Статья «Эмерджентый подход к внедрению интегративного метода обучения в рамках современного образовательного процесса»
ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Корнаухова Лариса Михайловна, преподаватель высшей категории
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж», город Липецк
Комплекс многозадачности, разносторонности и одновременной целостной гармонизации присущ всем сферам современной жизни общества. Научные разработки на стыке двух областей знания, битехнологичность экономики, государственно-частный уклад управленческих решений, все это не может не накладывать отпечаток такую сферу как образование, а так же не действовать активизирующим аспектом реактивного развития метода соответствия современным технологиям как интеграция и междисциплинарность.
Сегодня практически не существует предметных областей в рамках которых невозможно применить процесс интеграции. К слову, уже сегодня существует такой вид спорта как «шахбокс»объединяющий в себе такие на первый взгляд полярные спортивные дисциплины как шахматы и бокс. Соревнования проходят в формате поединка между двумя соперниками в 11 раундов, но с той разницей от истоков выбранных спортивных видов, что раунд шахмат чередуется с последующим раундом бокса и так до победного окончания, а точнее выигрыша в абсолютном значении одного из соперников[4]. Данный пример из области спорта можно указать как подтверждение нескольких утверждений, не только о том, что боксеры сегодня это еще и хорошие шахматисты, а значит и весьма умные люди с хорошо развитым стратегическим мышлением, но если говорить о педагогическом аспекте, то:
- современное образование, одной из важнейших особенностей имеет в своей основе развитие гармоничной области как в интеллектуальном, психологическом, а так же и физиологическом плане;
-неожиданные сочетания предметных областей в образовательном процессе дают возможность достижения принципа синергии и результатов превышающих ожидаемого уровня в связи с объединяющей функцией положительных черт различных дисциплин.
Процесс интеграции пришел в образовательную среду из области точных наук и имеет достаточно молодую историю, которая развивалась совместно со всей педагогической наукой. В первой четверти ХХ века стали зарождаться базисные принципы интегративного подхода в образовании, а именно на основе трудовой школы, проблемно-комплексное обучение на основе межпредметной связи, данный формат можно считать дальним предком современной интеграции в образовании[3 c.112].
Во второй половине 20-го века стало возможно прослеживать четкие межпредметные связиразличных учебных дисциплин, которые сегодня считаются базисными для ряда профессий. Например, химия и биология для медиков, русский и литература для журналистов или математика и физика для будущих инженеров. Следует отметить, что в Советском образовании признанном одним из лучших в истории человечества отношение к интеграционному методу в образовании было исключительно положительным.
В конце 90-х годовпроисходит процесс интеграции различных подходов к обучению. На данный момент понятие «интеграция в образовании»переживает новый виток развития связанный с исключительными функциями присущими данному виду образовательной технологии и возможности отвечать всем существующим вызовам и требованиям к инновационному образованию.
Формат интеграции в образовательном процессе подразумевает следующие виды (рис.1) инструментария:
Интегрированный урок–урок, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам, рассматриваются многоплановые объекты, информация о сущности которых может содержаться в различных учебных дисциплинах
Интегрированный курс– чаще всего это отдельная научная дисциплина обладающая специфическим предметом и методом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, к примерудополнительные учебные дисциплины, кружки, подготовка и продленка, секции, курсы по выбору, но важно в комплексе и на качественно ином уровне [2 c.224].
Интегрированное внеурочное мероприятие- в данную категорию входят различные по уровню блоки внеурочного досуга, а именно экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, интеллектуальные игры, главным фактором является межпредметная составляющая данного мероприятия.
Рисунок 1 – Виды интеграционных механизмов в образовательном процессе.
