Статья «Развитие навыка грамотного чтения, как фактор повышения качества обучения у школьников»
Развитие навыка грамотного чтения, как фактор повышения качества обучения у школьников
«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения»
Л.С. Выготский
Как известно, чтение выступает неисчерпаемым источником обогащения знаниями, универсальным способом развития речевых и познавательных способностей ребёнка, его творческих сил, мощным средством воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трёх качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
- при формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление;
- выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного произведения.
Главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное обучение чтению.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.
Научить читать - одна из главных задач учителя, которая стоит при обучении первоклассника. От умения читать зависит успешное обучение школьника. Жизнь показывает, что если ребенок научился читать в период обучения грамоте, то он ощущает себя успешным, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, то он теряет веру в способность успешно усваивать знания.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы уделено начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
Как писал представитель отечественной методики начального обучения, Бунаков Н.Ф: «Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». Сухомлинский В.А, выдающихся советский педагог, продолжал мысль Бунакова Н.Ф: «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе». Действительно, чтение это источник знаний, способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, а также творческих сил. Чтение является могущественным средством воспитания и развития нравственности и эстетики у ребенка. Умения и навык чтения формируются еще и как вид умственной деятельности и как средство саморазвития и самовоспитания.
В ФГОС начального и основного образования были особо выделены метапредметные результаты, куда в качестве обязательного компонента вошло и «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Данное понятие толкуется как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии человека. Чтение - это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет обучающий характер, который используют ученики при изучении всех учебных предметов. Значит, нужна целенаправленная работа над развитием навыков чтения.
Чтение - это мощное средство образования, воспитания и развития. Овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость (скорость чтения), сознательность, выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, которые могут повлиять на смысл читаемого произведения. Беглость – это скорость чтения, которая обеспечивает понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения - глубоко и ясно понять читаемый текст младшими школьниками, его замысел, образы, художественные средства. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются задачи общие для всех предметов гуманитарного развития младшего школьника. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Каждая деятельность школьника базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником высокой техникой чтения, повышение уровня литературного развития младших школьников – важная задача, стоящая перед учителем. Особенно актуально это сейчас, когда в современном мире альтернативой книге стали гаджеты. Поэтому тема формирования навыка чтения младших школьников очень актуальна.
ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения. Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках. Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения. Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь. Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы: упражнения в чтении должны быть каждодневными; отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения. На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
Предполагается, что формирование навыков чтения будет проходить более успешно, если в процессе будут использованы упражнения, направленные развитие выразительности, осознанности, правильности и темпа чтения. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: определить роль чтения в развитии детей младших классов; изучить влияние различных приемов и методов на качество обучения чтению младших школьников и формирование навыков активного и грамотного читателя.
Все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ученик овладел техникой чтения, устной и письменной речью и если он полюбит уроки литературного чтения, то он хорошо будет усваивать и остальные предметы. Большинство трудностей во время обучения возникают у школьников из-за того, что они не смогли самостоятельно получить информацию из учебников и книг. В стандарте начального образования сказано, что к концу 4-го класса, ученики должны овладеть первоначальными умениями передачи, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде. Процесс обучения чтению младших школьников является одной из главных учебных целей. Чтение школьников – достаточно сложный, требующий много сил, как школьников, так и учителя, процесс. Воспитание и развитие школьников тесно связаны с чтением. Это напоминает учителю, что нужно систематически работать над тем, чтобы чтение детей стало осознанным. Чтение открывает для младших школьников новые возможности, познания, а также позволяет общаться друг с другом. Если у школьника возникли проблемы с овладением навыка чтения, это говорит о том, что у него, возможно, существуют сложности в развитии психических процессов, например таких, как память, речь или внимание. Это доказывает, что обучению чтению следует обращать особенное внимание. Для того, чтобы научить школьника читать осознанно, необходимо научить читать его правильно, безошибочно, ведь только то, что прочиталось верно, можно понять. Навык чтения формируется у младших школьников достаточно медленно, это имеет отношение к особенностям его развития и восприятия. Когда формируется полноценный навык чтения у каждого учащегося класса, важно помнить и стремиться к тому, к чему призывал Корф Н.А, выдающийся русский методист. Он писал, что «каждый учитель должен приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтению и уразумению читаемого». Формирование навыка чтения – является одной из самых важных и сложных задач начальной школы. Этот навык является фундаментом и основой для всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба компонента опираются друг на друга и взаимосвязаны. Улучшение техники чтения облегчает понимание прочитанного, ведь только легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. Замедленное же чтение затрудняет понимание текста. На первых ступенях формирования навыка чтения большое значение следует придавать технике чтения, а далее уже пониманию прочитанного. Программа начальной школы предполагает постепенное совершенствование от класса к классу, и на каждом этапе сформированность навыка чтения оценивается по показателям, таким как: объем прочитанного, правильность, осознанность, выразительность. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. В наше время многие дети читают неохотно и мало, уроки чтения для них скучны. Это происходит из-за нескольких причин: спад интереса к чтению, множество других источников получения информации, уменьшение времени на чтение.
