Итоговая выпускная работа «Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках»

2
0
Материал опубликован 11 October 2016 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

На тему Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках

Выполнил:

Преподаватель Горловского колледжа промышленных технологий и экономики

Мудрецкая Е.В.

Группа ОД-IX-20Пр.

Руководитель Власенко И.В.

Донецк – 2015 г.

Кафедра Педагогики и психологии профессионального образования

Утверждаю:

_______________________ Заведующий кафедрой

“____”___________ ______ г.

ЗАДАНИЕ НА ИТОГОВУЮ ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ

(УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ)

Слушатель Мудрецкая Елена Владимировна

(Фамилия, имя, отчество)

Группа ОД-IX-20Пр.

(Наименование группы, шифр)

Тема Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках _____________

Тема учебного практикума Применение разных форм и методов активизации деятельности учащихся на аудиторных и внеаудиторных (кружковая работа) занятиях математики__________________________________________________

Руководитель работы Власенко И.В.

(Фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, звание)

Дата выдачи задания_ 21.09.15 Срок сдачи работы 14.12.15

Руководитель работы Дата

Слушатель Дата

АННОТАЦИЯ

В данной работе я попробовала раскрыть некоторые аспекты темы «Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках». В работе были проанализирована психолого-педагогоческая литература, указаны формы и методы активизации познавательной активности студентов, приведены примеры реализации этих методов при проведении аудиторных и внеаудиторных (кружковая работа) занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

1 РАЗДЕЛ (Теоретическая часть)

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Методы повышения познавательной активности студентов

1.3 Влияние эмоций на эффективность учебного процесса

1.4 Профессиональная мотивация

1.5 Компьютерные технологии

1.6 Учет психологических аспектов мотивации подростков

2 РАЗДЕЛ (Практическая часть)

2.1 Применение разных форм и методов активизации деятельности

учащихся на аудиторных занятиях

2.2 Применение разных форм и методов активизации деятельности

учащихся во время внеаудиторных занятий (кружковая работа)

 

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВСТУПЛЕНИЕ

Потребность в познании - одна из главных человеческих потребностей, на основании которой происходит освоение индивидом многовекового человеческого опыта. В разные периоды жизни человека меняются объекты его интереса, формы и способы приобретения знаний, однако потребность в познании как внутренне присущее человеку свойство, с годами не только не притупляется, но и получает свое дальнейшее развитие.

В последние годы в психологической научной литературе вопросам мотивации учебной деятельности уделяется особое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах - это по существу вопрос о качестве учебной деятельности, активизации учебной деятельности. Преобладание внешних, утилитарных мотивов ведет к тому, что учение приобретает формальный характер, отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка учебных целей. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента.

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является построение такого процесса обучения, который мог бы быть основой формирования мотивационной сферы студентов.

В связи с этим возникают противоречия между существующим состоянием мотивации учения и современными требованиями к их учебной активности; между потребностями практики в научно-обоснованных рекомендациях по управлению мотивационной сферой студентов и отсутствием достаточных для этого научно-психологических знаний.

Формирование полноценной личности студента имеет важное практическое значение. Именно в колледже закладываются основные личностные качества специалиста, в дальнейшей профессиональной деятельности происходит « шлифовка как личности». К числу важнейших качеств личности современного специалиста можно отнести инициативу и ответственность, направленность к новаторским решениям, потребность в постоянном обновлении своих знаний.

В процессе обучения студент сталкивается с рядом проблем, психолого-педагогический аспект которых связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, которая принципиально отличается от школьной формами и методами организации учебного процесса. Эта новизна и связанные с ней трудности создают своего рода дидактический барьер, который должен быть преодолен. Из этого следует, что в развитии личности будущего специалиста важное значение имеет формирование позитивных мотивов и истинных целей, поскольку мотивы и цели являются важными детерминантами деятельности.