В рамках узконаправленного подхода к интеграции только в педагогическом процессе, можно сказать о следующих положительных чертах интеграции в образовании:
возможность педагогического результата на качественно новом уровне;
успешность в рамках снятия стрессовости и предметной перегрузки в рамках учебного процесса;
гибкость в формате построения образовательных территорий в соответствии с уровнем усвоения материала;
соответствие полученных знаний современному уровню представлений о мире;
реализация процесса формирования у обучающегося конфигуративного знания в рамках развития hard и softskills«универсальных образовательных действий», «методики постановки под вопрос»;
тренировочный процесс по скорости межполушарного взаимодействия, развития эмоционального интеллекта, а также профилактике синдрома «страха ошибки»[1c.125];
стимул для педагога по поиску новых форм взаимодействия между дисциплинами, а так же между преподавателем и студентом;
повышение мотивации преподавателя к непрерывному профессиональному росту и развитию как специалиста в рамках своей предметной области, а так же остальных дисциплин.
На сегодня важнейшими преградами в применении данной методики в рамках образовательного процесса является существенная учебно-нормативная не разработанностьбазы в рамках применения данной технологии, компетентная несостоятельность ряда преподавателей, ограниченность в ресурсном обеспечении и поддержке со стороны администрации образовательного учреждения.
Формами снятия барьеров по внедрению интеграционного мероприятия в образовании являются выделенные на рисунке 2 элементы:
процесс самообразования со стороны педагога;
усиленная работа в данном направлении каждого из уровней методических отделов и объединений образовательной организации;
курсы, семинары и конкурсы по повышению профессионального педагогического мастерства и развитию профессиональных компетенций работников;
поддержка со стороны региональных органов управления образованием и просвещением руководства организации, настроенного на модернизационные форматы образовательного процесса.
Рисунок 2 - Направления по внедрению интеграционного мероприятия в образовательный процесс.
Для построения междисциплинарной интеграции, необходимо воспользоваться авторской матрицей представленной ниже в таблице 1.
При использовании данной матрицы необходимо провести выбор между горизонтальным и вертикальным перечнем предметных областей и на стыке данных дисциплин постараться вынести темы или блок общих дисциплин и выявить весьма неявные, но прочные связи. Чаще всего именно необычные сочетания предметов являются высокорезультативными, к примеру история и литература или физкультура и обществознание, но не стоит забывать и о совмещении давно близких к интеграции предметов, таких как биология и физкультура или литература и МХК, здесь тоже стоит ожидать весьма неожиданных тем для занятий.
Таблица 1. Матрица построения межпредметной интеграции в образовательном процессе
Дисциплина | Русский язык | Литература | Математика | География | Биология | История | Обществознание | Физкультура | ОБЖ | Ин.язык | МХК |
Русский язык | | | | | | | | | | | |
Литература | | | | | | | | | | | |
Математика | | | | | | | | | | | |
География | | | | | | | | | | | |
Биология | | | | | | | | | | | |
История | | | | | | | | | | | |
Обществознание | | | | | | | | | | | |
Физкультура | | | | | | | | | | | |
ОБЖ | | | | | | | | | | | |
Ин. Язык | | | | | | | | | | | |
МХК | | | | | | | | | | | |
Подводя итог хочется отметить, что метод интегративного обучения сегодня – это поле для роста, творчества и развития как педагога так и обучающихся, не стоит бояться неожиданных форматов и сочетаний применяя данную технологию в рамках организации и проведения как внеурочного мероприятия, для которого стоит отметить это более чем удачный выбор, нои приорганизации всего учебного процесса, ведь множество предметов необходимо воспринимать в комплексе, как для лучшего усвоения, так и для более высоких как образовательных, так и в будущем на профессиональном поприще.
Список использованной литературы:
1.Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Учебник Педагогика Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. - 432 с.
2. И. П. Подласый. — 3-е изд., пер. и доп.Педагогика — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 576 с. — (Серия : Профессиональное образование).
3. Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н. Савельева. «Интеграционное изучение естественных дисциплин». Монография «Критериальное оценивание достижений учащихся». Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2018- 272 с.
4. Википедия –свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахбокс Электронный ресурс Дата обращения [14.04.2020 18:45]