тематика этих проектов должна затрагивать содержание профильного предмета, предполагая при этом широкое использование межпредметных связей. Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной сфере исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.

Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая дидактическая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта, список участников, их роли. Итог проекта чаще всего выглядит как своеобразный спектакль.

В обучении химии довольно часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, при изучении основных классов неорганических соединений в 8 классе провожу урок-путешествие: «Путешествие океаном веществ». Цель урока: повторение особенностей основных классов неорганических веществ; закрепление определений, классификаций, свойств; демонстрация генетической связи между классами неорганических веществ; развитие навыков наблюдать, делать выводы; развитие представлений и интереса к учебе.

Или урок-соревнование «Своя игра» среди учащихся 8-11 классов. Цель урока: создание условий для расширения кругозора и мотивации к изучению химии; совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла, осуществление межпредметных связей.

Также провожу урок-сказку «Колобок» для учеников 6 класса. Цель урока: знакомство учащихся 6 класса с наукой химией, развитие интереса к науке, демонстрация значимости химии в окружающем мире, значение химии в повседневной жизни, формирование интереса к познанию окружающего мира, развитие фантазии, образного мышления, творческих способностей.

Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету [6,7,8].

2.3. Курсы по выбору, спецкурсы

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.

Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности [9, 10].

В рамках курса по выбору для учащихся 10,11 класса провожу предметно – ориентированный курс «Химические задачи в средней школе» (автор Мясников В. В. заслуженный учитель АРК, специалист высшей категории, учитель-методист). Целью данного курса по выбору является: помощь учащимся научиться легко и свободно решать химические задачи различных типов и видов, а также разного уровня сложности и не «бояться» их. Задачей курса по выбору является: изучение и закрепление основных алгоритмов решения расчётных и экспериментальных задач различных типов и видов, также научить учащихся применять свои теоретические знания на практике и в нестандартных ситуациях; отработать и развить экспериментальные умения и навыки при проведении химического эксперимента. В курсе используются следующие методы обучения: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к государственной итоговой аттестации, внешнему независимому оцениванию, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

2.4. Подготовка учащихся к олимпиадам

Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это не удивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Использование проектно-исследовательской работы на уроках химии и во внеурочное время

Давно замечено, что таланты являются

всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития

Г.В.Плеханов

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я как учитель уверена, что применение какого-либо одного метода не дает возможности использовать всю гамму способностей учеников.

Главнейшая задача учителя химии – раскрытие и развитие одаренности каждого ученика, проявляющего способности в данной области знаний, а для этого необходимы активные методы обучения.

Одним из таких методов является организация исследовательской деятельности. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научной конференции или каком-нибудь конкурсе. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения.

Исследовательская деятельность учащихся организуется мною на двух уровнях: исследование на уроке и исследование во внеурочное время. При этом часто исследование на уроке переходит в исследование во внеурочное время, расширяется и углубляется.

На мой взгляд, именно исследовательский проект, как ни какой другой, позволяет превратить ребенка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода дает возможность не только успевающим, но и слабым ученикам реализовать свои сильные стороны. Еще Конфуций говорил:

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

С чего же начинать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках химии?

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций:

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо помнить, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к проектной деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. Преподаватель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, зная наверняка искомый результат.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в нашей работе стали мини-эксперименты. На уроках химии – это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму.

Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, учение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Преподаватель знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая учащемуся самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учащимся не знают ни пути поиска, ни итога исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать ее у учащегося [11,12,13].

Важной формой подготовки к такой самостоятельной работе оказались рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников или только на использовании научной и научно-популярной литературы. При их подготовке мы учитываем интерес учащихся к тому или иному вопросу.

Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности.

В своей работе метод проектов использовала путем написания исследовательской работы по теме: «Сравнительный анализ свойств различных сортов сливочного масла» с ученицей 10 класса Аблаевой Алие (2012/2013 учебный год). Целью работы стало: провести сравнительный анализ физико-химических и органолептических характеристик различных сортов сливочного масла. Задача работы: изучение литературных и электронных источников информации по данной теме; систематизация, проработка, анализ и обобщение найденного материала, определение некоторых органолептических показателей исследуемого продукта путем проведения дегустации; анализ физико-химических характеристик различных сортов сливочного масла; обработка результатов эксперимента. В этом году продолжили работу по исследованию сливочного масла. Исследование проводилось анализом микробиологического контроля. Целью исследования в этом учебном году стало определение содержания в сливочном масле бактерий группы кишечной палочки, мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных бактерий, а также определение наличия дрожжей и плесени в исследуемых образцах. Для исследования были взяты следующие образцы сливочного масла:

1. Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Вершкове свято».

Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Злагода»

Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Весела ферма».

Масло сладкосливочное крестьянское 72,7% ТМ «Советское»

Масло сладкосливочное крестьянское 73% ТМ «Молочный доктор».

6. Спред сладкосливочный 72,5% ТМ «Тульчинка №1».

7. Масло сладкосливочное крестьянское 73% ТМ «Мілкер»

Исследовав ассортимент и определив качество сливочного масла, пришли к следующим выводам:

1) На основании проведенной дегустации первое место заняло сливочное масло торговой марки «Мілкер», а последнее место - масло торговой марки «Весела ферма».

2) Масло исследовали по физико-химическим показателям и обнаружили, что о качестве сливочного масла (без добавок) можно судить по его плотности и массовой доле жира и влаги. Следует отметить важность определения данных величин для подтверждения натуральности сливочного масла, это особенно важно в связи с наметившейся тенденцией введения в сливочное масло других растительных и пищевых жиров. Поэтому одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства масла является контроль физико-химических процессов для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.