Структура мотивов студента, сформированная в период обучения, становится стержнем личности будущего специалиста. Следовательно, развитие позитивных учебных мотивов - неотъемлемая составная часть воспитания личности студента.

Таким образом, объектом является учебная деятельность студента. Предмет: психолого-педагогические проблемы формирования мотивов обучения у студентов.

Целью является исследование психолого-педагогических проблем формирования мотивов обучения у студентов и предложения по повышению этих мотивов.

1 РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед нами стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж., Дистервег Ф.А., Ушинский К.Д., Герд А.Я., Шацкий С.Т., Махмутов М.И., Оконь В., Дроздов Д.Д., Лисина М.И., Петровский А.В., Щукина Г.И., Матюшкин А.М. и др. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса или группы свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей. Поэтому, проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена. Работа учителя (преподавателя) по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников (студентов) и развивающие их познавательный интерес.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными. В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт. Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг, их прочтение. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Деятельность неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Итак, деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии учащегося, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению. Деятельность человека очень многообразна, мы же будем рассматривать деятельность как познание. Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания. Естественно, что содержание, как тех, так и других видов познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе обучения. Без этого учитель не может целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности - особая задача, нередко исследовательская. Учебно-познавательная деятельность учащихся - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа. Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Понятие «познавательной активности» Лисина М.И. определяет следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений:

1)определённой, конкретной деятельности индивида;

2)состояния, противоположного пассивности;

3)для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности.

Итак, активность-деятельность, активность-готовность к деятельности и активность-инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом «активности» выступают такие словосочетания, как «умственная энергия» и «нервно-психическая энергия». Активность всегда связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. В отечественной педагогике под познавательным интересом понимается особая избирательная направленность личности на процесс познания. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное, например, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает. Поэтому задача учителя (преподавателя) состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду учащегося, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребенка к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.  

 

1.2 Методы повышения познавательной активности студентов

Можно выделить такие педагогические методы и приемы повышения познавательной активности:

Имитационные:

- игровые (инсценировка, деловые игры, ситуационные задачи, метод конфликтов, мозговая атака, метод круглого стола).

- неигровые (коллективная мыслительная деятельность, действие по инструкции, разбор документации).

Неимитационные: лекционный метод (лекция-беседа, лекция-консультация, анализ конкретной ситуации, использование техники обратной связи, лекция с заранее спланированными ошибками).

Использование игровых технологий

Мотивация студентов к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Направленность действий любого преподавателя определяется его стремлением и жизненной необходимостью повысить уровень мотивации обучения студентов - от негативного и нейтрального к положительному. И в этом процессе наряду с общими приемами деятельности: разъяснение значимости обучения, раскрытие перспектив дальнейшей жизни, умелое применение поощрения и наказания, внедрение в процесс обучения дискуссии, важное место занимают игровые технологии. Именно они объединяют в себе как эмоциональные (ситуация успеха, интерес изложения материала, моменты соревнований), так и проблемно-поисковые (постановка в ситуацию выбора, самоанализ, нестандартность предлагаемых в игре задач, постепенное повышение их тяжести) стимулы.

Подбирая соответствующие учебной и воспитательной цели игровые формы, наблюдая и корректируя поведение студента в ходе игры, преподаватель получает действенный способ диагностики и формирования мотивации учения.

При проведении игры должны выполняться следующие требования:

1. Целостность имитации профессиональной сферы. Игра должна иметь общий сюжет или тему, которые определяются типом профессиональной деятельности и задачами, стоящими перед участниками.

2. Направленность на самоорганизацию. Поскольку каждый участник игры имеет свои индивидуальные особенности, возникает необходимость совместной организации их действий и рефлексии.

3. Проблемность обучения. Осуществляется в процессе решения возникающих по ходу игры проблемных ситуаций. В ходе игры столкновение точек зрения, конфликты, противоречия должны быть представлены в виде содержательных проблем (в противоположность между личным конфликтам).

