Доклад «Использование проектной деятельности в начальной школе как способ мотивации учащихся, повышения качества их работы и формирования ключевых компетентностей»
«Использование проектной деятельности в начальной школе как способ мотивации учащихся, повышения качества их работы и формирования ключевых компетентностей».
Выполнила: учитель начальных классов Шевченко И.Е.
Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Эта педагогическую технологию эффективно использую в начальной школе. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считаю тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектной деятельностью занимаюсь 10 лет. Для этого использую часы, предусмотренные школьным компонентом, время учебного процесса на уроках закрепления и внеурочную деятельность по предметам.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности школьников.
Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Помимо проектов, предусмотренных программами учебных дисциплин , были выполнены коллективные проекты “МАСКАРАД У ЛУКОМОРЬЯ” (4-й класс), “ИГРА «ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО» ИЗ ФАНТИКОВ” (3-й класс), “ОБЕД «ПРАЗДНИК ЖИВОТА» ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ” (4-й класс), а также индивидуальные проекты книг «ОСЕНЬ, ТЫ ПРЕКРАСНА!», «ТАКИЕ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» и др.
Начиная работу над любым проектом, всегда вспоминаем основные компоненты или этапы работы.
1 Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы.
На этом этапе создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность
2.Набор первоначальных идей.
На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобится карандаши, большие листы бумаги.
“Мозговой штурм ” или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы)
3.Проработка одной или нескольких идей.
На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания
После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом.
Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.
4.Планирование и изготовление изделия или продукта.
На этом этапе дети начинаем разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Дети ведут краткую запись того, как они продвигались по пути изготовления. Возможно, где-то приходилось изменять свой план. В начальной школе изменение плана работы достаточно проговорить устно. Руководитель проекта (учитель) должен получить ответ на вопрос “Почему, с какой целью были внесены изменения”. На этом этапе дети работают в системе ученик-ученик. Здесь есть некоторые особенности.
В команде нет лидера, есть организатор.
В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.
В ходе работы над проектом дети используют знания математики, технологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, окружающего мира
К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов.
Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.
5.Защита проекта или презентация.
Этот этап делится на две части.
А. Представление продукта.
Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, например о том, для кого или для чего предназначен данный продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.
Б. Оценка работы.
Оцениваем работу по трём уровням:
- самооценка;
-оценка сотрудников (одноклассников);
- оценка учителя.
Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы: правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? И, наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?
Оценка сотрудников может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш сотрудник во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему сотруднику приходилось напоминать о его обязанностях в группе и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сотрудник был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.
Моя роль оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е.
как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.
Учащимся начальных классов важно достичь I уровня сформированность ключевых компетенций. Для этого я использую критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем ( для учащихся начальной школы)
|
I уровень |
|
|
1 балл |
2 балла |
Постановка проблемы |
Ученик подтвердил понимание проблемы, сформированной учителем. |
Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование |
Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. |
Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
|
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. |
|
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. |
Оценка результата |
Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. |
■ Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
|
Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. |
Ученик назвал трудности, с которыми столкнулся при работе над проектом. |
Общее кол-во баллов от 6 - 12 баллов |
Критерии для оценки информационной компетентности. |
||
|
1 балл |
2 балла |
Поиск информации |
Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие |
Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие |
|
информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима. |
конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из указанного учителем источника. |
|
Обработка информации |
Ученик изложил полученную информацию. |
Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. |
Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
|
Общее кол-во баллов от 4 — 8 баллов |
|
Критерии для оценки коммуникативной компетентности |
|
|
1 балл |
2 балла |
Письменная коммуникация |
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. |
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация |
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или само стоятельно. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. |
Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. |
|
Продуктивная коммуникация (работа в группе) |
Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. |
Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или, своё отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. |
Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее. |
|
|
|
Общее кол-во баллов от 5 - 10 баллов
|
|
Таким образом, ученик может получить 15-30 баллов.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся (для учащихся начальных классов)
|
|
Решение проблемы |
демонстрирует понимание проблемы; демонстрирует понимание цели и задач деятельности; демонстрирует понимание последовательности действий; имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности; высказывает впечатление о работе и полученном продукте. |
Работа с информацией |
осознаёт недостаток информации в процессе реализации деятельности; применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника; демонстрирует понимание полученной информации; демонстрирует понимание выводов по определённому вопросу. |
Коммуникация |
соблюдает нормы изложения простого текста; соблюдает нормы речи в простом высказывании; работает с вопросами на уточнение; высказывает свои идеи, соблюдая процедуру работы в группе |
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого - формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого - формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.
Многие учащиеся отметили положительное влияние проектов на развитие их личности. В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к людям, как к взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.