Использование сервиса Google Формы для опроса учащихся при дистанционном обучении ИЯ
Использование сервиса Google Формы для опроса учащихся при дистанционном обучении ИЯ
Панкова Татьяна Владимировна, учитель английского языка высшей категории МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова
Использование Интернет-ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в образовании является необходимостью в условиях дистанционного обучения. В наши дни существует множество образовательных платформ и онлайн-ресурсов посредством которых педагоги проводят уроки, лекции, семинары и групповые занятия. Однако не каждая образовательная онлайн-платформа используемая педагогами школ предполагает наличие инструментов для осуществления контроля и опроса учащихся.
Опрос учащихся является важной частью контроля в образовательном процессе. Контроль знаний необходим для определения уровня овладения знанием и для корректировки деятельности учащихся и учителя. Именно контроль и опрос учащихся позволяет определить уровень эффективности процесса обучения. В свою очередь, вопрос эффективности является одним из самых значимых в процессе дистанционного обучения. При переходе на дистанционный формат обучения необходимо было определиться с сервисом, позволяющим создавать тесты для контроля и опроса учащихся. Сервисы Google предлагают платформу для создания тестов Google Forms, позволяющую добавить такие разнообразные типы вопросов и ответов как: запись текстового ответа, выбор одного ответа из списка, выбор нескольких ответов из списка, выбор ответа/ответов из раскрывающегося списка, загрузка файла с ответом, шкала, сетка с множественным выбором ответов, выбор даты, выбор времени.
Для использования сервисов Google необходимо иметь аккаунт @gmail.com. Для этого нужно зайти на сайт mail.google.com и создать аккаунт, следуя инструкциям сервиса (рис.1).
Рис.1 Создание аккаунта @gmail.com
После создания аккаунта появится окно с поисковой строкой, с помощью которой осуществляется поиск необходимого сайта. Первая ссылка – сайт сервиса Google Формы (рис.2).
Рис. 2 Сайт сервиса Google Формы
В появившемся окне выбираем раздел «Для личных целей» и нажимаем кнопку «Открыть Google Формы» (рис.3).
Рис.3 Начало создание формы
Сервис предлагает шаблоны в верхней части экрана, которые уже заполнены, но могут быть редактированы. Так как нашей целью является создание формы для опроса учащихся, предложенные шаблоны не подойдут. Нажимаем на «Пустой файл» для создания собственной формы (рис.4).
Рис.4 Шаблоны сервиса
При нажатии на поле «Новая форма» (рис.5) имеем возможность присвоить название форме. Под строкой «Новая форма» находится строка «Описание», где целесообразно указать класс или группу, а также название темы или формы опроса (контрольный тест, самостоятельная работа и др.).
Рис.5 Присвоение названия создаваемой форме
Вертикальное меню (рис.6) позволяет нам добавить вопросы, импортировать вопросы из других форм (если они были созданы заранее), добавить название и описание, изображение, видео, раздел. Такое функциональное разнообразие позволяет составить не просто тест, а тест с использованием мультимедийного контента.
Рис. 6 Меню создания новых вопросов
Автоматически, при добавлении вопроса ставится тип «Один из списка». Однако, при нажатии на поле, отображающее тип вопроса, появляется меню с выбором вариантов представления ответов. Это может быть текст (строка), текст (абзац), один из списка, несколько из списка, раскрывающийся список, загрузка файлов, шкала, сетка, дата и время. Тип вопроса с ответом «Загрузка файлов» позволяет добавить работу ученика в виде фотоснимка, документа или видеофайла, что является необходимым при тренировке и проверке работ продуктивного характера (рис. 7).
Рис.7. Меню выбора типов вопросов
При добавлении вопросов необходимо помнить, что работа будет обезличенной, если не запросить Фамилию Имя от участника, заполняющего данную форму. В ситуации с дистанционным обучением необходимо идентифицировать личность учащегося, в связи с чем, уместно создать первый вопрос формы с запросом личных данных опрашиваемого.
Для этого, в поле «Вопрос» вписываем запрашиваемую информацию, например, «Фамилия Имя» и изменяем тип вопроса на «Текст (строка)». Чтобы вопрос не остался без ответа, в правом нижнем углу передвигаем бегунок «Обязательный вопрос» для его активации. Таким образом, учащийся не сможет завершить форму без ответа на вопрос «Фамилия Имя» (рис.8).
Рис.8. Сбор личных данных
Для создания следующих вопросов действуем по алгоритму:
нажать кнопку из вертикального меню «Создать вопрос»;
выбрать тип вопроса, если это необходимо;
записать вопрос;
записать варианты ответов;
активировать бегунок «Обязательный вопрос» (рис.9).
Рис.9. Активация обязательного вопроса
Для добавления изображения необходимо нажать кнопку «Добавить изображение». В появившееся окно перетаскиваем файл, заготовленный заранее, или во вкладке «Вставить URL» вводим ссылку на картинку (рис.10).
Рис.10. Добавление изображения
Для добавления видео нажать кнопку «Добавить видео» из вертикального меню, осуществить поиск видео на видеохостинге YouTube в появившемся окне или во вкладке «URL» указать ссылку на видео (рис.11).
Рис.11. Добавление видеофайла
С помощью кнопки «Добавить описание» и «Добавить раздел» появляется возможность записать комментарии к выполнению задания/вопроса теста и разделить части теста на несколько разделов, т.е. страниц.