Преимущества использования игровых форм обучения состоят в том, что:

- во-первых, материал, который подается в нетрадиционной форме позволяет студентам получить хорошую исходную базу для самостоятельного исследования спорных вопросов;

- во-вторых, возникает интерес поиска истины, что требует использования источников, содержащих дискуссионные положения и соответственно возбуждают интерес к познавательной деятельности;

- в-третьих, приобретаются умения и формируются практические навыки для логического, непротиворечивого и аргументированного ведения дискуссии, в ходе которой необходимо не просто отбросить какую-то мысль, а обосновать свое понимание проблемы;

- в-четвертых, студенты постепенно находят правильное соотношение рационального и эмоционального, вкладываются в содержание доказательств;

- в-пятых, осуществляется выбор соответствующего понятийного аппарата для исключения подмены сущности противоречивых терминов;

- в-шестых раскрываются творческие возможности студентов, их способность к обобщению, к теоретическому анализу, то есть формируются навыки, необходимые для самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, использование игровых технологий в подготовке специалистов повышает побуждение студентов к обучению, заинтересованность в овладении будущей профессией.

Тренинг

Структура тренинговых занятий следующая:

а) ролевые игры (моделирование ситуаций, в которых один участник игры поощряет других к определенной деятельности, убеждает их в чем-то, одобряет и подкрепляет их действия и т.д.);

б) групповые дискуссии ("Как достичь успеха", "Как ставить цели", "Как управлять своей мотивацией" и т.д.);

в) выполнение тренинговых упражнений с последующим обсуждением и анализом результатов. Ориентировочная тематика тренинговых упражнений и заданий: «Успехи в прошлом", "Эмоциональное насыщение", "Одобрение", "Избежание неудачи", "Сформируй положительный Я-образ".

В тренинге студенты приобретают опыт и овладевают умением сознательного управления собственной мотивацией обучения. Этот опыт в дальнейшем они применяют на семинарских занятиях и в самостоятельной работе (при подготовке к семинарам), то есть в ситуациях традиционного учебного процесса. Кроме того, у учащихся, которые принимают участие в тренинге, меняется отношение к учебе и к своей будущей профессиональной деятельности, что свидетельствует о наличии необходимого переноса.

1.3 Влияние эмоций на эффективность учебного процесса

Эмоции оказывают влияние на все сферы человеческой жизни, в том числе и на учебу. Эмоции являются важным фактором регуляции процессов познания. Так, эмоциональная окрашенность - одно из условий, что определяет произвольное внимание и способность запоминать. Она может существенно обеспечить или усложнить произвольную регуляцию этих процессов.

Так, отрицательное отношение к учебе связано с негативными эмоциями страха, обиды, неудовлетворенности собой и преподавателем. Положительное отношение к учебе связано с положительными эмоциями удивления, переживания необычности, уверенности в своих силах, гордости за себя. Эмоционально окрашенные знания запоминаются быстрее и прочнее, чем знания, которые лишены индивидуальности и оставляют человека равнодушным. И это постоянно нужно учитывать при подборе учебного материала. Учиться надо весело. Искусство обучения - это искусство пробуждать в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее. А здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении . Чтобы переварить знания, надо глотать его с аппетитом. Таким образом, одним из важных условий, при которых возникает и развивается интерес к учебе, повышается активность слушателей, является яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность, увлеченность самого преподавателя. Эмоциональное воздействие - один из самых сильных средств поощрения слушателей к обучению. Красота, образованность, эмоциональное напряжение изучаемого, через умелое преподавания передаются слушателям, поощряют их. Искренняя увлеченность преподавателя предметом чудесным влияет на слушателей.

Именно поэтому большое значение придается роли эмоций. Так, одно из основных правил заключается в том, что без знания волнения, никто не имеет права считать пережитым понимания. Действительно, любое знание надо считать истинным только тогда, когда оно сплавлено в одно с глубоким чувством. Все «научное», «интеллектуальное» надо научиться читать, воспринимать и осознавать с любовью и высоким волнением.

