12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна1985103
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
4

Педагогическая гостиная. «Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы к дошкольникам в процессе здоровьесбережения».

Педагогическая гостиная.

«Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы к дошкольникам в процессе здоровьесбережения». ​​​​​​​

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и

укрепления здоровья детей, улучшения их двигательного статуса с учетом

индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

● Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм

образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития

жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

● Создавать условия для формирования естественности, посильности движений,

добровольности и желания их выполнять

● Обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру,

радости

● Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной

культуры


Ход мероприятия:

1часть Приветствие

Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники образуют круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел».


Оснавная часть

Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не столько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни. Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы, является воспитание здорового дошкольника. Некоторые дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт. В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к разным группам здоровья:

К 1 группе здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие психофизических особенностей развития и функциональных отклонений. Таких детей в нашем ДОУ: 19 человек.

Ко 2 группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные отклонения. Сюда попадают дети с общей задержкой физического развития, а также часто болеющие. Большое значение на практике имеет формирование 2 группы здоровья, т.к количество таких детей преобладает в ДОУ, их у нас на сегодняшний день – 242 человека.

В 3 и 4 группу здоровья определяют детей в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учётом функциональных возможностей организма. 3 группа детей с хроническими заболеваниями -14 человек. И 4 группа -2 человека.

Неоспоримо, что основная задача - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность в применении различных здоровьесберегающих технологий. Понимая такую значимость мы строим свою работу опираясь на программу «Здравствуй!» Михаила Львовича Лазарева. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

Слайд 4

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий?

Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Давайте вспомним какие мы используем виды здоровьесберегающих технологий:

Ответы педагогов:

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

- стараемся добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель.

Слайд 5

А сейчас я предлагаю Вам дидактическое упражнение: «Продолжи фразу».

Путь к здоровью – это………правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций, создание традиций семейного физического воспитания, безопасно организованная среда, соблюдение режима дня, прогулка, профилактика простуды.


Каждый ребенок имеет свои особенности и поэтому требует к себе индивидуального подхода, но дети с отклонениями в здоровье: часто болеющие, в период выздоровлении после перенесенных заболеваний, операций требуют особого внимания при проведении оздоровительных и воспитательно-образовательных воздействий.

- Как мы организуем индивидуально –дифференцированный подход в наших группах?

Для определения сущности понятия "индивидуально-дифференцированный подход" необходимо рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов.

Слайд 6.

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо особенностям. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

Под индивидуально-дифференцированным подходом понимается назначение особого режима дня, физического воспитания, изменение сроков проведения (временные отводы), а также назначение дополнительных воспитательных воздействий во время занятий, иногда назначение лекарственных препаратов и др. Основой формой индивидуальной работы с детьми является назначение щадяще-оздоровительного режима – ребенок находится в дошкольном учреждении и дома на особом режиме и получает специальные лечебно-оздоровительные процедуры. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья.

- Какие инд.- диф. подходы вы применяете на занятиях физкультуры?

- распределение нагрузки на физкультурных занятиях.

- выделить детей часто болеющих

- работа над основными видами движениями на прогулке и в др.

Для снижения нагрузки необходимо применять следующие действия:
- уменьшение общего времени занятий;

- уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;

- упрощение сюжета игры;

- изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

- уменьшение числа участников игры;

- более частое включение пауз отдыха и дыхатель­ных упражнений;

- снижение требовательности к точности и коор­динации движений, быстроте реакций;

- уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

- более мягкий, повествовательный, а не команд­ный, голос ведущего;

- использование мелодичной, ритмичной, негром­кой музыки в медленном и среднем темпах.

- Как удержать в памяти, кто из детей после болезни? В ЦРР №7 к этому вопросу отнеслись творчески, при помощи цветных браслетиков.


Большой процент детей ДОУ имеют – нарушение зрения, осанки, плоскостопия. В книге А.С Галанова «Игры, которые лечат» подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:
болезни носа и горла,

на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний;

на преодоление последствий болезни сердечно – сосудистой системы;

на преодоление зубочелюстных аномалий,

на формирование правильной осанки;

на преодоление плоскостопия,

на преодоление ожирения,

для часто болеющих детей,

а также представлена нетрадиционные способы оздоровления или арт-терапия.

Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами «Дорожка здоровья». Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Немаловажную роль в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками играет и дыхательная гимнастика, т.к улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

«Роза и одуванчик».

Выполняется в положении стоя. Вначале делаем глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дуем на одуванчик» - максимально выдыхает ртом

Необходимо соблюдать требования к проведению дыхательной гимнастик - проветренное помещение.

На сегодняшний день стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества является арт-терапия. Арт-терапия - в переводе с английского языка – «лечение искусством». Занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Упражнение «На осознанность».

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю «Синий», и все в этой комнате находят синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше. Итак, красный! Жёлтый! Чёрный! Зелёный!

Музыкотерапия. 

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана: детям больным отитом, детям с внутричерепным давлением, детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

Таких технологий много: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др. с ними можно познакомиться в книге «Педагогические советы: профессиональное партнерство» под ред. А.И Колобанова или нам просторах интернета.

Применение в работе в группе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 4-5 минут в старшем возрасте и 2-3 минуты в младшем.

Гимнастику для глаз (3-4 упражнения)

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем

И опять их открываем. Смело можем показать,

Как умеем мы моргать. Головою не верти,

Влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Самомассаж.

Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

Является профилактикой простудных заболеваний

Повышает жизненный тонуса у детей

Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Комплекс упражнений:

Упражнение №1 «Лепим вареники». –Показали по 5 пальцев. Положили их на мочку ушных раковин и начинаем движение «пощипывание» вверх-вниз.-проводится 1 мин.

Упражнение №2«Румяные щечки»- Загнули большие пальцы, осталось по 4 пальчика. Кладем на щеки и рисуем круги по часовой стрелке и против часовой стрелке.

Упражнение №3 «Умой личико»  – Загнули большие пальцы и мизинцы, осталось по 3 пальчика. Кладем правую руку на лоб, нижнюю на подбородок. Рисуем круги пальцами сначала по часовой стрелке, затем против часовой.

Упражнение № 4 «Стрелки»-Загнули большие пальцы, мизинцы и и безымянные, осталось по 2 пальчика. Двумя пальцами рисуем стрелки по бровям и нижнему веку.

Упражнение № 5 «Нос Буратино»-Загнули все пальцы, кроме указательных. Делаем поглаживающее движение от переносицы к крыльям носа.

Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или встряхивание рук.

В заключение нашей встречи, хочу рассказать Вам притчу.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

Слепи мне Счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже. Берегите себя и будьте здоровы.

Вывод

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной. 























































Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №366 Дзержинского района Волгограда».










Педагогическая гостиная.

«Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы к дошкольникам в процессе здоровьесбережения».


Выполнила:

Сошникова А.В

Воспитатель.





















Волгоград, 2021.


Педагогическая гостиная
PPTX / 1.32 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.