Статья «Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах»

2
1
Материал опубликован 19 November 2017

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Одним из важнейших разделов в воспитательной работе с детьми, является работа по духовно-нравственному воспитанию. Вместо скучных назидательных нравоучений и бесед, я использую замечательные стихи детских поэтов-классиков: С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Барто, Б. Заходера и других.

В замечательных стихах детских поэтов есть советы и ответы: как избавиться от недостатков, как стать настоящим учеником, другом. Через весёлые стихи ученики могут увидеть и понять, «что такое хорошо и что такое плохо», научиться правильно себя вести. Данная работа способствует развитию учебной деятельности каждого ученика.

Цели: развитие духовно – нравственных качеств учащихся, способствующих формированию социально – активной личности, усвоение учащимися норм культурного поведения, умение оценивать поступки свои и других.

Задачи: - общее развитии учащихся : их интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие важных психических процессов: памяти, внимания, воображения и др.

-развитие речи, расширение представлений об окружающем, расширение словарного запаса, приобщение к чтению и литературному русскому языку.

- через совместную деятельность научить общению, взаимодействию, ответственности, работе в группе, умению публично выступать перед другими.

Система работы: 1. Стихи заучиваем в рамках какого-нибудь коллективно - творческого дела( к. т.д.), проводимого в классе по плану воспитательной программы.

В результате: выступление перед родителями, а затем обязательно выступаем в других начальных классах. Нас всегда очень хорошо принимают, даже если класс по возрасту старше. К концу 4 класса все ученики свободно выступают, а главное очень любят это делать. Мы называем это «гастроли.»

2. Обязательное условие, что выступают всегда все (в классе 12 человек.) Стихи читают коллективно, по цепочке, по 1-2 четверостишия, поэтому произведение все всегда выучивают полностью и всегда любого могут заменить.

1 класс - к. т. д. «Мы теперь ученики.» С первых дней в 1 классе начинаем усваивать школьные правила со стихами С. Маршака -«Школьнику на память». В дальнейшем много напоминать о том, как надо себя вести уже не приходиться . Стоит только произнести 1-2 слова из стиха, как дети сами уже хором договаривают. Например, я говорю: «парта-это …» .Дети продолжают: « ..не кровать и на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя, достойно …».Таким образом, раскрывается понятие, как это «достойно» и усваиваются правила посадки и поведения.

На первых уроках обучения грамоте в Азбуке есть иллюстрации к сказкам: « Репка», «Теремок», « Колобок». Замечательный материал для того, чтобы детям начать общаться, говорить вслух, побороть неловкость и стеснение. Играем все сказки. Сначала некоторые отказываются, но потом, глядя на других - соглашаются. Играем без костюмов, просто в школьной форме, т. к. дети, особенно с зпр, очень осторожно относятся ко всяким изменениям, их это может вспугнуть, оттолкнуть.

Работаем так: - у каждого своя роль. Он должен выйти, произнести все слова из сказки за своего героя и свои действия . Например:. 1).- Выходит дед, выводит репку, « садит» её на стул и говорит: «Посадил дед репку» .

2)-Репка поднимает руки вверх и говорит: « Выросла репка большая – пребольшая». - Дед уходит.

3)-Затем снова выходит дед, произносит слова: « Стал дед репку тянуть; тянет - потянет, вытянуть не может.» «Позвал дед бабку. Бабка иди репку тянуть.»

4) - Выходит бабка, берётся за дедку и говорит: «Бабка за дедку».

Дед говорит: «Дедка за репку», И говорят вместе с бабкой : « Тяну т- потянут, вытянуть не могут.»

5) - Говорит бабка: « Внучка иди репку тянуть» и т. д. Выбегая, дети звуками обозначают героев ( кошка мяукает, мышка пищит и т. д.), проговаривают свои действия, слова, хором говорят «тянут- потянут, вытянуть не могут» и т. д.

По такому же принципу разыгрываем другие сказки. Цель одна - это помочь детям скорее адаптироваться в школе.

Сказки, стихи Маршака, про школьные правила, а также стихи Маршака « Веселый счёт», (про цифры), показываем родителям в конце сентября, на празднике « День рождения класса» ,который затем проводим ежегодно.

Октябрь- к.т.д.- « Школа вежливых наук». Узнаём о вежливых словах и их применении.

По итогам к.т.д. -(это окончание 1 четверти), праздник с родителями, с чаепитием ; разыгрываем сценку «Вежливое слово» Э. Мошковской. . (Приложение 1.)

Во 2 четверти отрабатываем понятия « хорошо и плохо», под эти понятия подводим все обсуждаемые поступки. Произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» разыгрываем опять как коллективное чтение, но уже в руках детей иллюстрации к каждому эпизоду стихотворения.

