Публикация «Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс»
Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс
Броиловская Наталья Александровна
Учитель изобразительного искусства, член Союза Художников Москвы
МБОУ ОЦ «Вершина» МО Красногорский район
Начну я с начала XX века, когда сложился традиционный взгляд на процесс обучения. Это обучение было построено на базе фабричной модели образования, показавшее свою высокую эффективность при подготовке большого количества людей с умениями необходимыми для занятия должностей не требующих высокой квалификации в промышленности и сельском хозяйстве.
При традиционной модели учебного процесса преподаватель выступает в роли эксперта, который поставляет знания студентам. Другими словами, здесь используется традиционная модель обучения, когда учитель обеспечивает хранение и передачу знаний учащемуся.
Традиционная парадигма образования часто характеризуется следующими взглядами на обучение:
-1. Учиться тяжело. Многие воспринимают обучение как трудный и зачастую утомительный процесс. При этом предполагается, что если учащиеся относятся к учению как забаве или получают удовольствие от учебной деятельности, они, вероятнее всего, не обучаются.
-2.Обучение основано на модели слабых сторон обучающегося. Система стремится выявить недостатки и слабые стороны учащихся, которые затем ( в соответствии с выявленными недостатками) оцениваются, группируются по категориям, исправляются или исключаются.
Значение этой модели обучения наиболее очевидно в так называемых компенсирующих образовательных программах. Как следует из этого термина, компенсирующие образование направлено на то, чтобы скорректировать результаты обучения или восполнить дефицит знаний, которые отсутствуют у некоторых детей, но, как предполагает учебный план и структура школьного образования, должны быть едиными для всех детей.
-3. Обучение - это процесс передачи и восприятия информации. В настоящее время основной является модель образовательной деятельности, ориентированной на информацию, в которой главное для учащихся- это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний. В центре такой модели остаётся преподаватель. Многие по-прежнему видят роль преподавателя в передаче знания, а учащегося - в пассивном восприятии, хранении и повторении переданной информации. Преобладание такой позиции подтверждается наблюдениями, показывающими, что преподаватели всё ещё используются старыми методиками, такими как -лекционная подача материала, заучивание текстов из учебников и заполнение стандартных форм в рабочих тетрадях, что превращает учащихся в пассивных получателей информации и не обеспечивает развитие их мыслительных способностей.
Необходимо перестраивать учебный план и задания, которые бы позволяли думать самостоятельно, чтобы было интересно проектировать и создавать, экспериментировать и проводить личные наблюдения.
4.Обучение строится на расщеплении содержания учебного курса и отдельных занятий на небольшие изолированные блоки. Модель учебного процесса формируется в большей степени на основе классификации и анализа фрагментов знаний, а не объединение таких фрагментов.
-5. Обучение -это линейный процесс. Часто автор учебника или преподаватель предлагает либо только один маршрут, который проходит через очерченные жесткими границами участок учебной дисциплины, либо цепочку стандартизированных блоков.
Вот такие парадигмы традиционного образования я хотела бы озвучить.
В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, опирающаяся на результаты трех десятилетий исследований в области обучения человека и охватывающая описанную далее совокупность точек зрения.
-1. Обучение-это индивидуальный процесс. Исследования показали, что многие учащиеся проводят долгие часы, самостоятельно работая в классе. Они либо заполняют формы в рабочих тетрадях, либо выполняют однообразные задания. Результаты исследования свидетельствуют, что учащиеся практически единодушно выступают против подобной ежедневной пытки, предполагающие скучную и напоминающую ритуал самостоятельную работу в классе, и за введение более широкого и интересного учебного плана. В первую очередь они хотят получать больше таких заданий, которые позволяли бы им думать самостоятельно. Им было бы интересно проектировать и создавать, экспериментировать и проводить личные наблюдения.
-2. Обучение- естественный процесс. Изучение чего-либо- это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер. Существуют различные стили обучения, восприятия и индивидуального поведения, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса для конкретного учащегося. Если удается создавать интересные и насыщенные системы обучения, работая с которыми преподаватели смогут помогать учащимся и стимулировать их, учащиеся будут учиться. Преподаватели неоднократно отмечали, что дети, которые кажутся возмутителями спокойствия или бывают невнимательными при обучении традиционными методами в условиях классно-урочной модели, подолгу занимаются выполнением серьёзных и интересных задач, связанных с использованием ИКТ.
-3. Обучение -социальный процесс. Сейчас исследователи вновь приходит к выводу, что обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах. Об этом свидетельствует быстрый рост популярности кружков совместной работы с применением компьютеров в таких областях, как предпринимательство, государственная служба, здравоохранения и высшее образование. Как в своё время отмечал Выготский, учащиеся лучше всего учатся, общаясь со своими сверстниками, преподавателями, родителями и другими людьми, в условиях когда они принимают активное участие в решении серьезных и интересных задач. Использование информационных и коммуникационных технологий открывает перед преподавателями и учащимися возможность сотрудничества с коллегами в своей стране и во всём мире. Эти технологии предоставляют также в их распоряжение новый инструментарий для совместного обучения как в традиционной аудитории, так и с помощью интернета.
