12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бисерова Наталья Николаевна2448
Россия, Новосибирская обл., д. Малая-Томка

Использование современных технологии обучения в работе учителя начальных классов

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения учащихся начальной школы и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога, это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

На своих уроках я использую системно-деятельностный подход. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, на уроках я использую современные образовательные технологии.

Технология проблемно-диалогического обучения направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока я совместно с обучающимися формулирую тему урока, а они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности у детей формируются новые знания. Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Благодаря использованию в своей практике технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху. В соответствии с требованиями ФГОС, особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей. Использование технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. 

Широко использую на уроках информационно – коммуникационные технологии, которые позволяют сделать урок наглядным, современным, активизировать познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы работы на уроке. Использую в своей работе лицензированные электронные учебные материалы, я успешно решаю следующие дидактические задачи:

- предъявление учебной информации;

- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

- моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

- поддержка различных активных форм занятий;

-тренажер навыков и умений различного характера, решение задач;

- контроль и оценка знаний учащихся.

Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. (Фото 1)

Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально) - индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией, работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом. Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Главная цель работы в группе - приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Я же, наблюдая за ребятами, для себя провожу мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности). На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. (Фото 2)

Технология развития критического мышления позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Игровая технология. Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д. Игровую деятельность использую для освоения понятия, темы на разных этапах урока. (Фото 3)

Здоровьесберегающая технология включает в себя: проведение тематических, весёлых физминуток на каждом уроке, динамических пауз. Применяю здоровьесберегающие технологии в следующих формах:

гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

формирование гигиенических навыков обучающихся;

правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы);

физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук).

С целью развития исследовательских навыков в процессе обучения, применяю технологию проектной деятельности с последующей презентацией результатов исследований. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Учу детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. (Фото 4)

Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами). Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей. Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения. (Фото 5)

В процессе работы я стараюсь осуществить оптимальный отбор форм, методов и средств обучения и воспитания, с учетом личных особенностей учащихся. Для решения учебно-воспитательных задач применяю формы организации деятельности учащихся: фронтальную, парную, групповую, индивидуальную.

Использую различные словесные и наглядные методы, метод наблюдения.

Наглядные методы:

- наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины;

- демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Словесные методы и приѐмы обучения:

- рассказ педагога;

- рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы);

-беседа; чтение художественной литературы.

Практические методы обучения:

- упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие);

- моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Проблемно-поисковый метод обучения. Элементарные опыты, экспериментирование.

Методы самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Метод самоконтроля, метод устного контроля.

Метод тестов. Особого внимания требует дозирование нагрузки на занятиях, поэтому я соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся.

Игровые методы и приѐмы обучения:

- дидактическая игра;

- воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Метод проектов. Провожу открытые уроки при реализации метода проектов по математике, окружающему миру. Руководствуясь навыками и методиками исследовательской деятельности для достижения цели и реализации задач профессиональной деятельности межаттестационный период готовлю с учениками «Проекты», участвую в школьных и районных научно-практических конференциях, осуществляю руководство проектной деятельностью обучающихся в школе, веду курс "Я -исследователь", "Проектные задачи". Исследовательская работа требует глубоких знаний по предмету. Это является хорошим стимулом для развития интереса к различным предметам к чтению дополнительной литературы. Результат - призовые места и победы районного и всероссийского уровней.

Опытом своей работы охотно делюсь с коллегами на педсоветах, школьных и районных заседаниях МО, даю открытые уроки. Свои методические разработки размещаю на образовательном сайте «Инфоурок» "Урок РФ", "Про Школу".

Современные технологии обучения, которые я использую в своей работе, создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников, развивают личность ребенка, его творческих возможности, сохраняют физическое и психическое здоровье и помогают добиться хороших результатов.

Литература.

1. Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.

2. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – 146 с.

3. Шыныбеков Д.А., Ускенбаева Р.К., и др. Информационно-коммуникационные технологии. 1-е изд. Учебник. – Алматы, 2017 – 559 стр.

4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009. - 150 с.

 

Приложение

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения учащихся начальной школы и в воспитательной работе

Фото 1. Информационно-коммуникационные технологии.

t1657688894aa.jpg

Фото 2. Технология индивидуального и группового обучения.

t1657688894ab.jpg

Фото 3. Игровая технология.

t1657688894ac.jpg

 

Фото 4. Технология проектной деятельности. (На фото представлена Защита проекта)

t1657688894ad.jpg

Фото 5. Технология сотрудничества.

t1657688894ae.jpg

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.07.22 в 19:20 1Ответить Пожаловаться
Отдельное спасибо за Приложение!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.