Статья «Использование разных видов деятельности на уроках английского языка как средство формирования устойчивого внимания»
Пайгусова Анастасия Анатольевна,
учитель английского языка
гимназии №5 г. Чебоксары
Использование разных видов деятельности на уроках английского
языка как средство формирования устойчивого внимания
В условиях информационного общества все более значимой становится проблема формирования устойчивого внимания школьников. Современный школьник постоянно сталкивается с большими объемами данных, которые предоставляют ему современные средства информации. Они свободно владеют гаджетами, что позволяет им получать быстрый доступ к различным информационным ресурсам. В этой ситуации учитель перестал быть единственным источником новых знаний. Ученика стало труднее заинтересовывать учебным материалом. Отсюда возникает вопрос: как формировать устойчивое внимание школьников на уроке? Как известно, внимание непосредственно связано с интересом к учебному материалу, т. е. с мотивацией школьников, которая непосредственно влияет на их академическую успеваемость.
В целях формирования устойчивого внимания школьников я использую различные виды деятельности на уроке. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся в ходе урока.
Мой личный опыт показывает, что одним из эффективных способов тренировки going to и will является использование заданий на основе видеоматериалов на уроке. В ходе изложения темы я ставлю видео на паузу и прошу учеников предсказать, что произойдет дальше. Этот прием можно использовать для сочетания как going to предсказания с будущими свидетельствами, так и will предположениями, когда существующие доказательства ясны, что позволяет предсказать возможные последствия. Для этого желательно выбрать видео, которое можно использовать для тренировки will и намерения, например «Предсказания будущего» (will/going to.)
Следующий пример. Тема урока «Geography of Britain and the world». На уроке ученики должны освоить новую лексику: hill, valley, mountain, lake, river, forest, sea, island, cliff, tunnel, bridge, high, long, wide, deep, canal, airport. Задание заключается в том, чтобы назвать наименования известных гор, морей, рек, озер, островов. Учитель пишет географические названия на доске. Ученики должны на листке бумаги написать десять вопросов к этим местам (how long /wide /high/ deep /big). Далее учащиеся обмениваются вопросами на листках со своим напарником. В конце урока учитель дает домашнее задание: найти ответ на вопрос своего соседа по парте в Интернете.
Следующую разработку можно использовать для развития навыков аудирования и закрепление конструкции there is , there are, а также предлогов места. Дополнительно это задание поможет школьникам больше узнать об известных людях. Занятие проводится с использованием видео «Outgoing people (Van Gogh)». После просмотра видео, учащиеся должны ответь на следующие вопросы:
- Where was he born?
- What was his origin?
- At what age did he pass away?
- How many paintings did he make during his lifetime?
- Why people didn’t like his paintings?
- How did his paintings change after he moved to France?
- Do you like his paintings? Why?
- What was Van Gogh’s style? Can you describe it?
Далее ученики должны написать названия картин Ван Гога, используя просмотренный материал.
Следующее задание заключается в использовании учениками конструкции there is/ there are при описании спальни Ван Гога, а также использовать предлоги (under, on, above, in front of и т.д.).
Эффективным средством формирования устойчивого внимания является ролевая игра. Например, игра «В ресторане». Ее можно использовать, чтобы учащиеся овладели речевыми навыками для заказа еды и напитков. В начале занятия ученики в парах раскладывают полоски предложений в правильном порядке, чтобы получился ресторанный диалог между посетителем официантом в ресторане. Затем пары разыгрывают диалог дважды, при этом каждый учащийся берет на себя роль посетителя и официанта. Затем пары создают собственное меню ресторана. Для этого они придумывают название ресторана, список закусок, основных блюд, десертов и напитков, а также их цены. Затем учащиеся используют меню и пример разговора из первого задания, чтобы создать свой собственный ресторанный диалог между официантом и клиентом. После этого пары разыгрывают заказ еды и напитков в ресторане, используя свое меню и диалог, меняясь ролями каждый раз, когда они заканчивают разговор. Наконец, учащиеся представляют классу свои ролевые игры.
Другой пример – это задание на тренировку косвенной речи. При выполнении этого задания учащиеся опрашивают друг друга, давая верные или ложные ответы, а затем используют косвенную речь, чтобы сравнить то, что сказали интервьюируемые. Сначала учащиеся читают десять вопросов на листочке и записывают один верный ответ и два неверных ответа на каждый вопрос. Затем они задают вопросы трем человекам из своей группы. Учащиеся записывают ответы на листочек и задают уточняющие вопросы, особенно если они предполагают, что им дали ложный ответ. Каждый раз, когда интервьюируемый отвечает на вопрос, он дает либо верный ответ, либо один из ложных ответов, варьируя ответ, который он дает каждому напарнику. Ученики сравнивают то, что им сказали разные одноклассники, используя импровизированную речь, и решают, какие из ответов верны. Наконец, интервьюируемые раскрывают свои истинные ответы.
В следующей игре с прямой и косвенной речью учащиеся превращают прямую речь в косвенную. Участники игры по очереди переворачивают карточку с прямой речью и читают, что на ней написано, например: «I like fruit salad», — she said. Затем игрок изменяет прямую речь на косвенную речь, например. «She said that she like fruit salad». Далее ученик ищет предложение, переворачивая одну из карточек с косвенной речью. Если игрок переворачивает соответствующую карту, учащийся оставляет себе пару карт и делает еще один ход. Если две карточки не совпадают или предложение игрока не совпадает с тем, что написано на косвенной речевой карточке, игрок переворачивает две карточки обратно. Выигрывает ученик, у которого в конце игры окажется больше всего пар карточек.
Таким образом, в своей статье мы рассмотрели различные способы формирования устойчивого влияния школьников на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Как показывает практика, применение данных способов позволяет формировать мотивацию учебной деятельности обучающихся, следовательно, активно влияет на их успеваемость. Мы надеемся, что описанные в статье примеры позволят пополнить методическую копилку учителя английского языка.