Современный философ X.Г. Гадамер, давая интервью в 90-летнем возрасте, сказал: «Человек учится только благодаря удивлению. Стоит задуматься еще раз, чтобы понять, что процесс обучения без такого простого предмета, как удивление - бесполезный труд, тщетные усилия в течение месяцев, лет жизни. Итак, всю педагогику следует строить на технологической базе, которую можно назвать «организацией удивления» (организацией эмоционального фона.).

В процессе организации действий слушателей с учебной информацией бесспорно необходима непрерывная эмоциональное воздействие, поскольку именно она создает условия интенсивной познавательной деятельности. По этому поводу Л. С. Выготский отметил: «Мысль - не последняя инстанция. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего познания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши побуждения и интересы, эмоции.

Эмоциональные приемы - одна из форм преподавания учебного материала, проявления своего отношения к нему, выявление логических и образных аспектов научной проблемы. Они способствуют улучшению восприятия материала слушателями, углублению его понимания и запоминания.

Целесообразно использовать в процессе преподавания следующие эмоциональные приемы:

* Прямое включение. Откажитесь от растянутого вступления или отступления, если ваши слушатели уже достаточно хорошо знакомы с предметом разговора, начинайте с главного.

* Неожиданность. Используйте по ходу чтения лекции неожиданную и неизвестную информацию, а также объемные, рельефные формы ее изложения. В начале лекции эффективным может стать яркий, образный пример.

* Применение элемента неформальности. Учитывая предмет обсуждения, расскажите о собственных ошибках, заблуждениях, предрассудках и их последствиях. Покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к этой или подобной проблемы и найти новое решение ее.

* Сопереживание. Не упустите значимых для аудитории и темы занятия мелочей, увеличено описывайте события, которые связывают вас со слушателями, заставляя последних переживать.

* Драматизация. Наглядно и восторженно, сознательно драматизируя, изображайте события, которые обогащают тему выступления так, чтобы слушатели смогли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.

* Апелляция к авторитету. Для поддержания правоты собственного мнения ссылайтесь на авторитет науки, авторитет слушателей и опыт жизненный, преподавательский.

* «Провокация». На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с информацией, излагается.

Используйте этот момент для того, чтобы подготовить их к конструктивным выводам. Уточните мнение и более четко определите свою позицию.

* Побуждение к принятию решения. Познакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» любой мысли, концепции, идеи. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы. Ставьте необходимые вопросы, широко используйте компетентность и способность слушателей принимать решения для обнаружения предмета обсуждения, привлекайте их к процессу мышления.

После длительной и интенсивной интеллектуальной работы нужна разрядка. Для этого можно временно перейти к общедоступной теме, которая легко воспринимается аудиторией. В такой момент целесообразно использовать следующие приемы:

- Целесообразно бывает рассказать о фактах из своей практики, если они связаны с темой лекции.

- Кстати бывает юмор, смешной факт и даже анекдот, который имеет непосредственное отношение к серьезной темы лекции или текущей работы слушателей.

Хотелось бы напомнить, что от истин, произнесенных сухим языком, вянут уши. Поэтому эффект эмоционального воздействия на аудиторию студентов существенно зависит от экспрессивной направленности указанных приемов. При таких условиях можно посоветовать:

- Не избегать оригинальных формулировок, преподаватель хочет, чтобы его мысли доходили до сознания слушателей и хорошо запомнились;

- Нецелесообразно выражать свои мысли с помощью штампованных фраз, выражений, лишенных всякой привлекательности;

- Не "засушивать» свой язык: употреблять смешные, парадоксальные примеры, разбавлять рассказы веселой шуткой, потешными историями, дать слушателям возможность подумать и отдохнуть.

