12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Викторова Ольга Александровна71
Россия, Приморский край, Владивосток
1

Самоанализ «Формирование ключевых компетентностей обучающихся средствами географии. Применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности как способа формирования и развития общеучебных умений и навыков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПОВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА»

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

учителя географии Викторовой Ольги Александровны

 

«Формирование ключевых компетентностей обучающихся средствами географии. Применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности как способа  формирования и  развития общеучебных умений и навыков».

 

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной   деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

 А. Дистервег

Цель: создать условия для формирования  и развития общеучебных умений  и навыков школьников  через проектную деятельность в урочное и внеурочное время; выявить закономерности, технологии, методы и приемы, средства организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода на уроках географии.

Сегодня перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности  учащихся  - овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни.

Поэтому, одним из путей решения проблемы формирования географических компетенций вижу применение на уроках географии проектного метода. 

На основе проектной деятельности осуществляется формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

1.Ценностно-смысловых компетенций. 
2.Учебно-познавательных компетенций.

3.Общекультурных компетенций. 
4. Информационных компетенций.

5. Коммуникативных компетенций.

6. Социально-трудовых компетенций.

7. Компетенций личностного самосовершенствования

Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации.

Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

-образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

-комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

-глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

-гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Основные требования к использованию метода проектов:

Первым требованием к использованию проектного метода обучения является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Второе требование - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Третьим требованием выступает организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся и использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения, интернет ресурсов.

Каким же образом проектное обучение способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных компетенций.

1.Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы класса.

Использование стратегии «толстых и тонких вопросов» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизирует их к поиску ответа).

Примеры некоторых «тонких» вопросов, составленных учащимися:

-Могли ли острова быть частью материков? (6 кл)

-Как звали мореплавателя, который погиб на Филиппинских островах? (7 кл)

-Что экспортирует Россия ? (9 кл)

Примеры «толстых» вопросов:

-Почему вы считаете, что о. Исландия вулканического происхождения?

-Предположим, что все страны мира объединились в одно государство. Какую торговую политику стало бы оно проводить?

Приведу пример использования «тонких и толстых вопросов» в рамках изучения одной темы, например темы: «Океаны» в 7 классе

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

«Толстые» вопросы требуют развернутых, аргументированных ответов.

При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Назовите виды тектонических структур.

2.Назовите формы рельефа.

3.Самое высокое место России.

4.Самое низкое место России.

5. Крупнейшие равнины нашей страны (три)

6.Самые молодые горы и самые высокие России.

7.Самые протяжённые горы России.

1.Что находится в основании Восточно-Европейской равнины? 2.Что находится в основании Уральских гор?

3. Почему горы Алтай значительно выше Уральских гор, хотя они намного старше их?

4. Для чего мы изучаем рельеф страны?

5. Чем вы объясните расположение Среднерусской возвышенности?

Тема урока: «Природа Якутии» 8 класс. Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, где в одной колонке тонкие вопросы, а в другой – толстые. Тонкие вопросы: Что такое траппы? Какой тип климата в Якутии? Что такое тарыны?  Толстые вопросы: Как происходило формирование траппов?  Каковы основные черты резко – континентального климата? Почему на реках Якутии образуются наледи? Учащиеся по очереди читают вопросы и желающие отвечают на них. Такая работа с текстом учебника позволяет сделать его более интересным, понятным и доступным.

2. Общекультурные компетенции.  Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Так, урок в 9 классе: «Национальный состав населения России»   способствует формированию этнического принятия религий, традиций, обычаев народов России. В рамках изучения данной темы учащимися реализованы проекты: «Национальные костюмы народов России», «Языковые семьи народов России», «Титульные народы России», «Религии народов России», «Национальная кухня», «Традиции и обычаи народов России». Защита вышеперечисленных проектов состоялась в рамках проведения недели географии в школе на конференции «Мы – россияне!».

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Учебно-познавательная компетентность – это прежде всего умение ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования, что является еще одной учебно-познавательной компетентностью.

В 6 классе при изучении темы: «План и карта», учащиеся самостоятельно производят съемку местности и строят ее план. При изучении темы «Рельеф дна мирового океана», учащиеся самостоятельно (по картам атласа) проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана (или Атлантического), а затем докладывают о его результатах, обосновывая и подтверждая свои выводы теоретическим материалом учебника. При изучении темы «Вулканы» предлагаю учащимся задание опровергнуть легенду (доказать что это вымысел, привести научные аргументы и факты): «…На острове Ява тысячи индонезийцев ежегодно собираются у кратера Бромо, чтобы бросить в него монеты, цветы, фрукты, шелка, живых коз и кур, тем самым, чествуя бога огня Брахму. Ночью священнослужители и паства должны трижды обойти вокруг кратера, дабы заслужить спокойный год без извержения.

Ацтеки в Центральной Америке полагали, что вулканы были жилищами богов, и извержения XVI веке начались для того, чтобы изгнать испанских завоевателей. А никарагуанские индейцы некогда бросали своих самых прекрасных женщин в лавовое озеро Масая, чтобы вулкан не взорвался.

