Методические указания и рекомендации «Проектная и исследовательская работа на уроках географии и во внеурочной деятельности»
«Проектная деятельность по географии, краеведению»
В любые времена перед учителем стояла проблема выбора педагогического метода работы. В новых условиях учителю необходимо использовать методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой, тьюторской. Перед учителем встают вопросы: как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний, стимулируя его природную любознательность?
И здесь на помощь учителю приходят деятельностные, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы обучения. Немаловажную роль имеют исследовательские и проектные технологии обучения.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о проектной деятельности и применению на уроках географии и краеведения, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения. В ФГОС Основного общего образования акцентируется внимание на развития универсальных учебные действий, в том числе по формированию компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности. В Примерной основной образовательной программе раскрываются особенности основных направлений и планирования результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, в частности перечислены направления проектов: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. В Профессиональном стандарте педагога прописаны трудовые функции учителя, одной из которых является умение организовать проектную, самостоятельную деятельность школьников, в том числе исследовательскую.
Таким образом, мы убедились в том, что нормативно-правовые документы содержат требования к учителю и в целом к образовательному процессу в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников и в среднем звене.
Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность обучающихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Каждый этап выполнения проекта, тип деятельности, вид презентации проекта обучающиеся выбирают сами.
Изучение географии и родного края в ходе реализации метода проектов обеспечивает связь глобальных и региональных проблем. Где как не на уроках географии и краеведения применять технологию проектирования. Являясь связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой, эти предметы в отношении проектной деятельности позволяют преодолевать разрыв между школьным образованием и жизнью. Использование метода проектирования на уроках географии и краеведения положительно сказывается на обучении детей. В ходе такой работы усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике.
В среднем звене общеобразовательной школы продолжается работа над проектной деятельностью с учетом преемственности начального обучения. Процесс обучения в этот период имеет ряд специфических особенностей, существенно отличающихся от обучения младших школьников. Этот сложный и противоречивый период требует от учителей методической гибкости, психологической грамотности, педагогического такта. Диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание – богаче и сложнее. Поэтому учителю необходимо внимательно подходить к содержанию и структуре проектной деятельности. Проектные работы необходимо обогащать заданиями, требующих от подростков сложных психических (когнитивных) действий, практических умений и навыков.
Характерной чертой проектной деятельности в среднем звене является усиление межпредметных связей. Теоретические знания преломляются через опыт самостоятельной практической деятельности. Например, межпредметный проект «Русско- удмуртско-английский словарь флоры и фауны тайги». Этот проект создан на стыке предметов: географии, биологии, английского и удмуртского языков, «Образ Русской равнины в литературе» - географии и литературы.
В подростковом возрасте детей отличает ярко выраженное стремление к самостоятельности и независимости, происходит развитие коммуникативных отношений обучающихся, проявляется стремление к творчеству, что способствует развитию проектной деятельности. На уроках географии в 6 классе, изучая раздел «Литосфера», ребятам было предложено выполнить проекты, используя банк проектов по данной теме или выполнить проект по самостоятельно выбранной проблеме. Были сформированы группы по интересам. В течение месяца шла работа над проектом. На обобщающем уроке этого раздела ребята презентовали свои творческие продукты: макет действующего вулкана, систематизирующую коллекцию горных пород «Тайны хозяйки Медной горы», электронные презентации «О чем рассказали горы», «Равнины мира». При изучении других тем ребята выполняли проекты, связанные с изготовлением макетов речных долин, конструирование метеорологических приборов (флюгер, осадкомер, гигрометр.) и приборов для работы по топографии (нивелир, визирная линейка, угломер) и др. Многие из проектов получили практическую направленность: метеорологические приборы были переданы в детский сад для метеорологической площадки. Учебный макет речной долины ученики продемонстрировали на практическом занятии в начальной школе по теме «Откуда появляется река». В 7 классе при изучении темы «Природные зоны» дети выполняют творческие проекты по изготовлению панорамных моделей различных природных зон. При изучении населения Африки ребята выполняли творческие проекты «Мой дом –моя крепость». Так банк проектов пополнился моделями жилищ африканских народов, проживающих в разных природных условиях. Все работы послужили демонстрационным материалом для кабинета географии.
Увлечения, личные проблемы, переживания подростков могут повлиять на выбор темы проекта. Например: ученица 11класса, интересующаяся субкультурой, традициями Кореи (при изучении темы «Юго-Восточная Азия») работала над созданием проекта об этой стране. Продуктом стал лэпбук (интерактивная тематическая папка), которую с большим интересом презентовала в своем классе и на классных часах в других классах.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является поисковый - постановка проблемы. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. А что значит - найти проблему? Определять проблему - значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным. Проблема возникает из противоречия. Проблема всегда возникает тогда, когда есть необходимость, потребность в чем-либо. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Так ученик 6 класса, изучая семейный архив, обнаружил документы в плохой сохранности. Перед ним встала личная проблема – как сохранить документы своей семьи. Решение этой проблемы он нашел в создании электронного семейного альбома.
