Статья на тему «Дистанционное обучение. Опыт использования сервиса Яндекс.Учебник»
Дистанционное обучение. Опыт использования сервиса Яндекс.Учебник
Есть такое понятие actionable insights — это информация, которая дает основания для действий, позволяет сделать следующий шаг. Таким шагом для меня и моих коллег стало введение дистанционного обучения. В апреле 2020 года педагоги всех образовательных организаций были поставлены в сложную профессиональную ситуацию. В короткий срок каждому предстояло найти для себя ответ на вопросы: как обучать дистанционно? как организовать учебный процесс без потери его качества? как проводить контроль и наладить обратную связь?Технические возможности учащихся различны, но средства реализации обучения должны быть общедоступными. Решением всех этих вопросов для меня стал Яндекс.Учебник.
Яндекс.Учебник — платформа для учителей 1–5-х классов с заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру c автоматической проверкой и мгновенной обратной связью.
Это бесплатный сервис, разработанный на базе российского программного обеспечения. Он существует всего два года, но на сегодняшний день к нему подключены более миллиона школьников и в его библиотеке более 50000 заданий.
Зарегистрировавшись в сервисе, я увидела, что задания Яндекс.Учебника соответствуют примерной основной общеобразовательной программе, подходят к УМК, здесь есть как стандартные задания для освоения тем школьной программы, так и дополнительные материалы — например, олимпиадные задачи или подборки для подготовки к ВПР.
Особенно заинтересовала возможность выдавать различные подборки заданий разным детям, то есть реализовывать индивидуальный подход. Ученики могут решать задания полностью самостоятельно, при этом учитель видит подробные результаты каждого ребенка.
Первое знакомство моих учащихся с сервисом Яндекс.Учебник состоялось в феврале 2020года, когда учащиеся принимали участие в олимпиаде «Я люблю математику», организованной онлайн -платформой. Всем стало понятно, что сервис прост в применении и не требует от учеников регистрации — я сама подключила детей и отправила им данные для входа.
Таким образом, до перехода на дистанционное обучение мои пятиклассники уже были знакомы с Яндекс.Учебником, поэтому именно этот сервис стал приоритетным для меня в выборе платформы ДО.
Сервис Яндекс.Учебник позволяет создавать задания, проверка которых производится автоматически. Создать занятия можно как на класс, так и индивидуально конкретным ученикам — задания могут быть проще или сложнее. Библиотека содержит большое количество материалов, которое облегчает качественную подготовку урока или домашнего задания. На странице журнала отображается история работы каждого обучающегося с результатами действий и количеством попыток выполнения. Учитель видит статистику по каждому ребёнку и всему классу, что позволяет анализировать ошибки и учитывать их при планировании нового урока, отслеживает время, потраченное учеником на выполнение каждого задания. Режим сервиса позволяет ограничить время выполнения, что важно при проведении контрольной или проверочной работы. Таким образом, инструменты Яндекс.Учебника дают возможность отследить прогресс и при необходимости вовремя помочь каждому обучающемуся.
Кроме подборки заданий, Яндекс.Учебник позволяет организовать видеоурок. В отличие от других сервисов видеосвязи, трансляции в Учебнике созданы с учетом школьных реалий: в интерфейсе программы учитель видит раздел с классами и списком своих учеников, может запланировать видеотрансляции и составить расписание уроков. Трансляция идёт только в одну сторону ― от учителя к детям. Это освобождает от необходимости моделировать дискуссию и позволяет избежать ситуаций, когда несколько учеников пытаются говорить одновременно или отвлекаются на камеру. Поскольку обучающиеся не имеют возможности слышать и видеть друг друга, ответы они дают без учета мнения и результата другого. Это позволяет учителю сразу отследить тех, кто ошибся или не понял тот или иной материал. Обучающиеся оценивают ответы одноклассников в чате, проверят свои результаты. Востребованной является функция «Показать экран ученикам», нажав на эту кнопку, учитель показывает экран своего компьютера. Воспользоваться этим можно как при объяснении нового материала, так и при отработке учебных навыков: выделение цветом или изменением величины основных моментов, показ презентации или образца записи в тетради.
С положительной стороны стоит отметить и организацию чата при видеоуроке. Еще до «звонка» дети обозначают свое присутствие на уроке, делятся пожеланиями на урок, рассказывают о затруднениях при выполнении домашнего задания. В течение урока в чате обучающиеся учатся кратко формулировать ответы и задавать вопросы, выполнять запись решения и необходимые пояснения. Конечно, учитель должен направлять эти действия, давать рекомендации по записи, учитывать, возможность опечаток при внесении текста с клавиатуры, поощрять правильные и точные ответы. Для более эффективной работы делаю заготовки решения заданий в формате текстового документа, чтобы своевременно копировать информацию для внесения в чат.
Организация видеоурока – процесс ответственный. Экран «гасит» энергетику, поэтому важно быть более активным и эмоциональным, чем обычно. Необходимо усилить эмоциональную экспрессию, сделать мимику более выразительной, говорить громче. Помнить об этом приходится каждую минуту, чтобы поддерживать комфортную обстановку на занятии. Во время видеоурока приходится говорить больше обычного — ведь не всегда есть возможность сделать паузу на ответы учеников или отдохнуть во время самостоятельной работы. Скорость работы учащихся определяется только записью в чате, поэтому важно удерживать внимание каждого, комментируя каждое действие.
Сейчас, когда за плечами десятки видеоуроков, часы общения в чатах, сотни проверенных фотографий из школьных тетрадей понимаешь, что сервисы, подобные Яндекс.Учебнику, дают учителю новые возможности — автоматизацию рутинной работы, быстрый доступ к данным, наглядное представление информации и удобство работы с ней. Но не более. Учитель оперирует полученными данными, делает ежедневный выбор, сам решает, какими инструментами воспользоваться, когда и как их применить. Компьютер не учит, учит учитель.
Литература
1 Методические материалы