В 3 четверти разучиваем стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» рассказываем с иллюстрациями. (Приложение 2).

Во 2-4 классах продолжается данная работа. Выступления готовим ко Дню рождения класса, который всегда отмечаем с родителями по окончанию 1 четверти. Родители активно помогают, с удовольствием приходят в класс на праздники т.к. видят как развивается их ребёнок.

2 класс - к.т.д-. « Замечательный наш класс очень вежливых ребят». Разыгрываем стихотворение Б.Заходера «Буква Я.» и Михалков С. «А что у вас?». Приложение 3

3класс- к.т.д.- « Как не надо себя вести.» Выступление на тему:

« Мы расскажем про ребят, но это только не о нас.» Разучиваем стихи детских поэтов по группам. Приложение 4

Стихи: А. Барто - « Любочка», « Сонечка».

С.Маршак- «Ежели вы вежливы» . Б. Заходер - « Перемена».

В. Лифшиц - « Неряха», «Перчатки» . С.Михалков « Одна рифма»,

4 класс- к.т.д - « Учись-учиться.» Разучиваем стихи: Приложение 5

С. Маршак– « Кот и лодыри.», «Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать.», «Угомон»

А. Барто - « Серёжа учит уроки», « Лёшенька», «Почему занят телефон».

Сценка «Помогла» . Г. Ладонщиков.

Приложения

Приложение 1. С.Маршак « Школьнику на память».

Учитель входит - надо встать.

Когда он сесть позволит— сядь.

Ответить хочешь- не кричи,

А только руку подними.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

В нашей школе есть закон-

Вход неряхам запрещён.


 

С.Маршак

«Веселый счет»

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.


 

Мошковская Э. «Волшебное слово» Сказка-сценка.

1 ведущий- Театр открывается к началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово.

2 ведущий—В три часа открылась касса, собралась народу масса

Даже ЁЖИК пожилой притащился чуть живой..

Кассир--Подходите ЁЖИК, ЁЖИК-

вам билет в каком ряду?

Ёжик -Мне поближе, плохо вижу.

Вот СПАСИБО, ну пойду. (спасибо напечатано на листочке ,как билет)


 


 

1.вед. Говорит ОВЕЧКА:

Овечка -Мне- одно местечко!

Вот моё БЛАГОДАРЮ -доброе словечко.

2 вед. - Утка.

Утка-- -Кряк целый ряд для меня и для ребят!

И достала утка—Доброе утро.

1вед. - А Олень:

Олень- ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места, вот моё- ПОЖАЛУЙСТА!

2 вед. - Говорит дворовый пёс:

Пёс— Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОРОВО-

Вежливое слово!

Кассир- Вежливое слово? Нет у вас другого?

Вижу в вашей пасти ЗДРАВСТВУЙТЕ,

А ЗДОРОВО - бросьте, бросьте!

Пёс- - Бросил.бросил!

1 вед. -И вдруг отпихнув старух, стариков,

Петухов ,Барсуков…

2 вед. -Вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь---- Касса выдай мне билет!

Кассир---- Ваше вежливое слово?

Медведь— У меня такого нет.

Кассир— Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь-- Мне билет1

Кассир-- Нет и нет!

Медведь- -Мне- билет!

Кассир-- Нет и нет!

Не стучите- мой ответ. Не рычите -мой совет.

Не стучите. Не рычите. ДО СВИДАНИЯ ,ПРИВЕТ!

1 вед.— Ничего кассир не дал .Косолапый зарыдал.. И ушёл он со слезами, и пришёл к мохнатой маме.

2 вед— Мама шлёпнула сынка и достала из комода

Очень пыльные слова.

Мама -Ах, слова какие были! Мы совсем о них забыли!

ИЗВИНИТЕ и ПРОСТИТЕ, РАЗРЕШИТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ и ДОБРЫЙ ЧАС!

Мама— На, сыночек, дорогой, и всегда носи с собой!

Приложение 2

К. И. Чуковский

«Мойдодыр»

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать.И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"
Он ударил в медный таз
И вскричал: "Кара-барас!"
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
"Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!"
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
"Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!" -
Говорит.
Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
"Ну-ка, съешь меня, дружок!"
А за ним и бутерброд:
Подскочил - и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
"Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!"
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!

Что такое хорошо и что такое плохо?

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое

хорошо

и что такое

плохо? —

У меня

секретов нет,—

слушайте, детишки,—

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал,—

каждый знает —

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это —

очень хорошо

и большим

и детям.

Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице,—

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.

Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

Не трожь

тех,

кто меньше ростом! —

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Если ты

порвал подряд

книжицу

и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.

От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.

