Использование справочника по математике для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями к решению практико-ориентированных задач по математике
Использование справочника по математике для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями к решению практико-ориентированных задач по математике
Автор-составитель: Саламатова А. Г., учитель математики КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Цепочкино Уржумского района.
Содержание
Введение
Практико-ориентированные задачи по математике
Список литературы
Введение
Происходящие социально-экономические изменения в жизни общества и модернизация образования определяют новые подходы к обновлению и развитию образовательной системы. Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентированы на становление таких личностных характеристик, как осознание важности образования и способности применять полученные знания на практике. В связи с чем актуализировалась необходимость включение в процесс изучения математики практико-ориентированных задач.
Такие задачи в учебниках имеются, и большая часть из них используется на уроках математики при изучении геометрического материала. Необычная формулировка задач, связь с жизнью и межпредметные связи повышают у обучающимися интерес к предмету и способствуют развитию творческой активности.
В процессе решения практико-ориентированных задач обучающимися усваивается теоретический материал, поэтому решение задач является основной деятельностью при обучении математике.
В данной публикации даны методические рекомендации учителю по использованию справочника по математике для подготовки обучающихся к решению практико-ориентированных задач. Для каждого класса с пятого по девятый составлена таблица.
В таблице указаны номера практико-ориентированных задач находящихся в учебниках, указано название геометрического материала необходимого для решения данных задач, а также рекомендованы страницы справочника для повторения геометрического материала.
Введение справочника по математике в учебный процесс создаст возможность сформировать у обучающихся целостную систему знаний и опыта разнообразной деятельности, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемой предметной области.
В справочнике в доступной форме излагается весь геометрический материал учебного предмета «Математика», а также содержится дополнительный геометрический материал. Большое внимание в справочнике уделено наглядности, как средству формирования математических представлений и понятий. Содержание теоретического и практического материала даёт возможность показать обучающимся, что математика изучает окружающий мир с точки зрения формы, размеров и взаимного расположения предметов.
Содержание справочника основано на содержании геометрического материала учебников по математике (под редакцией Перовой М. Н., Капустиной Г. М., Алышевой Т. В., Эк. В. В.) для обучающихся 5–9 классов.
Работа со справочником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Важно сформировать у обучающихся умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате справочника, т.е. находить нужный текст, рисунок, таблицу, схему. Обращать внимание на образцы решения задач.
Практико-ориентированные задачи по математике
5 класс Учебник. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. 5 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018. Саламатова А.Г. Справочник по математике (геометрия): для 5–9 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.Г. Саламатова. — Изд. 2-е. М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. — 256 с. | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№229 | Треугольник | С. 51, 59 |
Периметр треугольника | С. 60 | |
Меры длины | С. 167 | |
№230, №234, №235
| Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Меры длины | С. 167 | |
№231, №233 | Квадрат | С. 91 |
Периметр квадрата | С. 94, 95 | |
Меры длины | С. 167 | |
№936 | Прямоугольник | С. 83 |
Масштаб. М 1:2 | С. 172 | |
№937 | Отрезок. Длина отрезка | С. 14 |
Масштаб. М 1:5 | С. 173 | |
№938 | Прямоугольник | С. 83 |
Масштаб. М 1:5 | С. 173 | |
№939 | Отрезок. Длина отрезка | С. 14 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:10 | С. 174 | |
№940 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
6 класс Учебник. Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018. | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№694 | Горизонтальное положение тела | С. 165 |
Уровень | С. 252, 253 | |
№712 | Отрезок. Длина отрезка | С. 14 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
№713 | Прямоугольник | С. 83 |
Масштаб. М 1:10, М 1:5 | С. 173, 174 | |
№714, №715 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
№717, №719, №1049 | Отрезок. Длина отрезка | С. 14 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:10 000 | С. 175, 176 | |
№723 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:1 000 | С. 175 | |
№724 | Прямоугольник | С. 83 |
| Меры длины | С. 167 |
| Масштаб. М 1:100 | С. 174 |
7 класс Учебник. Алышева Т.В. Математика. 7 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018 | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№886 (1) | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Линейка | С. 243 | |
Масштаб. М 1:10 | С. 174 | |
№886 (2) | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Линейка | С. 243 | |
Масштаб. М 1:5 | С. 173 | |
№886 (3) | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
8 класс Учебник. Эк В.В. Математика. 8 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. М., 2018. | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№240 (3), №240 (4), №241, №242, №246, №248, №250, №253, №254, №256 | Прямоугольник | С. 83 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Меры площади | С. 168 | |
№257 | Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Меры площади | С. 168 | |
№448 (2), №448 (3) | Прямоугольник | С. 83 |
Квадрат. | С. 92 | |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:10 | С. 174 | |
№458 | Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Меры земельных площадей | С. 169 | |
Масштаб. М 1:100, М 1:1 000 | С. 174, 175 | |
№463 | Прямоугольник | С. 83 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
№465, №474, | Прямоугольник | С. 83 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Меры площади | С. 168 | |
№512 | Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Квадрат | С. 92 | |
Периметр квадрата | С. 94 | |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Меры площади | С. 168 | |
Меры земельных площадей | С. 169 | |
Масштаб. М 1:100 | С. 174 | |
№517 | Прямоугольник | С. 83 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Квадрат | С. 92 | |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Меры площади | С. 168 | |
Масштаб. М 1:10 | С. 174 | |
9 класс Учебник. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М., 2016. | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№326, №327, №328 | Длина отрезка | С. 14 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб | С. 172 | |
№337, №339, №340, №341 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб | С. 172 | |
№342 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб | С. 172 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
№374, №382 | Меры площади | С. 168 |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда | С. 206, 207 | |
Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда | С. 208 | |
№377, №380 | Меры площади | С. 168 |
Куб | С. 190-192 | |
Площадь боковой поверхности куба | С. 196, 197 | |
№379 | Меры площади | С. 168 |
Куб | С. 190-192 | |
Площадь полной поверхности куба | С. 197 | |
№381 | Меры площади | С. 168 |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Куб | С. 190-192 | |
Площадь полной поверхности куба | С. 197 | |
№617, №626, №627, №628, №630, №631, №632 | Меры объём | С. 170, 171 |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
№618 | Меры объём | С. 170, 171 |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
№620 | Меры объём | С. 170, 171 |
Куб | С. 190-192 | |
Объём куба | С. 198, 199 | |
№856 | Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Меры длины | С. 167 | |
№870 | Круг | С. 134 |
Диаметр круга | С. 136 | |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб | С. 172 | |
№875 | Круг | С. 134 |
Диаметр круга | С. 136 | |
Сектор круга | С. 137, 138 | |
№894 | Равносторонний треугольник | С. 59 |
Построение равностороннего треугольника | С. 76 | |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М 1:10 | С. 174 | |
№895, №896 | Прямоугольник | С. 83 |
Меры длины | С. 167 | |
Масштаб. М:1:1 000 | С. 175 | |
№898, №1045 | Площадь прямоугольника | С. 87, 88 |
Меры площади | С. 168 | |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда | С. 206, 207 | |
№901 | Площадь прямоугольника | С. 87, 88 |
Меры площади | С. 168 | |
Меры земельных площадей | С. 169 | |
№1021, №1022 | Прямоугольник | С. 83 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Меры длины | С. 167 | |
№1024 | Периметр равностороннего треугольника | С. 60 |
Периметр прямоугольника | С. 85 | |
Периметр квадрата | С.94 | |
Периметр параллелограмма | С. 103 | |
Меры длины | С. 167 | |
№1026 | Периметр квадрата | С.94 |
Меры длины | С. 167 | |
№1027, №1028, №1035, №1036 | Площадь прямоугольника | С. 87 |
Меры площади | С. 168 | |
№1046 | Площадь прямоугольника | С. 87 |
Меры площади | С. 168 | |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Развёртка прямоугольного параллелепипеда | С. 205, 206 | |
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда | С. 206, 207 | |
№1048, №1055 | Меры объём | С. 170, 171 |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Развёртка прямоугольного параллелепипеда | С. 205, 206 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
9 класс Учебник. А.П. Антропов. Математика. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.П. Антропов. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации – Москва: Просвещение, 2016. | ||
Номер задачи | Название повторяемого материала | Рекомендуемые страницы справочника |
№115, №116 | Треугольник | С. 55, 59 |
Периметр треугольника | С.56, 60 | |
Меры длины | С. 167 | |
№144 | Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 |
Развёртка прямоугольного параллелепипеда | С. 205, 206 | |
Меры площади | С. 168 | |
Масштаб | С. 172 | |
№145 | Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 |
Меры объём | С. 170, 171 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
№293 | Площадь прямоугольника | С. 87, 88 |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Меры площади | С. 168 | |
Масштаб | С. 172 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 | |
№294, №295 | Периметр прямоугольника | С. 85 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Периметр квадрата | С.94 | |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Меры длины | С. 167 | |
Меры площади | С. 168 | |
№296 | Периметр прямоугольника | С. 85 |
Площадь прямоугольника | С. 87, 88 | |
Меры площади | С. 168 | |
Прямоугольный параллелепипед | С. 200, 201 | |
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда | С. 206, 207 | |
№297 | Площадь прямоугольника | С. 87, 88 |
Площадь квадрата | С. 97 | |
Меры площади | С. 168 | |
Меры земельных площадей | С. 169 | |
Масштаб | С. 172 | |
№337 | Площадь прямоугольника | С. 87, 88 |
Меры площади | С. 168 | |
Меры объём | С. 170, 171 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
№338 | Меры объём | С. 170, 171 |
Объём куба | С. 198, 199 | |
Объём прямоугольного параллелепипеда | С. 210 | |
Линейка | С. 243 | |
Рулетка | С. 245, 246 |
Список литературы
Алышева Т.В. Математика. 7 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018.
Антропов. А.П. Математика. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.П. Антропов. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации – Москва: Просвещение, 2016.
Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018.
Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М., 2016.
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. 5 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. — М., 2018.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1.
Саламатова А.Г. Справочник по математике (геометрия): для 5–9 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.Г. Саламатова. — Изд. 2-е. М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. — 256 с.
Эк В.В. Математика. 8 класс. Учеб. для общеобразов. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы. М., 2018.