 Греки считали, что вулканы родились из-за стоглавого монстра Тайфуна. Зевс, главный бог, сбросил на голову Тайфуна гору Этна. Оказавшись пленником горы, монстр начал плеваться, вызывая тем самым извержения. Некоторые полагали также, что вулканы есть не что иное, как трубы кузницы Гефеста, бога огня и металлов. По легенде, там он изготавливал оружие для других богов, работая вместе с циклопами, одноглазыми монстрами, чей глаз напоминает... кратер вулкана. И если над вулканом появлялся пар, значит, Гефест принялся за работу. У римлян Гефест назывался Вулканом и жил он на острове Волкано, откуда и появилось слово «вулкан». В честь этого бога один раз в год во время празднования Волканалии римляне бросали в огонь маленьких рыбок. 

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, сканер) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Так, при изучении курса «Страноведение» в 11 классе мои ученики реализуют проекты: «Я путешествую по (…. каждый ученик выбирает себе страну по желанию)», в рамках работы над проектами ребята изготавливают информационные буклеты для туристов, посещающих проектную страну. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт.  

Для развития критического мышления на уроках географии использую различные методы и приемы, например: «синквейн»; «пятиминутное эссе»; «кластер»; «инсерт»; «тонкие и толстые вопросы»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «прогнозирование»;  «карусель». Приведу пример урока в 7 классе по теме: «Исследование материка Африка».  1. Фаза «Вызов». Вызов – это актуализация имеющихся у обучающихся знаний, это постановка вопросов, которые вызывают потребность в новой информации. Перед учащимися на доску вывешивается портрет Давида Ливингстона, на котором нет имени исследователя, поэтому ученики не догадываются о том, кто перед ними. На мой вопрос: «Кто это?», они начинают высказывать свои предположения, которые я фиксирую на доске. 2. Фаза «Осмысление». Осмысление – это введение новой информации, поиск ответов на вопросы, возникшие на стадии вызова 1). Чтение учебной статьи с элементами И.Н.С.Е.Р.Т. технологии (это маркировка текста значками по мере его чтения). Прочитайте текст, отметьте то, о чём вы уже говорили знаком «+», то новое о чём вы узнали «V», если что-то удивило, о чём хотели бы спросить «?», если что-то противоречит вашим представлениям «-». 2). Обсуждение прочитанного.  3. Фаза «Рефлексия». Что мы узнали на уроке?  Рефлексия – это соединение новой информации со старыми знаниями. Учащимся предлагается написать кластер (это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия). Главное чему учатся учащиеся на таком уроке – это умению работать с текстом, объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы.

  Прием «синквейн»  чаще использую на фазе рефлексии,а составление кластеров на разных этапах урока.  

Активно использую элементы технологии М.Е. Бершадского в урочной деятельности, применяю метод «карт понятий»,  например в 6 классе по теме «Горные породы», в 7 классе по теме: «Климатические пояса Земли», «Природная зональность»; в 8 классе по теме: «Закономерности распространения почв»; в 9 классе по теме: «Топливно-энергетический комплекс», «АПК», «Инфраструктурный комплекс»; в 11 классе  «Международные организации» и др.

В рамках данной технологии каждый ученик выполняет несколько заданий, что требует неоднократного изучения и логического анализа источников информации. В результате такой многократной логической переработки достигается понимание и усвоение информации.

5. Коммуникативные компетенции - это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.  

На своих уроках использую монологические и диалогические формы речевой коммуникации:

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

 

Например, на уроках 8 класса использую прием «Перекрестная дискуссия» Тема  «Экология и человек».

 «Нужно ли прекращать антропогенные воздействия на природу?»

Аргументы

«за»

   «против»

1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра.

2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий.

3. Образуется много карьеров, оврагов, терриконов.

4. Вырубка леса – изменение природного комплекса.

5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче полезных ископаемых – убирается  плодородный слой Земли.

6. Уничтожение ценных животных и растений.

7. «Озоновая дыра»

8. «Парниковый эффект»

9. «Химический дождь»

 

1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей  

(потребности 1,2,3 группы)

2. Нужно строить системы небольших взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями.

4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности.

5. Охраняемые территории, заповедники, заказники.

6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу.

7.Организации «Гринпис» и др.

 

На уроках в 5, 6 классах  использую прием «Правило одного предложения», когда учащиеся должны по цепочке сказать одно предложение по теме урока, чтобы получился  в итоге общий рассказ. Предложение необходимо формулировать кратко и четко. Все последующие высказывания не должны повторяться. Данный вид деятельности способствует формированию умений и навыков речевого общения.

 В  5 классе применяю метод мини-проектов, например проект «Звёздное небо».  В ходе его реализации принимает участие весь класс. Объединение в группы происходит по принципу знака зодиака, под которым ребята родились. Каждая группа работает над составлением своего «участка звездного неба», а в итоге составляется карта звездного неба с защитой и презентацией  «своих» созвездий.