Этот,

хоть и сам с вершок,

спорит

с грозной птицей.

Храбрый мальчик,

хорошо,

в жизни

пригодится.

Этот

в грязь полез

и рад.

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.

Этот

чистит валенки,

моет

сам

галоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший.

Помни

это

каждый сын.

Знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

cвин,

если сын —

свиненок,

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

«Буду

делать хорошо,

и не буду —

плохо».

Приложение 3

Б.Заходер « Буква Я»

Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
— Неизвестно?
— Неизвестно.
— Интересно?
— Интересно! -
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
— Я, -
Сказала буква "Я", -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
— Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
— Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква "Я"
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
— Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
"...яяяяя!"
Как зальется буква "X":
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы "Ю"!
— Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!

Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Стихи Сергея Михалкова

А ЧТО У ВАС?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка.Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.
- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.
А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!
- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.
Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Приложение 4

Перемена

Автор: Б.Заходер
"Перемена, перемена!" — 
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог — 
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, — 
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок...
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!

«Я люблю школу.»

Автор: Н.Сафо
Я учусь в четвертом классе,
Свою школу я люблю.
Как приду, всем сразу: "здрасте",
На весь класс я прокричу.
Я учу всегда уроки,
И в кружки еще хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
И люблю я здесь учиться,
И пятерки получать.
А еще после каникул,
Снова в школу вновь шагать.

Агния Барто

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

СОНЕЧКА.

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!

Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:
— Голова болит...
Я бы полежала бы —
Мама не велит.

Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

С.Маршак

«Ежели вы вежливы…»

Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы
То есть сами.

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!

С.Михалков «Одна рифма.»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

 

Он сидит на лучшем месте -

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

 

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

 

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

 

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела -

Место занято другим.

 

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Валентин сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

 

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость нужно уважать!

В.Лившиц, «Неряха»
Тротуар ему не нужен, 
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам,
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет.
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок, 
Из штанины вырван клок.

Мне, признаюсь, неприятно,
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?

Приложение 5

С.Я.Маршак

«Угомон»

Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!
- Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.

- Тише, тише! - закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
- Тише- тише- тишина! -
Крикнул Игорь у окна.

- Тише, тише! Не шумите! -
Заорали Витя, Митя.
- Замолчите! - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
- Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше
Сам!

С.Я. Маршак:

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.

Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.

Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

А.Барто

СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер
.

Лёшенька

 Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алёшенька,

Таблицу умножения!

Миленький, хорошенький!..—

Мама просит сына.

Ходит за Алёшенькой

Чуть не вся дружина.

 Охает вожатая:

Единица в табеле!

Значит, мы внимание

К мальчику ослабили.

Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алёшенька,

Хоть первое спряжение!

 Отвечает Лёшенька:

Вы просите пуще.

Я же несознательный,

Я же отстающий.

 Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение...—

С ним и в школе нянчатся,

И дома уважение...

Так и не меняется

Это положение.

Б.Заходер «Петя мечтает»

Если б мыло 

Приходило 
По утрам ко мне в кровать 
И само меня бы мыло - 
Хорошо бы это было! 
Если б, скажем, 
Мне волшебник 
Подарил такой учебник, 
Чтобы он бы сам бы 
Мог отвечать любой урок... 
Если б ручку мне в придачу, 
Чтоб могла решить задачу, 
Написать диктант любой - 
Все сама, само собой! 
Если б книжки и тетрадки 
Научились быть в порядке, 
Знали все свои места - 
Вот была бы красота! 
Вот бы жизнь тогда настала! 
Знай гуляй да отдыхай! 
Тут и мама б перестала 
Говорить, что я лентяй...

А .Л.Барто « Почему телефон занят?»

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой —

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики —

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Не замолкают голоса,

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке —

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Сценка «Помогла!»

(Действующие лица:Саша Пирожкова – школьница; бабушка Саши; Варвара Кузьминична – пенсионерка, подшефная Саши).

Первая картина.

Бабушка. Наконец-то встала, соня.

Саша. Досмотреть хотела сон я.

Бабушка. Тоже выдумала: сон.

Глянь, одиннадцать часов!

Завтрак ждет тебя давно, остывает.

Саша (садясь за стол). Все равно: что холодный, что горячий.

Бабушка (всматривается в лицо внучки. Потом берет ее за руку и выводит из-за стола).

Саша, что все это значит?

Саша. Что?

Бабушка.Ведь ты же не умыта! Ну и девочка!...

Саша (вырывая руку). А ты-то лучше, что ли? Все кастрюлями стучишь.

Не даешь ни спать, ни есть.

Бабушка (сердито). Ты с постели есть не лезь, ты сперва сходи умойся.

Саша (недовольно). Ладно уж, не беспокойся. Я умоюсь, гнать не надо.