Выделяют три этапа формирования навыка чтения:
Аналитический этап. Он характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Если ученик читает по слогам, то это значит, что он находится на аналитическом этапе формирования навыка чтения.
Синтетический этап. Он характеризуется тем, что все три компонента чтения: восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Главным признаком того, что школьник перешел на данный этап является то, что появляется интонирование. Это чаще всего происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации. Характеризуется тем, что техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Усилия школьника направлены на осознания текста, его понимание. На данном этапе ребенок стареется читать про себя. Признаком того, что учащиеся достигли данного этапа – это их эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться впечатлениями и эмоциями без вопросов учителя.
Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы, такой как:
1) упражнения в чтении должны быть ежедневными;
2) текст для чтения должен производиться с учетом особенностей детей и литературных текстов;
3) должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, чтение про себя.
Говорить о таких компонентах навыка чтения как скорость чтения и правильность следует тогда, когда школьник понимает текст, который озвучивает. Учитель же должен знать и применять специальные приемы, которые направлены на отработку правильности и скорости чтения. Это: 1) использование упражнений, которые совершенствуют зрительное восприятие, развивают артикуляционный аппарат и регуляцию дыхания; 2) применение при чтении принципа многочтения. То есть нужно обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, которые важны по смысловому содержанию, что сможет облегчить понимание идеи произведения и добиться правильного и беглого чтения. Правильность чтения – это чтение без ошибок, искажения, которые могут влиять на смысл читаемого текста.
В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом. Параллельно с развитием навыков скорости и правильности чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано. Управлять процессом формирования навыка чтения можно, если соблюдать следующие условия:
1. При формировании навыка необходимо опираться на развитие таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся только положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.
4. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
Успешность учеников в обучении зависит от мотивации. При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Для самостоятельного чтения предлагается детям перечитывать любимые стихи и сказки, это стимулирует антиципацию, способствует чтению целыми словами.
Целью литературного образования в школе является «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности».
Таким образом, ФГОС начального и основного образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. В настоящее время отмечается резкий спад интереса к чтению литературы, на то есть множество причин. Следовательно - важнейшей задачей уроков литературы является воспитание творческого, талантливого, эстетически образованного школьника, как читателя. Для того, чтобы добиться такого результата, нужно систематически долго и упорно работать над совершенствованием навыка грамотного чтения, в целях повышения качества процесса чтения у школьников.
Список использованных источников
1.ФГОС начального и основного образования - http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosnoo.html
2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Избр. психол. исслед. М.; 1956, с.264.
3. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70.
4. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 237с6.
5. Корф Н.А. Русская народная школа.-СПБ. ,1874.- c.182
6. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников: практическое пособие / под ред. Н. Н. Светловской. М.: Изд-во АРКТИ, 2007