Наконец, нужно отметить, что не каждый слушатель находит в эмоциональных вставках логическое зерно. Иногда шутка, ирония, сатира в устах разных педагогов и в разных аудиториях могут привести к противоположным результатам. Неумелое применение преподавателем чужих шуток или дальних для него эмоциональных приемов может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим разумно сделать несколько замечаний и советов, которые могут предостеречь преподавателя от ошибок, связанных с переоценкой собственного значения:

* Не надейтесь на то, что, уважая Ваш предмет, слушатели будут уважать вас.

* Не переоценивайте заинтересованность слушателей вашими лекциями. Это может помешать Вам лучше готовиться.

* Не лезьте в душу слушателю, пока он Вас туда не пригласил.

* Обязательно учитесь, а то будете учить только тому, что сами в данный момент знаете, а это, как правило, не так уж и много.

1.4 Профессиональная мотивация

Несомненно, для активизации деятельности учащихся необходимо иметь профессиональную мотивацию.

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе лица к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом заполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), И студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени в них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений лица к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечной целью обучения.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, поскольку только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной и образованной культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), учебных задач, которые удовлетворяются с помощью выполнения, и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

Здесь в отличие от специальных дисциплин проигрывает математика. Причина не только в объективной трудности усвоения материала. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место математики в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этому предмету не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. Итак, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором активизации деятельности студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин, предметов) и плохо связано со способами овладения ею.

Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

1.5 Компьютерные технологии

Сегодняшнее поколение студентов технически более подкованы чем студенты всего несколько лет назад. Интерес молодежи ко всему, что связано с техническим прогрессом, огромен. Применение достижений новейших компьютерных технологий открывает перед преподавателями и студентами новые возможности, значительно расширяет и разнообразит содержание обучения, методы и организационные формы учебно-воспитательного процесса, обеспечивает высокий научный и методический уровень преподавания. Компьютерные технологии наилучшим образом соответствуют принципам личностного подхода. Их применение повышает эффективность представления нового материала, развивает их умственные и творческие способности. Компьютерные технологии – одно из средств активизации деятельности студентов. Это и электронные презентации, и демонстрационные программы, электронное тестирование и т.д.

1.6 Учет психологических аспектов мотивации подростков

Прежде чем внедрять любые методы активизации деятельности учащихся, необходимо помнить, что у мальчиков и девочек разные:

- особенности мышления;

- познавательные возможности;

- темпы переработки и усвоения информации;

- виды мышления;

- организация внимания;

- уровень активации эмоций в процессе обучения;

- уровни адаптивных возможностей организма и психики;

- отношение к негативной оценке своей работы.

Все это влияет на качество, успеваемость, стиль обучения, эмоционально-волевую сферу студента. Девушки более эмоциональны, иногда очень остро реагируют на неудачу, а мальчиков наоборот соперничество может заставить быстрее мыслить, искать правильный ответ. Поэтому, учитывая эти психологические особенности, можно организовать учебный процесс следующим образом: группа разбивается на 2 части . Девушкам объясняется тема, приводятся примеры, после чего для проверки усвоения материала им предлагается решить задачу. Мальчикам предлагается сначала решить задачу самостоятельно, а затем следует пояснение как и почему необходимо было действовать.

Таким образом, применяется дифференциальное обучение мальчиков и девочек не только по уровню знаний, но и с учетом их психофизиологических и личностных особенностей, способствует наиболее полному интеллектуальному развитию.

Итак, вся педагогическая деятельность, выбор оптимальных форм и методов мотивации, так или иначе, направлена ​​именно на заинтересованность учащегося.

2 РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

2.1 Применение разных форм и методов активизации деятельности учащихся на аудиторных занятиях

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Всю работу провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, элементы проектного метода, проблемный метод.

    Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит учащегося в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности.

Приведу примеры применения разных методов активизации познавательной деятельности студентов:

1) Применение компьютерных технологий для повышения мотивации, активизации и диагностики знаний студентов.

