Статья «Использование современных методов обучения в учебном процессе, индивидуальный подход к обучению»

0
0
Материал опубликован 14 July 2020

Использование современных методов обучения в учебном процессе, индивидуальный подход к обучению

Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей

Д.Пойа

Целью современного образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций, у педагога появилась свобода для творческого поиска. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Они выполняют много функций. Главными являются обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учитель не только обучает, но также решает вопросы мотивации, осуществляет воспитательное воздействие, влияет на организацию учебно-воспитательного процесса.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер. Новая система образования отказывается от традиционного урока, где ученик получал знания в готовом виде. Главная задача учителя на современном этапе – помочь ученику «добыть» эти знания и научить его применять их на практике. Но обучение не может быть успешным, если игнорировать индивидуальные особенности ученика. Индивидуальные особенности, такие как темп работы, память, мышление, способности, характер личности влияют на степень усвоения материала. Поэтому помимо деятельностного подхода, нужен и индивидуальный подход. Здесь перед учителем встаёт сложная педагогическая задача: обучить всех, но по-разному. Качество обучения во многом зависит от учителя и его умения найти подход к обучающимся, заинтересовать предметом, суметь привлечь всех к активной работе, развить интересы и творческие способности.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому для максимального раскрытия каждого ученика и необходимо применять индивидуальный подход. Но для этого учитель должен хорошо знать своих учеников. «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях» писал Константин Ушинский. Для успешного взаимодействия с учеником важно знать, как проходит его жизнь в семье, поинтересоваться состоянием здоровья, определить готовность к обучению и т.д. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся – это один из современных методов повышения качества обучения, при котором учитель контролирует знания каждого ребёнка и может, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, принимать меры по их улучшению. Метод индивидуального подхода предполагает создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником, использование разнообразных форм общения, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, высказывание учащимися собственного мнения («я думаю что….», «я считаю…..», «я пришёл к выводу…»). Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребёнка участвовать в процессе обучения и наблюдать насколько успешно идёт получение новых знаний и навыков.

Организация индивидуальной работы – это сложный, кропотливый труд, где требуется постоянное наблюдение, анализ и учёт результатов. Работа делится на несколько этапов:

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся (физических, психологических, личностных), в том числе условие жизни в семье.

Выделение отдельных групп обучающихся:

- по уровню усвоения материала,

- по уровню темпа работы,

- по особенностям восприятия, памяти, мышления.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают ученикам самостоятельно справиться с заданием.

4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложный. У каждого учителя свой подход к выделению групп. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация на хорошо, средне и слабоуспевающих. Это не учитывает причины затруднения школьников в обучении и не даёт возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями, продвигаться в усвоении учебного материала. С моей точки зрения, правильнее будет не деление на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Причём группы эти не постоянны, их состав может меняться.

1 группа – дети, которые требуют постоянной дополнительной помощи. Они отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, мышления. Чаще всего мы и уделяем внимание таким детям (в ущерб другим).

2 группа – это дети, способные справиться самостоятельно. С такими детьми меньше всего хлопот, у них хорошая память и внимание, грамотная речь. Они исполнительны и добросовестны, с хорошей учебной мотивацией. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, включение творческих заданий.

3 группа – дети, «академически одарённые». Они блестяще усваивают материал, умеют самостоятельно мыслить, у них высокая учебная мотивация.

Индивидуальный подход имеет большое значение и при оценке успеваемости, т.к. школьники имеют разные учебные возможности. Оценка успеваемости детей 1 группы не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Немного расскажу о том, как я осуществляю индивидуальный подход в обучении. В первую очередь это использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются с учётом способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что они дети будут усваивать учебный материал легко, без затруднений, а другой затрачивать все силы на тот же материал. При этом один ребёнок не найдёт применения своим способностям, не будет тренировать себя в трудном для него материале, а у другого разовьётся чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае угасает интерес к учению.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1 классе. Очень важно организовать работу таким образом, чтобы ни одна минута из 35-минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами в школе. Поэтому мои первоклассники работают не только с «Азбукой», но и дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи.

На уроке русского языка строю работу по маршрутным картам. Они являются средством создания индивидуальной образовательной траектории для учащихся с разным базовым уровнем. Опираясь на индивидуальные качества и способности ученика, я составляю для него индивидуальную маршрутную карту. Это индивидуальный план работы на урок или на несколько уроков по определённой теме. В нём прописываются задания (в зависимости от сложности), дан алгоритм работы, даётся план ответа, есть колонка результатов исследования. Ученик сам формулирует тему и цели урока. Работая по карте, ребёнок не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать. Задания-маршруты разрабатываются в зависимости от сложности, для детей, которым нужна постоянная помощь, есть пометка, куда обратиться за ответом, если затрудняешься. Для усвоения, ученикам предлагаются различные виды деятельности. У каждого задания свой уровень сложности, и учащийся сам решает, с каким ему под силу справиться. Если задание не сделано, то ребёнок его пропускает, чтобы вернуться к нему в следующий раз. А если кто-то не успел выполнить работу, то её можно доделать дома или с учителем на индивидуальных занятиях. Самое главное – работа должна быть сделана. Каждый должен «пропустить» через себя данную тему. Учитель выступает здесь в роли тьютора, обеспечивает процесс, т.е. организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, а так же в роли консультанта, поддерживает, направляет ученика.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что по-настоящему эффективная система обучения должна не на словах, а на деле исходить из принципа индивидуального подхода к каждому ребёнку. Она должна моделировать условия для проявления каждым учеником своей самостоятельности, поскольку только в этом случае обучение имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт обучающегося. Индивидуальный подход в учебном процессе это не просто благое пожелание. А необходимое условие построения новой современной и эффективной системы образования.
​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации