Применение технологий «Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей»
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей
С течением времени в мире меняется все. Не стоит на месте и образование, оно претерпевает изменения, требует нового подхода в обучении и воспитании детей. Такой подход заложен в Федеральном государственном образовательном стандарте, где обозначена цель образования как: «формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорных систем знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться, способностей к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач».
Для реализации поставленной цели все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать на формирование универсальных способов действий. В образовании такие действия принято называть ключевыми компетенциями. Их несколько:
1) социальная (когда ребенок должен учиться самостоятельно принимать решения);
2) проблемная (учиться определять проблему и ставить перед собой задачу);
3) кооперативная (учиться работать в команде, составлять план работы, организовывать свои действия);
4) информационная (учиться собирать информацию из разных источников: Интернета, книг, журналов, газет и т. д.);
5) коммуникативная (учиться общению на разные темы, вступать в дискуссию, задавать вопросы, анализировать сказанное, прочитанное).
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Для формирования ключевых компетенций учащихся проектная деятельность дает широкие возможности. Она способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Практическая значимость проекта в том, что в нем рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе обучения.
Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты и др.
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
1. По доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские (по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие).
информационные (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы).
творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.)
2. По продолжительности:
мини-проекты (могут укладываться в один урок или менее).
краткосрочные (требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома).
недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
годичные (могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время).
3. По предметно-содержательной области:
Монопроекты (проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания).
Межпредметные проекты (выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.
В 2021-2022 учебном году мы с ребятами реализовывали проекты, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» (3 год обучения).
ПРОЕКТЫ 3 КЛАСС |
ДАТА |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Проект №1 «Богатства, отданные людям» Проект №2 «Разнообразие природы родного края» Проект №3 «Школа кулинаров» Проект№4 «Кто нас защищает» Проект №5 «Экономика родного края» Проект №6 «Музей путешествий» |
10.09 26.11 28.12 04.02 22.03 27.05 |
ТЕХНОЛОГИЯ Проект №1 Подарок малышам «Волшебное дерево». Проект№2: «Подвеска» Проект№3: «Парад военной техники» |
06.12 27.12 28.02 |
ЛИТЕРАТУРОНОЕ ЧТЕНИЕ Проект №1: «Сочиняем волшебную сказку». Проект№2: «В мире детской поэзии». |
27.09 28.03 |
РУССКИЙ ЯЗЫК Проект №1 «Рассказ о слове». Проект №2«Семья слов». Проект №3 «Составляем орфографический словарь». Проект №3 «Тайна имени». Проект №4 «Зимняя» страничка». Проект №5 «Имена прилагательные в загадках». |
27.10 23.11 11.01 24.01 14.03 13.04. |
МАТЕМАТИКА Проект №1 «Математические сказки». Проект №2 «Задачи-расчеты». |
12.11 17.02 |
ВНЕУРОЧНАЯ деятельность. Предметная неделя. Конкурс проектов (стенгазат или лэпбуков) по литературным произведениям. |
24.12
|
Приведу примеры нескольких проектов.
Окружающий мир. Проект «Школа кулинаров» (Раздел: «Мы и наше здоровье»). Цель проекта: создать книгу рецептов любимых блюд от 3Б класса. Форма работы: индивидуальная, парная. Задачи: 1) Выявить основные правила питания. 2) Узнать, какие продукты полезны для полноценного роста и развития подростка. 3) Приготовить самостоятельно любимое блюдо. 4) Сделать выводы. 5) Указать источники информации.
Способ оформления результатов: «Книга рецептов от 3Б класса» План проекта: Название блюда. Ингредиенты. Способ приготовления. Фото процесса приготовления. Твоё фото с любимым блюдом. Итоги проекта: Мы узнали, что правильное питание очень важно для детей и подростков. В период с 10 до 13 лет, все силы организма подростка направлены на активный рост, поэтому требуется повышенное количество кальция. Нехватка кальция может привести к различным заболеваниям. Чтобы избежать этого, надо включить в рацион питания подростков молочные продукты: творог, молоко, кефиры и йогурты. Так же не стоит забывать и о животном белке, ведь в период бурного роста нужен строительный материал для мышц, который содержится в мясе. Нужно избегать продуктов с высоким содержанием жиров, соли и сахара. (соленые огурцы, помидоры; копченая рыба, мясо; колбасы, острые салаты, сухарики, чипсы, шоколад, конфеты, торты, пирожные и др.) Питание подростков должно быть четырёх-разовым. Продукты, необходимые для полноценного роста и развития подростка: 1. Углеводы. Это основные поставщики энергии, которая так необходима при быстром росте. Они содержатся в крупах и злаках. 2. Продукты, содержащие белок. Это мясо животных, птицы и рыба. Белок это главный строительный материал для мягких тканей и внутренних органов. В мясе, особенно в красном, содержится железо, при недостатке которого может проявиться 3. Растительная клетчатка и витамины. Это овощи и фрукты. Клетчатка необходима для правильной работы пищеварительной системы. Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. 4. Растительные жиры. Это растительные масла и различные орехи. Они обеспечивают организм энергией и служат строительным материалом. Употребление этих продуктов может помочь подростку избежать проблем с выпадением волос и ломкостью ногтей. 5. Молоко и кисломолочные продуты. (творог, йогурт, кефир...) Это незаменимые поставщики кальция, витамина В и фосфора в питании подростков. 6. Чистая питьевая вода. Для нормальной работы организма нужно выпивать в сутки количество воды из расчёта 30мг на 1 кг массы тела. Кулинарная книга полезных рецептов от 3Б класса |
Проект №6 «Музей путешествий» (Раздел: «Путешествие по городам и странам») Цель проекта: Узнать, что такое «Золотое кольцо России», какие города в него входят. Получить знания об истории этих городов, их достопримечательностях. Составить туристический маршрут. Выяснить, какие города мы уже посетили. Запланировать экскурсии на 2022-2023 уч.год. Форма работы: групповая.