Тема: «Решение задач на применение определенного интеграла» (рис.1)

Рисунок 1

Тема: «Тригонометрические функции» (рис.2)

Рисунок 2

Тема: «Применение производной функции» (рис.3)

Рисунок 3

Проекты студентов, как фактор заинтересованности студентов дисциплиной и как важная составляющая учебного процесса:

Тема: «Векторы».

Студенты готовили проекты про историю возникновения понятия вектора (рис.4,5,6)

Рисунок 4 Рисунок 5

Рисунок 6

Студенты не только готовят проекты по лекционному материалу или историческим сведениям, но и задания для диагностики знаний. Например: при изучении темы «Векторы» студенты готовили задания на сопоставления (рис.7,8,9,10):

Рисунок 7 Рисунок 8

Рисунок 8 Рисунок 10

Очень часто студенты спрашивают, зачем им нужна та или иная тема. В этом случае хорошо дать им задание: провести поисковую работу и подготовить доклад или презентацию о мотивации изучения темы. Например, при изучении темы «Векторы» студенты готовили презентацию на тему «Применение векторов» (рис.11,12,13,14,15)

Рисунок 11 Рисунок 12

Рисунок 13 Рисунок 14

Рисунок 15

Преимущества использования интерактивной доски на занятии:

1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст, презентации позволяют экономить время, за счет чего повышается плотность занятия.

2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на занятии. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

3. Многократное использование. Наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных.

4. Повышается уровень компьютерной компетенции преподавателя.

5. Студентам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом занятии. Но использование ее делает занятие увлекательным и динамичным.

2) Введение элементов проблемного метода.

Проблемным мы называем обучение не потому, что весь учебный материал студенты усваивают только путем самостоятельного решения проблем и ’открытия’ новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность студентов, и решение задач, и выполнение студентами упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Основная цель проблемного обучения заключается в обеспечении интенсивного развития самостоятельной познавательной деятельности и индивидуальных творческих способностей студентов. Стержнем проблемного обучения является целостный процесс совместного продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов, который охватывает и выявляет проблемы, и открытие знаний студентом во время ее решения, и применение этих способов действий к решению новых учебных задач.

Здесь, как пример, можно привести задания с несколькими решениями, одно из которых правильное. Студентам нужно найти правильное решение и обосновать, почему остальные неправильные. Например (рис.16):

Рисунок 16

2.2 Применение разных форм и методов активизации деятельности

учащихся во время внеаудиторных занятий (кружковая работа)

Конечно, ничего так не повышает познавательную активность студентов, как кружковая работа. Здесь и решение задач с несколькими решениями, и математические софизмы, и творческие проекты студентов на саамы разные темы:

- Единицы длины, массы, скорости, объемы, времени.

- История развития тригонометрии.

- Математика в моей жизни.

- Деятельность математиков в годы великой отечественной войны.

- Интересные сведения о великих математиках.

- Симметрия вокруг нас и др.

Очень нравятся студентам разные мероприятия, которые вызывают дух соперничества.

Сценарий мероприятия «Брейн-ринг»:

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри!

2 ведущий: Здравствуйте, дорогие болельщики!

1 ведущий: Мы очень рады приветствовать вас на нашем конкурсе веселых и находчивых.

2 ведущий: Много будет зависеть и от вас, дорогие болельщики, от того, насколько активными вы будете…

1 ведущий: … и насколько успешно выступите в конкурсе болельщиков.

2 ведущий: Жюри может наградить болельщиков за хорошую поддержку своей команды.

1 ведущий: Но жюри имеет право снять очки с команды, если ее члены или болельщики будут нарушать порядок соревнований.

2 ведущий: В спортивных соревнованиях. как правило, первыми на арену выходят судьи. А наш брэйн - ринг - это "интеллектуальный спорт".

1 ведущий: Вот мы и представляем состав жюри… Итак, начинаем. Первый конкурс - приветствие команд. Максимальная оценка 12 баллов.