После создания всех вопросов необходимо установить количество баллов за каждый вопрос. Для этого нужно зайти в меню «Настройки» (рис.12).
Рис.12. Настройка теста
В появившемся окне во вкладке «Общие» имеется возможность настроить форму на сбор адресов электронной почты и отправку респондентам копии их ответов при необходимости. Также, можно отметить вариант отправки формы не более одного раза (рис.13). Однако, для выполнения этой функции, учащийся должен иметь аккаунт google.
Рис.13. Общие настройки
Во вкладке «Презентация» (рис.14) сервис предоставляет возможность отображения хода выполнения теста, позволяет перемешать вопросы и показывать ссылку для повторного заполнения формы, если в предыдущей вкладке не активирована функция «Отправлять форму не более одного раза».
Рис.14. Настройки презентации теста
Во вкладке «Тесты» активируем бегунок в поле «Тест» для автопроверки формы (рис.15). Также, отмечаем вариант показа оценки и варианты отображения ответов пользователю. По завершению всех настроек, нажимаем кнопку «Сохранить».
Рис.15. Настройки функции тестирования и оценивания ответов
После активации режима теста, необходимо установить значимость правильного ответа и определить верные варианты ответов у каждого вопроса. Для этого, нужно нажать на поле вопроса и нажать на слово «Ответы» в левом нижнем углу поля вопроса. Далее, нужно выбрать верный ответ или варианты ответов и установить количество баллов в правом верхнем углу поля ответа. После завершения выбора правильного ответа добавить пояснение, при необходимости, и нажать «Готово» в правом нижнем углу поля ответов (рис.16).
Рис. 16. Выбор правильных вариантов ответов
Для добавления аудиозаписи необходимо создать новый вопрос и добавить в текст вопроса ссылку на файл с аудиозаписью (рис.17). Файл с аудиозаписью необходимо выложить в любое облачное пространство (Google Диск, Яндекс-Диск, Облако Mail и др.) заблаговременно.
Рис.17. Добавление аудиозаписи
На любом этапе создания опросной формы имеется возможность просмотра формы со стороны участника. Для этого нажимаем значок в правой верхней части экрана. Это позволяет избежать недоразумений и увидеть форму «с другой стороны». Значок позволяет изменить цветовую схему формы.
После завершения создания всех вопросов и разделов нажимаем кнопку «Отправить» (рис.18). В появившемся окне можно написать адреса электронной почты респондентов или отправить им ссылку. Для получения ссылки необходимо нажать на знак (рис.19)в поле «Как отправить».
Рис. 18. Меню отправки формы
Рис. 19. Отправка ссылки на форму
Отметка в поле «Короткий URL» сокращает ссылку. Кнопка «Копировать» позволяет скопировать ссылку в буфер обмена устройства для последующей ее отправки учащимся.
При заполнении формы участниками опроса, ответы сохраняются в таблице автоматически. Для просмотра ответов необходимо нажать на поле «Ответы» на странице формы. Сервис Google Формы собирает и сразу же анализирует данные ответов. Статистика приводится по общим ответам, по каждому вопросу и по отдельным пользователям. Также, все данные собираются в таблицу. Для просмотра таблицы с ответами и результатами необходимо нажать значок (рис. 20)в верхней части экрана.
Рис. 20. Ответы на форму
В таблице фиксируются не только ответы участников опроса, но также указывается время и количество попыток заполнения формы при отсутствии ограничений в настройках самого теста. Все ответы указываются в таблице (рис.21) с учетом регистра и языка, которые были использованы при ответе на форму.
Рис.21. Таблица ответов
Не смотря на то, что Goggle Формы позволяют указать возможные варианты правильных ответов при составлении вопросов, у учащихся могут возникнуть ситуации, когда ответ признан неверным из-за изменения регистра написания букв (слова с заглавной буквы, все прописные и др.). Благодаря наличию ответов каждого ученика в таблице, учитель имеет возможность перепроверить ответы самостоятельно.
Для того, чтобы завершить принятие ответов на данную форму, необходимо во вкладке «Ответы» деактивировать бегунок «Принимать ответы». Данная функция позволяет вводить ограничения по времени выполнения тестов и заданий.
Сервис Google Формы в процессе дистанционного обучения позволяет провести опрос учащихся по всем видам речевой деятельности. Удобство создания формы заключается в том, что она автоматически сохраняется в аккаунте создателя, может быть редактирована с любого устройства с выходом в сеть Интернет. Также, сервис обладает функцией сбора и статистического анализа ответов на форму, что позволяет сократить количество времени на проверку работ.
Одним из главных плюсов для участников опроса является возможность заполнения формы с любого устройства с выходом в сеть Интернет. Для заполнения формы не нужна регистрация на каких-либо сервисах, необходим только адрес электронной почты, в случае если она будет запрашиваться создателем опросной формы.
Таким образом, можем сделать вывод, что использование Google Форм позволяет провести качественный опрос учащихся в период дистанционного обучения с возможностью ограничения времени выполнения, отправки письменных ответов и видеозаписей устных заданий, выполнения тестовых заданий и заданий по аудированию.
Используемые электронные ресурсы:
mail.gmail.com
www.google.ru/intl/ru/forms/about/