Задачи: 1) Выбрать объект путешествия-город Золотого кольца России. 2) Собрать информацию об объекте путешествия, картинки. 3) Подготовить сообщение или презентацию для класса. 4) Поделиться впечатлениями. Сделать выводы. 5) Указать источники информации.
Способ оформления результатов: Сообщение или презентация. План проекта: Город Золотого кольца на карте России. История возникновения. Достопримечательности. Итоги проекта: Мы узнали, что «Золотое кольцо России»- это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. В них множество достопримечательностей, в том числе музеев, хранящих бесценные сокровища природного и культурного наследия. Совершив виртуальное путешествие по городам «Золотого кольца России», мы получили массу положительных эмоций, приобщились к частице русской истории и культуры. Выяснили, что в течение 2 и 3 класса мы побывали в Москве, Сергиев-Посаде, Переславль-Залесском, познакомились с достопримечательностями этих городов, посетили музеи. В 4 классе запланировали посетить г. Александров, побывать в резиденции царя Ивана Грозного. Сделали вывод: Россия славится своей историей и мы должны её хорошо знать и помнить.
|
Русский язык. Проект №4 «Зимняя» страничка». (Раздел: «Имя существительное) Цель проекта: составить свой словарь зимних слов и нарисовать к ним картинки. Форма работы: индивидуальная, групповая. Задачи: 1) Понять какой темой объединены эти слова и придумать свои. 2) Нарисовать словесную картину каждого слова и почувствовать какие слова вызвали радостное чувство. 3) Узнать какой частью речи является каждое слово, с помощью словаря подобрать синонимы и антонимы, узнать есть ли среди них однокоренные. 4) Прочитать отрывки из стихотворений и понять как поэты описывают зиму, объяснить понравившиеся слова и выражения 5) Записать понравившиеся стихотворные отрывки. 6) Подобрать загадки или пословицы, предложения или поэтические строки, в которых употребляются зимние слова. 7) Придумать и напечатать свой рассказ, используя в нём какие -либо из своих зимних слов, представить свою страничку в классе.
Способ оформления результатов: словарик зимних слов. План проекта: Сбор информации по теме проекта, чтение дополнительной литературы и справочного материала. Использование словарей синонимов и антонимов. Обобщение собранной информации. Подготовка наглядности.
Итоги проекта: Мы узнали, что в русской поэзии очень много стихотворений посвящено зиме. Поэты восхищаются ее красотой. Чаще всего используются слова Снег, иней, лед. Отмечаются их блеск и цвет. Многие из этих слов рождают ощущение праздника, а потому читаются они с удовольствием - снежинка, снегурочка, дед Мороз, Рождество, снеговик, снегири. Ощущается приближение самого радостного и волшебного праздника-Нового года! Некоторые слова заставляют зябко поежится - метель, мороз, иней, поземка. Все эти слова - имена существительные. У некоторых корнем оказывается морфема СНЕГ - Снег, снежинка, Снегурочка, Снегопад У других имеется корень ЛЕД: гололед, лед. К слову мороз легко придумать синонимы и антонимы: стужа, холод, тепло, жара. К слову Метель можно придумать синонимы - вьюга, буран. Зимой можно заниматься зимними видами спорта: можно кататься с горки, играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках.
|
Работа над проектами осуществлялась в несколько этапов. На организационно-подготовительном этапе определялась тема проекта, его цели и задачи, осуществлялся поиск необходимой для начала проектирования информации, разрабатывался план реализации идеи, формировались группы.
Поисковый этап включал в себя сбор, анализ и систематизацию необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверку гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Итогом проектной деятельности являлись оформленные выставки, выпуск наглядного пособия, плаката, газеты (стенгазеты), издание справочника, презентация и др. Осуществлялась защита содержания проекта, рефлексия.
В работе над проектом я- помогала ученикам в поиске нужных источников информации, сама являлась источником информации, координировала весь процесс, поощряла учеников, поддерживала непрерывную обратную связь.
Роль ученика при выполнении проекта изменялась в зависимости от этапов работы: осуществлял выбор (принимал решения), участвовал в командной работе, оценивал информацию участников проекта, предложенные идеи с позиции ее полезности для проекта. В то же время он оценивал продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
При подведении итогов работы над проектом, мы вновь возвращались к цели, которая была поставлена в начале. Убеждались, достигнута ли она, насколько пополнились знания и обогатился жизненный опыт детей.
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом, ребята высказывали свои впечатления и называли трудности, с которыми столкнулись.
Анализируя высказывания детей и свои наблюдения, я пришла к выводу, что несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения. Работу над проектом дети начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями (например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование), могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Также детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером.
Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.
Преимущества и недостатки проектной деятельности.
Тип проекта |
Преимущества |
Проблемы |
Групповой |
● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; ● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся; ● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности; ● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников; ● такой проект способствует групповому сплочению.
|
● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных; ● труднее организовать и координировать работу; ● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; ● труднее оценить вклад каждого члена группы |
Индивидуальный |
● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы; ● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность; ● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; ● ход работы и её результат зависят только от автора проекта; ● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора
|
● не вырабатывается опыт группового сотрудничества; ● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; ● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта. |
Преимущества и недостатки проектной деятельности необходимо учитывать при организации работы.
Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся ответственно относиться к выполнению своей работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М.: ACADEMA, 2000.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М.: Академия, 1995.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учереждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Метод проектов – среда, в которой даже «Неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы. https://urok.1sept.ru/articles/310008
Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.