Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием презентаций на уроках швейного дела
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 9, с. Ивановка»
Методический бюллетень
«Активизация мыслительной деятельности учащихся с использованием презентаций на уроках швейного дела».
Выполнила: Большова Г.Л.,
учитель «Швейного дела»
МО УТО март 2019 г.
Активизации мыслительной деятельности учащихся с использованием презентаций на уроках швейного дела.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Психологи выделяют в развитии ребенка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями — внутренней позицией ребенка, его отношением к окружающему. Учащиеся младшего школьного возраста (6/7-10 лет) активны и восприимчивы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к новым предметам, в частности «Швейное дело», их легко вовлечь в процесс создания изделия. В подростковом возрасте (11/12-15 лет) часть детей теряет желание учиться, и в 6-8 классах учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учебе.
Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны на уроках швейного дела тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?
Неинтересный урок швейного дела, по мнению пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь».
Вопросы успешной социализации данной категории граждан невозможно рассматривать в отрыве от ее конечного результата – их трудоустройства.
Использование презентаций, видеофрагментов на уроках швейного дела, даёт сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильм экономит 25 мин двухчасового занятия, видео демонстрация эксперимента – до 30—40% времени, а на технических операциях по воспроизведению технологии обработки экономится 15—20% учебного времени.
Я на своих уроках стараюсь разработать ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления, технологичность, яркое оформление и «интересность» детям. Данные объекты могут быть предложены для изготовления на уроках учащимся 6-8 классов. Более сложные изделия выполняются детьми с высокой мотивацией.
Большую помощь в работе с детьми с ОВЗ оказывают презентации
(Power Point), видео- и аудиоматериалы.
Следует отметить, что при использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения.
В пятом - шестом классе просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10 минут на протяжении одного урока [3].
В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключается в следующем:
уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
формирование информационной культуры у ребенка;
развитие ИКТ , компетентности ребенка;
более быстрое формирование универсальных учебных действий;
возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.
Учебное видео дает возможность:
демонстрировать процессы и явления в динамике и развитии;
изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда;
путешествовать виртуально по музеям, выставкам знакомиться с учебными заведениями;
изучать быстро или медленно протекающие процессы, недоступные непосредственному восприятию;
самостоятельно изучать внутреннее устройство машин, механизмов, агрегатов и процессов в них; при изучении циклических процессов, действий, способов.
Умение заинтересовать школьников (по моему мнению) — одно из направлений педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
Мне кажется, что превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина — основа любой деятельности.
Нет мотива — нет деятельности — нет результата.
На моих уроках учащиеся могут изготовить программные изделия, подбирая отделку, украшая изделия тесьмой, бантиками, цветами.
Такая работа повысит интерес к предмету, разовьет фантазию, создаст на уроке атмосферу творческого поиска.
Конечно, применение вышеописанной технологии обучения требует от учителя более тщательной подготовки к урокам, но главное детям нравятся такие уроки, они стимулируют к творчеству и познанию нового.
Среди множества путей воспитания у учащихся интереса к учению, наиболее эффективным, является организация игровой деятельности опроса. Игра развивает детскую наблюдательность, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Есть ТЕСТ программа которая позволяет проводить опрос используя ноутбук.
Применение на уроках швейного дела компьютерных слайд - фильмов как нельзя лучше отвечает поставленным коррекционно-развивающим целям и урока:
Развитие наглядно-образного мышления,
активизация познавательной деятельности,
развитие логического мышления,
умения ориентироваться в задании,
групповая коррекция через осмысление задания,
групповая коррекция внимания,
коррекция произвольной, логической памяти,
коррекция эмоционально-волевой сферы,
коррекция устной речи.
Основные требования к уроку.
Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Учителю не требуется показывать основные приемы работы многократно, есть возможность продемонстрировать на большом экране, в замедленном режиме, комментировать действия, выделяя главное, прокручивать ленту записи назад.
Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, в реальном времени обучения.
В заключение необходимо отметить, что применение метода обучения в с использованием презентаций способствует собранности и эмоциональному подъему учащихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их, и в конечном счете повышает эффективность урока.
В результате правильности выбранных методов у многих учащихся повышается интерес к изучаемому предмету, дети лучше и быстрее усваивают новый материал, закрепляют полученные знания. Учащимся особенно нравятся нестандартные уроки.
Положительные эмоции, возникающие во время уроков, активизируют деятельность ребенка, развивают его внимание, память, мышление, способствуют общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развития речи, учат использовать полученные знания в измененных условиях, в новой ситуации, адаптируют ребенка к реальной жизни.
Так давайте применять новые технологии так, чтобы нашим детям, да и нам было радостно и комфортно в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост.,авт.вступ., ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степнова. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М. : Классикс стиль, 2005. – 240 с.
Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М. : Педагогика, 1971. – 208 с.
Сидорова М.М. Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. – №4. – С. 77-78.
Трудовое обучение во вспомогательной школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Е.А. Ковалёва. – М. : Просвещение, 1988. – 95 с.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во