(команды называют свое название, девиз и показывают представление)

1 ведущий: Соревнование команд только началось. Впереди еще много волнений и трудностей. Для того. чтобы подготовить игроков к трудным испытаниям, мы решили провести конкурс "Разминка".

2 ведущий: Сейчас мы будем задавать вопросы командам. Каждый вопрос 1 балл. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. В случае неправильного ответа слово предоставляется другой команде. Готовы?

Вопросы:

1. Угол в 10 рассматривают в лупу с четырехкратным увеличением. Какой величины покажется угол? (10)

2. Записать ноль тремя пятерками

3. Горело 5 свечей, две из них потухли. Сколько свечей останется? (2)

4. Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3)

5. Сумма и произведение четырех целых чисел равны 8. Что это за числа?

(1, 1, 2, 4)

6. Я задумала число. Если его увеличить в 9 раз и результат уменьшить на 9, получится 9. Какое это число? (2)

7. Кто открыл теорему, которая установила связь между корнями уравнения и его коэффициентами? (Виет)

8. Какое число в стародавнем Вавилоне считалось священным и почему?

(12 - имеет много делителей, им удобно пользоваться при измерениях. Отсюда разделение года на 12 месяцев, дня - на 24 часа).

9. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток? (1 час)

10. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как переправиться на противоположный берег с помощью лодки, чтобы та осталась на прежнем месте? (два человека подошли с разных берегов и переправились по очереди)

11. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами? (1111)

12. Если в 12 ч. дня идет дождь, то можно ли ожидать, что через 36 ч. будет солнечная погода? (нет, будет ночь)

13. Поставьте "+" и "-" между числами, чтобы значение выражения было равно 12. 2 6 3 4 5 8 =12 (2+6-3+4-5+8=12)

14. Два числа перемножили, получили 24. Затем одно из них разделили на другое и снова получили 24. Что это за числа? (1 и 24)

15. У пяти палок 10 концов. А у пяти с половиной? (12)

16. Двое пошли, три гриба нашли. Четверо пойдут, сколько грибов найдут? (неизвестно)

17. Какое из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 является простым? (никакое)

1 ведущий: Это был наш последний вопрос. Следующий конкурс для болельщиков. Предлагаем участникам конкурса помочь коменданту общежития поселить в комнату четырех студентов таким образом, чтобы желание каждого из них было учтено. На решение задачи болельщикам дается 20 минут. За правильное и полное решение дается 4 балла.

2 ведущий: Команда, которая быстрее расселит студентов, получит дополнительно 2 балла.

(болельщикам раздается задание)

Задача для болельщиков

Комендант переселял студентов во время ремонта общежития. Дело это не простое. Судите сами. На комнату было 8 претендентов, а поселить можно только четырех. Пошел комендант спрашивать студентов, кто как хочет устроиться. И вот что он услышал:

Андрей согласен жить с любыми соседями.

Борис без Кости не поселится.

Костя не хочет жить в одной комнате с Васей.

Вася согласен жить с кем угодно.

Дима не поселится без Юры.

Федор не будет без Гриши жить в одной комнате с Димой, а без Димы не будет жить в одной комнате с Костей.

Гриша не хочет, чтоб его соседями были и Боря и Костя вместе, а кроме этого, он не хочет жить в одной комнате ни с Андреем, ни с Васей.

Юра даст согласие переехать в новую квартиру, если туда переедут или Борис, или Федя. Кроме этого, Юра не будет жить в одной комнате с Костей, если туда не переедет Гриша, и не хочет жить в одной комнате ни с Андреем, ни с Васей.

(Ответ: в комнате будут жить Дима, Федя, Гриша, Юра)

1 ведущий: А мы продолжаем работать с нашими командами. Этот конкурс посвящен математической терминологии. Мы будем называть букву, а команды по очереди должны называть термин, который начинается на эту букву. Например, А - алгоритм, арифметика, аксиома и т.д. Выиграет тот, кто назвал термин на данную букву последним. Победитель получит 3 балла.

