Публикация «Внедрение современных форм и методов обучения в образовательный процесс»
Внедрение современных форм и методов обучения в
образовательный процесс
Филиппова Наталья Анатольевна
учитель математики
первая квалификационная категория
МБОУ «Гимназия №4 г. Вельска»
Архангельская область, г. Вельск
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.
Инновационное обучение (от англ. Innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
технология развития критического мышления;
проектная технология;
технология развивающего обучения;
здоровьесберегающие технологии;
технология проблемного обучения;
информационно – коммуникационная технология;
игровые технологии;
модульная технология;
технология мастерских;
технология интегрированного обучения;
технологии уровневой дифференциации;
групповые технологии;
традиционные технологии (классно-урочная система).
Рассмотрим некоторые из них.
Технология развития критического мышления.
Применение данной технологии позволяет обеспечить успешный переход учащихся от решения стандартных задач к выполнению творческих заданий.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Данную технологию можно использовать на любом этапе урока.
Основные методические приемы развития критического мышления.
Верно или неверно.
Таблица.
Мозговой штурм.
Интеллектуальная разминка.
Ключевые слова.
Прием «Инсерт».
Приём «Корзина идей».
Приём «Составление синквейнов».
Метод контрольных вопросов.
Что? Где? Когда? Почему?
Прием «Кластер».
Приём «Чтение с остановками».
Приём «Перепутанные логические цепочки» и др.
Приведу примеры использования.
Прием «Составление синквейна».
Алгоритм написания синквейна.
1-я строчка. Кто? Что? Одно существительное.
2-я строчка. Какой? Два прилагательных.
3-я строчка. Что делает? Три глагола.
4-я строчка. Что думаете о теме? Предложение, может быть крылатое выражение.
5-я строка. Кто? Что? Слово, характеризующее суть предмета. Одно существительное.
Написание синквейнов предлагаю учащимся как в начале изучения темы, так и на уроках обобщения знаний. Несколько работ моих учеников.
5 класс. Тема «Натуральные числа»
Выражение.
Числовое, буквенное.
Читать, вычислять, упрощать.
Умею работать с выражениями.
Пример.
5 класс. Тема «Уравнение»
Уравнение.
Простое, неизвестное.
Применить, решить, проверить.
Правила нахождения неизвестных элементов.
Корень.
7 класс. Тема «Треугольник»
Треугольник.
Прямоугольный, равнобедренный.
Чертить, измерять, сравнивать.
Сумма углов треугольника 180°.
Фигура.
Прием «Ключевые слова» удобно использовать вместе с «Мозговым штурмом».
7 класс. Тема «Линейная функция».
«Мозговой штурм». Прошу рассказать всё, что ребята знают о координатной плоскости. Ученики вспоминают, что такое координатная плоскость, как ее построить, название осей, координаты точки, как отметить точки.
Прием «Ключевые слова». На слайде (или на доске) записаны слова по новой теме.
Линейное уравнение с двумя неизвестными.
Функция.
Линейная функция.
Прямая.
Аргумент, значение функции.
Предлагаю задание. Работая в парах, составить вопросы, используя ключевые слова. Записываю на доске вопросы, которые возникли у ребят, что они хотят узнать на уроке. Дальше работаем по составленному плану.
Для мотивации учащихся к изучению новой темы можно использовать прием «Верно - неверно». Учащиеся заполняют рабочий лист, затем читают предложенный текст, сравнивают свои предположения с фактами. После прочтения обсудить в паре. Можно задать вопросы по тексту, даже такие, которых не было в рабочем листе.
5 класс. Натуральные числа.
Верно ли, что… | Да/нет |
Натуральные числа применяют для счета предметов. | |
0 – натуральное число. | |
В математике девять цифр. | |
Нет самого большого натурального числа. | |
Многозначные числа можно разбить на классы. | |
Сложение натуральных чисел есть натуральное число. | |
Миллиард записывают с помощью 1 и десяти нулей. | |
Также на уроках математики, как и любых других занятиях, целесообразна реализация здоровьесберегающих технологий (проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, рефлексивных упражнений). Приведу пример из множества физкультминуток, этот прием позволяет снять мышечную усталость и повторить изученный материал.
6 класс. Тема «Рациональные дроби»
До урока каждому ученику выдана оранжевая табличка случайным образом с записанным на ней числом (количество табличек соответствует количеству учащихся).
18; – 18; 5; – 5; 7; – 7; 0; 0,5; 0,6; 0,75; ; ; ; 0,3(25); 0,32525…; 0,325325…; 0,(325); π.
Далее слова учителя. Отвечая на вопросы, ребята выполняют физические упражнения.
Ребята, во время физкультминутки у вас будут новые имена. Свое имя вы найдете на оранжевой табличке. Да-да, ваше имя – это число.
Прошу выйти к доске натуральные числа.
Выбегайте числа, противоположные для стоящих у доски. Встаньте парами.
Ждем число, которое является суммой каждой пары.
Множество каких чисел вы образовали?
Выполните упражнение на дыхание «Дерево на ветру».
Садитесь на места.
Выходите к доске неправильные дроби! Надо вас поправить. С нетерпением ждем смешанные числа. Найдите равную себе пару.
Выполните упражнение «Поклонись головой».
Отойдите на 3 шага вправо.
Стремительно к доске выходят правильные дроби. Равняемся на них! Откликайтесь на призыв равные им десятичные дроби. Встаньте парами.
Выполните упражнение «Зонтик».
Ребята, множество каких чисел образовали стоящие перед вами числа?
Возвращайтесь на места.
Поспешите к доске удивительные периодические дроби. Разбейтесь правильно на пары.
Выполните упражнение «Повороты».
Ребята, как называют множество чисел, побывавших у доски?
Садитесь на места.
Посмотрите, у нас осталось еще одно замечательное число. Выходи.
Является ли число π рациональным?
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Источники.
Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. Москва, «Просвещение», 2002год.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 год.
https://urok.1sept.ru/articles