-4. Обучение- активный, а не пассивный процесс. В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведение. Чтобы учащиеся смогли повышать свой уровень знаний, они должны стать активными участниками учебного процесса- деятельности, связанной с решением реальных задач, созданием собственных произведений, выполнением исследовательских проектов, участием в дискуссиях и самостоятельных выступлениях, конструированием реальных объектов. Традиционные учебные планы требуют от учащихся только умение вспоминать и описывать чужие произведения и достижения, в то время как создание новых знаний должно строится на понимании уже имеющихся знаний. Простое воспроизведение знаний, не связанное с созданием новых, сводится преимущественно к пассивной деятельности, которая не обеспечивает подлинного вовлечения учащихся в учебный процесс, не ставит перед ними трудных, но интересных задач.
-5. Обучение может носить как линейный, так и нелинейный характер. В настоящее время в школах обучение часто построено на предположении о том, что человеческий мозг функционирует как процессор, рассчитанный на последовательную обработку отдельных элементов информации. Между тем, мозг подобен параллельному процессору, который может одновременно работать с большим объемом разнообразной информации. Когнитивная теория обучения и результаты исследований в этой области дают представление об обучении как о реорганизации структур знаний. Эти структуры хранятся в семантической памяти в виде схем, или когнитивных карт. Люди учатся путем пополнения, комбинирования и реорганизации набора когнитивных карт, многие из которых накладываются друг на друга или связаны друг с другом посредством сложной сети ассоциаций. Есть разные способы, позволяющие учащимся получить и обработать информацию, а затем включать её в уже существующие структуры знаний. Некоторые области знаний, такие, как математика, позволяют использовать линейный подход, однако не весь процесс обучения может или должен проходить линейно.
-6. Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста. Даже неоднократное повторение информации не дает основания предполагать, что она действительно усвоена. Учащимся необходимо самим открыть её для себя. Это не значит, что они должны совершать такие открытия без посторонней помощи. Роль преподавателя как раз и заключается в том, чтобы различными способами помогать им в создании связей и интеграции знаний.
-7. Обучение строится на базе модели сильных сторон учащегося- его способностей, интересов и культурного уровня. В данное время в школах начинают основное внимание уделять сильным сторонам обучающихся, их конкретным интересам и специфики, которую они привносят в учебную атмосферу; и учебная деятельность строится исходя из всего этого, а не из необходимости исправлять недостатки учащихся. Кроме того, в школы приходит понимание, что разнообразия в классе- не проблема, а ресурс, который можно использовать. В отличие от концепции преподавания на основе единых стандартов или исправления недостатков, эта концепция придает большое значение разнообразию и индивидуальным различиям учащихся и предполагает построение процесса обучения с учетом их сильных сторон и того, что они привносят в учебный процесс.
Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности отдельных учащихся и их групп при разработке и выполнении проектов, при решении реальных задач. Аттестация проводится не по результатам бумажных тестов, а на основании сведений о фактических достижениях учащихся в ходе работы над групповыми и индивидуальными учебными задачами. Вои к чему должны привести изменения в системе образования.
Традиционный взгляд на процесс обучения, как правило, предполагает центральную роль преподавателя. При этом преподаватели проводят основную коммуникационную и мыслительную работу, а учащиеся пассивно воспринимают предоставленную информацию. Это не означает, что традиционное лекционная система преподавания не имеет никакой ценности-она позволяет преподавателю быстро сообщить учащимся большой объем информации и оказывается полезной в рамках обучения, построенного на запоминании или основанного на механической памяти. Тем не менее, это не самый эффективный способ помочь учащимся развить в себе и научиться использовать когнитивные навыки более высокого порядка для решения сложных практических задач.
Растет понимание того, что современный мир требует от обучающихся умения работать совместно с другими, а также развивать в себе критический и творческий стиль мышления и способность к рефлексии.
По мере того, как технологии приводят к изменению всех аспектов жизни общества, меняются наши представления, о том, что необходимо изучать школьникам для их успешности в условиях новой мировой экономики. Прежде всего, они должны научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать её, принимать решение, я а также осваивать новые области знаний, поскольку общество становится всё более технологичным. Им придется учиться в течение всей жизни, в сотрудничестве с другими людьми решать сложные задачи, а также эффективно пользоваться различными системами для передачи своих знаний другим.
И так, нужен переход от традиционного преподавания, в центре которого находится преподаватель, к модели учебного процесса, ориентированной на активную роль учащегося, чтобы учащиеся смогли приобрести необходимые новые знания и умения. Смена ориентиров позволят создать среду, где преподаватель станет для своих учеников помощником, навигатором и коллегой. Освоение новых ролей не причинит ущерба авторитету преподавателя, однако ему потребуются новые знания и умения. В рамках предполагаемой модели обучающиеся начнут с большей ответственностью относиться к учебе, занимаясь самостоятельным поиском знаний, находить их, синтезируя новые знания и делясь своими знаниями с другими. Информационные и коммуникационные технологии предоставляют мощные средства для достижения этих целей.
В заключении хочу сказать, что Главная проблема, с которой столкнулась система образования, заключается в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у учащихся навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенный и постоянно изменяющейся среде. Учебные заведения должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в учебном процессе. Конечной целью становится переход к новой парадигме обучение. Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для учащихся, учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит школьникам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и формирование собственной системы знаний.