Кроме этого в этом учебном году была написана исследовательская работа по теме: «Искривление позвоночника у детей и подростков в Вольновской ОШ 1-3 ступеней». Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки и сколиозов у подростков. Целью исследовательской работы стали: знакомство с заболеванием подросткового сколиоза; выявление последствий данного заболевания и методы борьбы и предотвращения сколиоза, изучение распространенности сколиоза и нарушений осанки у учащихся Вольновской ОШ I-III ступеней, анализ используемых в образовательном учреждении приемов профилактики нарушений опорно-двигательной системы.

Изучив данные, полученные из Вольновской амбулатории семейного типа и результаты анкетирования школьников, пришли к выводу, что детей с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше. В период с 2009 по 2013 год количество учащихся с заболеванием сколиоза увеличилось с 5,5% до 11,4%. Главной причиной увеличения количества детей с нарушением осанки и сколиозом является несоблюдение правил правильной посадки за партой. И если в начальной школе учителя уделяют должное внимание этому вопросу, что и является начальной профилактикой нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза, то в школе среднего и старшего звена внимание на это обращается на много меньше. А одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз (искривление позвоночника выпуклостью кзади) и лордоз (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд). Если же запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как: варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца, ухудшаются амортизационные свойства позвоночника.

Ещё одним направлением работы с одарёнными учащимися выбрала проведение исследовательского проекта по выращиванию кристаллов. Цель исследования - выращивание кристаллов разнообразных веществ из растворов и сравнивание их свойств; определение оптимальных условий для выращивания кристаллов. Задачей работы стали: анализ литературы, посвященной данной теме; отбор веществ, применяемые в быту, из которых возможно вырастить кристаллы; знакомство с методами выращивания кристаллов; освоение методик выращивания кристаллических тел из водных растворов; провести наблюдения за процессом кристаллизации; выработка рекомендаций по выращиванию кристаллических тел для заинтересовавшихся нашим исследованием учащихся. На основании полученных данных пришли к следующим выводам: кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека. Они обладают оптическими и механическими свойствами, именно поэтому первые линзы, в том числе и для очков, изготавливались из них. Кристаллы до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждение их к поиску.

ВЫВОДЫ

Для достижения высокой результативности в работе с одарёнными учащимися, школьным коллективам необходимо разработать свою методику системного подхода в работе с одарёнными детьми, которая будет включать в себя совокупность и взаимосвязь учебно-воспитательных процессов, максимальное использование внеурочного времени. В основе данной методики должны лежать методы организационной деятельности учащихся, учителей и родителей. Основная цель, которой – поиск и выявление способных и одарённых учащихся, создание благоприятных условий для развития у них творческих способностей, а в целом - формирование интеллектуального потенциала нашей страны.

В работе с одарёнными детьми педагогами должны использоваться самые разнообразные формы и методы обучения, инновационные технологии, где ведущее место должно отводиться психологической службе. Основой дифференциации должен быть личностный подход к каждому ребёнку, опора на его возрастные и интеллектуальные возможности.

Поиск, развитие, поддержка одарённых учащихся должна проходить в процессе подготовки и проведения различных мероприятий: конференций, конкурсов, фестивалей и т.д.

Система работы с одаренными детьми в первую очередь должна предполагать создание условий и возможностей для раскрытия и реализации способностей ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе и вузе. Поэтому в учебных заведениях разных уровней должны создаваться разнообразные программы по работе с данной категорией детей.

Реализация данных программ требует финансирования, и не только со стороны государства. Существенную долю финансирования данных программ могли бы составить пожертвования и вклады различных фондов, предприятий, частных заинтересованных лиц. Кроме денежной помощи школы могли бы получать современное техническое оборудование.

В Вольновской общеобразовательной школе I-III ступеней создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Это достигается через индивидуальные и групповые занятия с сильными учащимися; преподавание факультативов и курсов по выбору; проведение занятий в кружках; занятия исследовательской деятельностью в секциях Малой Академии наук "Искатель"; участие в предметных и творческих конкурсах; участие в предметных олимпиадах разных уровней; посещение занятий в районной школе для одарённых детей «Интеллект».

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мною были сделаны следующие выводы:

работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей;

данная работа позволяет выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно   химии;

используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, интегрированные уроки, ИКТ), создаются условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности;

ученики учатся отстаивать свою точку зрения при  защите исследовательских работ, делать выводы из полученных результатов работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://festival.1september.ru/articles/593595/

2.Бабеева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина А..А. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 1996. – 416 с.

3. http://www.smartpsyholog.ru/smarts-222-1.html

4. Тузинская З.М. Дослідна діяльність на уроках хімії як засіб формування життєвих компетентностей учнів.//Хімія. - №21(273). – 2012. – с.2-4.

5. http://forum.schoolpress.ru/article/46/474

6. Гутак І.О.//Проектна технологія як спосіб реалізації особистісно орієнтованого навчання.//Хімія. - №5(281). – 2013. – с.3-6.

7. http://festival.1september.ru/articles/560531/

8. Береза Г.Ф., Бараннікова Т.М., Голованова І.П.//Використання проектної технології під час викладання хімії у 9 класі.//Хімія. - №17(221). – 2002. – с.2-10.

9. http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200601106

10. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3

11. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка/Химия в школе, 4, 2007. с. 2-4

12. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных школьников/ Химия в школе,4,2008,с 2-4.

13. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся. М, Глобус. 2008.


Использование проектно-исследовательской работы на уроках хи
PPTX / 1.33 Мб

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.