Бабушка. Нет совсем со внучкой сладу. Слов не хочет понимать,

А наказывать - жалею. Как ее мне воспитать?

Что теперь мне делать с нею? Просто нет уже терпенья, извела она меня.

Спать укладывать – сраженье, а будить – опять война.

Саша (возвращается, вытираясь полотенцем). Вот умылась, посмотри!

Бабушка. По сухому-то не три, ведь лицо и не мочила.

Саша. Помочила, не забыла.

Бабушка. Ну коль так, то причешись да быстрей за стол садись.

Ведь уроки сделать надо и немножко погулять…

Саша (садится за стол, потом вскакивает, быстро кладет в портфель книжки и тетрадки). Ой, забыла я опять! (Хватает пальто, быстро одевается).

Бабушка (не пуская). Стой! Куда?

Саша. Потом поем. Нету времени совсем.

Бабушка. Как потом?

Саша. Спешу, спешу… Очень надо.

Бабушка (строго). Не пущу! Не девчонка – маета. Подождут твои подружки.

Саша (торопливо). Я не к ним. К одной старушке.

Шефство я решила взять, что б во всем ей помогать. (Убегает.)

Вторая картина.

(Варвара Кузьминична что-то вяжет; раздается стук).

В.К. Войдите!

Саша (с бумажкой в руке подходит к Варваре Кузьминичне). Извините. (Смотрит в бумажку). Вы Варвара Кузьминична?

В.К. Точно, я.

Саша. Так, отлично! А я Саша Пирожкова из соседней средней школы, из второго класса, к вам теперь прикреплена.

В.К. А зачем?

Саша. Ну, как зачем? Вы же старая совсем.

Я решила шефство взять, что б во всем вам помогать.

Будем делать все вдвоем.

В.К. Ну, коль так, я очень рада. Ты в какую ходишь смену?

Саша. Во вторую.

В.К. Ну, тогда помогать мне можешь смело часа два.

Садись сюда. Расскажи, когда ты встала, кому дома помогала?

Саша. Мама с папой на работе, дома бабушка одна.

В.К. Дружно с бабушкой живете?

Саша (смущенно). Очень дружно. Но она вечно чем-то занята. Не бабуся – маета.

В.К.Помогаешь ей?

Саша. Ну что Вы? Помогать такой здоровой.

В.К. Сколько ж ей годочков, Саша?

Саша.Я не знаю, сколько лет, ведь у бабушки у нашей дня рожденья вовсе нет.

В.К. До того ли ей, сердечной! Видно с внучкой ей беда. (Смотрит в упор на Сашу). Значит ты мой шеф?

Саша. Конечно!

В.К. А ты завтракала?

Саша. Да! То есть нет, я есть не стала.

В.К. Почему?

Саша. Я к Вам бежала. Ну скажите, кто же ест, если времени в обрез?

В.К. Время ценно, ты права.

Все же мы с тобой сперва выпьем какао с молоком да с печеньем.

А потом я пойду обед варить, а ты должна тут повторить все, что в школе задано. Ясно, Саша?

Саша (решительно). Нет, не ясно! Я на это не согласна.

Готовить вместе надо нам и уроки и обед (вынимает из портфеля тетради, книги).

В.К. (недоуменно). Да?

Саша (твердо). Конечно! (Замечает кота, идет к нему). Впрочем, нет.

После какао с молоком я займусь вон тем котом.

Вы задачи мне решите, а потом… обед варите. Ясно?

В.К. (уныло). Ясно. Ну дела! (Разводит руками). Помогла так помогла!

(По Г. Ладонщикову).

Перчатки.

Вл. Лифшица

Ну, всё пропадает у девочки Вали!

Сегодня у Вали перчатки пропали.

Старательно ищет перчатки весь дом

Поэтому в доме ужасный погром.

Их дедушка ищет у Вали в кармане.

Их бабушка ищет за кухней в чулане.

Под старым диваном их ищет сестра.

Там Валин передник был найден вчера.

Быть может за шкафом?- Задумался папа

Но папе не сдвинуть тяжёлого шкафа

Он с помощью мамы его поволок—

Перчатки не найдены, найден чулок.

Их нет под плитою, где вариться ужин.

Зато под плитою башмак обнаружен.

Быть может, упали они под буфет?

Там Валина кукла, перчаток там нет.

Сестра говорит - загляну под кровать я!

Там Валина лента и Валино платье.

Вдруг мама воскликнула - вот они Валенька.

И вынула обе перчатки из валенка.

Я думал, что это стихи про перчатки,

А вышло, что это стихи о порядке.

На этом ребята, они и кончаются.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо , Анфиса Викторовна!

19 November 2017