2 ведущий: Буква Д (диаметр, диагональ, длина…)

К (куб, квадрат, конус, косинус…)

М (медиана, многочлен, многогранник…)

П (производная, пирамида, призма…)

В (вектор, высота, выражение…)

Г (грань, градус, гипотенуза…)

О (ордината, объем, определение…)

Р (ребро, радиус, радиан, ромб…)

С (сумма, синус, стереометрия…)

Т (тангенс, теорема, точка…)

2 ведущий: Предоставляем слово жюри. Каковы итоги прошедших конкурсов?

1 ведущий: Нашим капитанам сейчас необходимо ответить на несколько вопросов. Отвечает тот, кто первым стукнет молоточком. В случае неправильного ответа, ответ может дать другой капитан. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Ну, начинаем…

Вопросы:

1. Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающиеся на части". О чем идет речь? (о биссектрисе)

2. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? (Юра играл на гитаре)

3. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой сегодня день? (среда)

4. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает "натянутая тетива". Что это? (гипотенуза)

5. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 в. французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает "спица колеса". О чем идет речь? (радиус)

2 ведущий: А сейчас опять конкурс для болельщиков. Вам необходимо вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть цифры. Команды говорят пословицы и поговорки по очереди. Побеждает та команда, которая последняя отвечает и получает 3 балла.. На раздумье 30 секунд. Поехали…

1 ведущий: Вот и закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился,

И в брэйн - ринге отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших трех участников с каждой команды, болельщиков, лучшего капитана. Победители награждаются медалями и грамотой.

2 ведущий: Поздравляем знатоков,

20 лучших игроков,

С замечательной игрой,

Победивших этот бой!

1 ведущий: Спасибо всем. До новых встреч!

Нестандартные задачи, задачи, которые развивают творческое, логическое, пространственное мышление- все это способствует развитию познавательной активности учащихся.

На своих занятиях и аудиторных и внеаудиторных (кружковая работа) я стараюсь применять элементы современных образовательных технологий: личностно - ориентированный подход, игровые технологии, технологии уровневых дифференциаций, интерактивные технологии, элементы проблемного метода и метода проектов. Студент – как факел, его нужно «зажечь». И именно данные методы позволяют это сделать.

ВЫВОД

В данной работе предложены те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые я применяю на своих занятиях. Изучая методическую литературу, посещая занятия других преподавателей, пришла к выводу, чтобы заинтересовать учащихся существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс интересным, желанным. У каждого свое мнение о совершенном занятии. Думаю, что правильно будет сказать так:

Занятие должно быть продумано во всех деталях, чтобы один этап переходил в другой, и учащиеся понимали, что и зачем они делают.

Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока, используя проблемную ситуацию.

На занятии должно быть интересно. Учитель (преподаватель) должен эмоционально передать свой положительный заряд учащимся, тем самым вдохновить их ум для деятельности.

Задача каждого учителя (преподавателя) – не только научить, а развить мышление учащихся средствами своего предмета.

Стараться на занятии обратиться к каждому учащемуся по нескольку раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.

Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько, данных на разных этапах урока.

В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум «свежим», а человека работоспособным, энергичным. И наша задача, как преподавателей - убедить в этом учащихся.

 «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя (преподавателя) математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать учащегося, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.

2.Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986г.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.

4. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЭР СЭ, 2001. — 511 с.

6. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики.: Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2001. — 168 с.

7. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М.: Знание, 1991. — 80 с.

8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1997.

9. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986.

10. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии /В. Грабал. – 1987.- №1.

11. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ / О.С. Гребенюк. – М., 1985.

12. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности /Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – №1.– 1984.

13. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6 с.3 – 5.

14. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

15. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики . – М. Просвещение, 1988.

16. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

17. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.

18. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

19. Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. -Л.: 1968.

20. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

21. Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. – 2007. - N 4. - С. 57-62.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации