12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бельчич Ольга Ивановна131
Россия, Краснодарский край, ст.НОВОПОКРОВСКАЯ
2

Использование интерактивных методов обучения для активизации творческих способностей учащихся на уроках химии и биологии.

                                                       Бельчич Ольга Ивановна

       учитель химии и биологии

                     МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской  

Краснодарского края.

Использование интерактивных методов обучения для активизации творческих способностей учащихся на уроках химии и биологии. Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся современном образовательном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основные цели интерактивного обучения:

стимулирование учебно-познавательной мотивации;

развитие самостоятельности и активности;

воспитание аналитического и критического мышления;

формирование коммуникативных навыков

саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.


педагогического опыта), эмпирические (наблюдение за ходом учебного процесса, деятельностью студентов, беседа).

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля .

Учитель вместе с новыми знаниями ведет учеников класса к самостоятельному поиску. Активность учителя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы . Он выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивное взаимодействие, конечно, требует определённых изменений жизни класса. Увеличивается количество времени, необходимого для подготовки, как ученикам, так и учителю. Постепенно необходимо начинать включения элементов этой модели, чтобы ученики привыкли к ним. Нужно составить план постепенного внедрения интерактивного обучения. Необходимо провести с учениками организационное занятие и создать вместе с ними правила работы в классе. Для начала целесообразно использовать простые интерактивные технологии – работу в парах, малых группах, мозговой штурм. Со временем у учеников появится опыт такой работы, и период подготовки к занятиям сведется до минимума.

Для эффективного использования интерактивного обучения учитель должен старательно планировать, прежде всего, свою деятельность: дать задание ученикам для предварительной подготовки (прочитать текст, продумать ответы на вопросы, выполнить задания), глубоко выучить и продумать материал, определить хронометраж занятия, задания для групп, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, разработать критерии оценки эффективности урока.

Таким образом, процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной умственной деятельности ребенка и активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация никогда не дадут устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью интерактивного обучения. С другой стороны, после нескольких старательно подготовленных уроков учитель сможет ощутить, как изменилось к нему отношение учеников, а также сама атмосфера в классе. Это послужит дополнительным стимулом к работе с интерактивными технологиями.


Интерактивные методы могут применяться при организации учителя следующей работы с учащимися:

- тематических занятий,

- организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

- организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

- для создания образовательных ресурсов.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:


творческие задания;

работа в малых группах;

обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», использование вопросов, сократический диалог);

тестирование;

разминки;

обратная связь;

дистанционное обучение.

обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

тренинги.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем наиболее распространены следующие интерактивные формы:

«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение .

«Обучая – учусь». Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в группе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

«Карусель». Ученики размещаются в два круга лицом друг к другу. Делятся на пары. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого ребята внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить ученикам подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Группы учащихся выбирают определенную позицию, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько учащихся каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.

«Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система образования в одном из приоритетов для успешного решения задач выделяет принцип учета интересов обучаемого. Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого ученика. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся класса. Оно подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели урока или внеурочного занятия. Развитие интеллектуальных способностей ученика , самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, творческого воображения.

Интерактивный поход обучения отличается от традиционного. Традиционное обучение ставит перед собой цель, передачу учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Учитель транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача учащихся  - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие учителя сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах.

Интерактивное обучение помогает преодолеть эти противоречия. В ходе интерактивного взаимодействия происходит активизация познавательной деятельности учащихся повышение их самостоятельности и инициативности. 

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Главными задачами моей педагогической деятельности являются:

1. Повышение мотивации к обучению биологии и химии.

2. Развитие творческого мышления детей.

3. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

И отсюда вытекает - основная задача – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес и учебную деятельность.

Предмет «Химия » начинает изучаться в 8 классе, зачастую, ученикам предмет химии кажется не таким уж и важным, они не осознают важность изучения данного предмета. Поэтому учащихся необходимо увлечь работой, нацелить на необходимость изучения той или иной темы, раскрыть их значимость в жизненных ситуациях и в будущей профессии педагога, сделать всё необходимое, чтобы уроки прошли интересно и полезно. Преподавание данного предмета обязательно нужно наполнять теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными лабораторными опытами . Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины в условиях небольшого количества часов отводимых на его изучение, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к урокам, подачи материала, систему практических заданий.

Интерактивных форм и методов обучения очень много и все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.

Так при изучении темы « Цветок» использую викторину. Деловая игра по теме « Закон сохранения массы веществ», использование виртуальных лабораторий.

t1596282960aa.png




t1596282960ab.jpg





t1596282960ac.jpg






Трудности, которые испытывает учитель, работая с данной технологией следующие:



1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой).

2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

3. Технология не всегда эффективна в слабых классах .

4. С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег.

5. Неправильное понимание стратегий и методов.

6. Сложность в подборе материала (из разных источников).

7. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учеников , побуждает их к конкретным действиям. Не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходить из нее. Обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Таким образом, можно отметить, что современным учителям следует все больше применять интерактивные методы обучения при работе на уроках химии и биологии с учащимися класса , так как они являются более продуктивными, существуют возможности для организации формы обучения и инструментарий для оценки результатов .На основе анализа теории и практики использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки школьников , можно сделать вывод ,что интерактивные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс.Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Литература.

1. Генике Е.А. , Активные методы обучения: новый подход. – М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2013. – 176 с.

2.. Рыжова В. Н. Применение технологии моде рации для повышения мотивации обучения. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 93-95.

3. Языкова А. И.: «Технология интерактивного обучения»

Интернет ресурсы:

1.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/05/10/kurs-tekhnologiya-moderatsii-i-aktivnye

2.   http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00024325.html



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.