Прием «Цепочка», который я использую на уроках географии, включает три этапа: 1.составить предложение с термином; 2. составить вопрос; 3. ответить на вопрос. Например, тема урока в 6 классе «Ветер». Термин «ветер», этапы цепочки: 1.Сегодня на улице ветер.

                  2. А почему сегодня ветер? (или, Какой ветер на улице?)

                  3.  Ответ на вопрос.

По теме «План и карта» в 6 классе использую прием «Рассказ по терминам и условным знакам». Например, «Как попасть в тридесятое царство?». Ребята составляют рассказ, заменяя слова, какие возможно, условными знаками.

Например, «… я вышел из            (пещеры) и попал в дремучий лес, где

 

были (ели и березы),            вдалеке я увидел (деревянный мост через реку)              

и т.д.» В данной работе проверяется знание топографических знаков, умение работать с топографическими знаками, составляя рассказ, а также проверяется способность логически излагать свои мысли.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Опыт деятельности учащихся в сфере социально-трудовых компетенций формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах, которые использую во всех классах с 5 по 11 класс.

Например, на уроках экономической географии России 9 класса формирую профессиональные компетентности. Здесь учащиеся знакомятся с условиями и особенностями труда в различных отраслях материального производства (металлургия, машиностроен6ие, химическая, легкая, пищевая промышленность, транспорт и строительство) и непроизводственной сферы (наука и образование, здравоохранение, управление, финансы, охрана правопорядка и т.д.). Процессы в географической оболочке протекают в соответствии с законами физики, химии, биологии. Поэтому специалистам исследовательских профессий требуются знания не только физической географии, но и точных наук, умение работать с современной техникой и компьютерами. Нет престижных и непрестижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности. Это люди отличаются высокой квалификацией, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход. Роль современного урока сформировать эти компетенции, так как к концу девятого класса обучающиеся должны выбрать профиль обучения и профессионально самоопределиться.

На своих уроках использую игры: «Геошанс», «Геобизнес», «Морской бой», «Остров сокровищ», «Найди клад», «Квест на природе», «Покорение вершины», «Аукцион», «Экологический десант», «Игра – путешествие по материкам» и др.

В  5-7 классах провожу сюжетно-ролевые игры, на которых ребята дискутируют, отстаивают свои взгляды. А в 8-11 классах провожу «пресс – конференции», «круглые столы», уроки-ярмарки». Например, в 11 классе – «пресс – конференция», на которой группы учащихся представляют турфирмы, рекламируют ее, затем путем голосования все учащиеся выбирают лучшую турфирму, которая наиболее ярко и интересно прорекламировала страну. В 10 классе «пресс конференция» по теме «Непризнанные или частично-признанные государства».

Урок в 7 классе «Природные зоны Северной Америки», «Природные зоны Южной Америки». За неделю до урока формируются следующие группы – «экспедиции», число которых соответствует числу изучаемых природных зон. Каждая экспедиция получает в конверте задания, где указаны координаты параллелей и меридианов, ограничивающих часть территории зоны, задания для разных специалистов – участников экспедиции. Каждая группа составляет отчет: (рисунки, схемы, фото, рефераты), определяет ПЗ; отмечает ее на карте; составляет описание ПЗ по плану. Учащимся выдаются задания: менеджеру (составьте «Памятку туристу» для путешествия по ПЗ»; руководителю экспедиции (отметьте на контурной карте границы природной зоны и ее основные характеристики); климатологу (составьте климатограмму природной зоны); почвоведу (докажите, что почва ПЗ – зеркало ландшафта); зоологу (изучите разнообразие животного мира); ботанику (выявите взаимосвязь между почвой, климатом, животным и растительным миром России). В конце урока подведение итогов игры.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Личностные компетенции позволяют:

-Лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;

-Улучшать представление о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;

-Находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

-Избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;

-Преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;

-Видеть больше выбора в различных ситуациях.

Все вышеперечисленные традиционные формы обучения и воспитания  и новые технологии способствуют формированию компетенций личностного самосовершенствования.

Если на уроке ученик чувствует себя успешным, то это развивает у него компетенцию личностного самосовершенствования.

В заключение несколько правил, которые стали для меня необходимыми в работе над формированием личностных компетенций учащихся:

1.    На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

2.    Приучить учеников думать и действовать самостоятельно.

3.    Поощрять исследовательскую работу учеников.

4.    Чаще показывать ученикам перспективы их обучения, объяснять, что каждый человек найдет своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

 

Вывод: Выбранная мной тема по самообразованию «Формирование  ключевых компетентностей учащихся средствами географии» ориентирована на усиление практической направленности обучения географии, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования, что способствует формированию компетентностной модели выпускника как результата выполнения социального заказа общества и государства.

Углубленное изучение данной темы помогло мне повысить заинтересованность предметом «география» учащихся МОБУ «Липовецкая СОШ №2», что способствовало повышению качества географического образования в школе.

 

« 07» декабря 2018 года

 

Директор школы:

___________ О.А.Золотарева

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.