В самом начале работы над проектом - на этапе проблематизации желательно познакомить обучающихся с критериями оценивания проекта. Изучение критериев поможет четче понять, как сформулировать исходную проблему проекта, какой будет его цель.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развивать умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок предлагается использовать в 5-7 классах. В 7 классе при изучении темы «Африка» используя отрывок из сказки К.Чуковского «Доктор Айболит», ученица составила исследовательский проект «По следам доктора Айболита». По тексту сказки она определяла географические объекты, природные зоны и типичных представителей флоры и фауны. Продуктом проекта стала интерактивная карта путешествия. Эта работа вызвала интерес учащихся, которые познакомились с презентацией. Мы усложнили этот проект, используя метод фокальных объектов. Фокусом для обсуждения стал новый маршрут доктора. Изменив первоначальные условия, доктор отправляется в путь с помощью других средств передвижения, в разные временные отрезки, по другим маршрутам в Африку лечить зверей. Эта работа для ребят показалась интересной и необычной.
Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие. Метод «Тайна двойного», или выявление противоречий помогает учить детей не уходить от противоречий, а учиться их разрешать. Противоречия ищутся в объекте, явлении. Разрешение противоречий можно применять и в старших классах при решении экологических проблем. Этот метод заключается в том, что заранее выполняется требуемое изменение объекта. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. Например, переработка вторичного сырья, утилизация отходов.
А как организовать деятельность обучающихся на этапах определения интереса, проблемы?
Первый и самый простой вариант запуска проектов: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами. При этом темы могут быть представлены в виде рекламных листовок на информационном стенде. Этот способ можно использовать, когда у учеников еще нет опыта проектной деятельности или сам учитель только начинает работу с использованием метода проектов. В ходе обсуждения тема может изменяться, корректироваться, расширяться и, возможно, возникнет новый замысел.
На этом этапе учитель может использовать индивидуальную беседу. Материалом для обсуждения могут стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. То есть достаточно прислушаться к тому, о чем разговаривают учащиеся, иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует, чтобы задать тему для обсуждения. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Кроме вербальных методов (рассказ, объяснение) можно использовать метод демонстрации. Из банка проектов ученикам показывают образцы ранее выполненных проектов.
С целью коллективного поиска проблемы целесообразно использовать метод мозгового штурма - метод Дельфи. После анонимного обмена решений проблемы между участниками группы, учитывается независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений. Отбирается общее лучшее решение. Возможен другой вариант мозгового штурма. Для этого создается группа «генераторов идей». Они предлагают различные проблемы, из которых возможны темы будущих проектов. Группа «экспертов» отбирает наиболее интересные и актуальные. Из них можно сформировать банк творческих проектов.
Для выбора индивидуальной проблемы можно применить метод информационной поддержки. Обучающийся, опираясь на собственные знания и полученные из литературы, предоставленной учителем, формулирует конкретную задачу и тему проекта.
На этапе проблематизации можно применять методы обучения с применением затрудняющих условий. Они развивают техническое мышление. Один из эффективных методов на данном этапе является метод информационной недостаточности. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения. Метод информационной перенасыщенности основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Метод абсурда - заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Например, фантастический проект «Здесь будет город - сад в условиях Антарктики».
Метод новых вариантов - заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты решений. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно предложить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений. Нужно отметить, что этот методический прием можно применять на любом этапе. Например, ребята с большим энтузиазмом выполняют исследовательские проекты по созданию экскурсионных маршрутов: «Золотое кольцо России -2», «Новые 7 чудес Света».
Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением природы, истории, экономики родного края. Например, используя метод "Приемы аналогий", обучающиеся выполняют проектные работы по созданию гербариев своей местности (сорные, лекарственные, съедобные растения и т.д.), коллекции горных пород, атласа населения и хозяйства своего района, населенного пункта. Этот прием использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления.
Методов для определения проблем будущих проектов достаточно много, поэтому, прежде всего, учителю необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей учеников, чтобы не погасить в них желание заниматься проектной деятельностью.
Таким образом, в рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным. Технология проектирования позволяет наиболее широко расширить кругозор учащихся, развить познавательные интересы, приобщить их к творческой деятельности, привить умения и навыки природоохранной деятельности и даже, помочь в выборе профессии. Очевидно, что метод проектов более эффективен в качестве важного дополнения к инновационным методам обучения. Он прекрасно дополняет современный урок и внеурочную работу в школе.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями от 29.12.2014 г. № 1644, 31.12.2015 г. № 1577)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, включенная в реестр образовательных программ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
Профессиональный стандарт педагога
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-84.
Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты в младшей школе/ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология»,1999.-52с.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технического образования/ Под ред. В.В.Рубцова.- Мозырь:РИФ «Белый ветер, 2000.-286с.
Мелехина С.И. Проектная деятельность учащихся 8-9-х классов на уроках технологии: Учебно- методическое пособие. Киров: Изд.Кировского областного ИУУ, 2003.- 304с.