Статья «Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями слуха с использованием аудиовизуального курса»
Проблема исследования коммуникативной компетенции школьников с нарушениями слуха в настоящее время находится в центре внимания нашего общества, так как прямо связана с успешностью их социальной адаптации и интеграции в мир слышащих. Решение актуальной проблемы современности – интеграции детей с нарушением слуха в коллектив здоровых детей, невозможно без овладения ими языком как средством общения, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Ребенок с нарушенным слухом лишен той естественной речевой среды, в которой растет и развивается слышащий ребенок. Поэтому сурдопедагоги специально создают и организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать максимально высоким для формирования и развития коммуникативных навыков с помощью разных методических приемов.
Аудиовизуальный курс это одна из технологий верботонального метода, успешно используемая в формировании диалогической речи, которая является главным компонентом коммуникативной компетенции. Аудиовизуальный курс относится к числу методов с ярко выраженной коммуникативной окрашенностью. Это метод обучения устной речи, в основе которой лежит интенсивное использование средств зрительной и слуховой наглядности. Основное восприятие материала – на слух, а наглядность раскрывает его значение. Весь лексический и грамматический материал ребенок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.
Целью экспериментального исследования было – оценить результативность использования аудиовизуального курса, в формировании коммуникативной компетенции школьников с нарушениями слуха.
Экспериментальная работа проводилась в Курчатовской школе СП №101 для детей с нарушением слуха. В эксперименте участвовали ученики 3 класса с различной потерей слуха.
Целью констатирующего эксперимента было – определить уровень развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями слуха.
Констатирующий эксперимент состоял из трёх заданий.
1. Сюжетная игра 2. Слухозрительный диктант 3. Описание картины.
Целью первого задания констатирующего эксперимента было исследование возможностей самостоятельной диалогической речи учащихся с нарушениями слуха в процессе сюжетной игры «Магазин».
Анализ игры показал, что развитие коммуникативных навыков учащихся ограничено. Основное содержание игры составляли молчаливые действия с предметами. Ролевое поведение всех участников игры соответствовало сюжету, но умение совместно строить сюжет игры явно не наблюдалось. Для взаимодействия друг с другом дети иногда использовали жесты. Ребята активно использовали в игре атрибуты. Ролевая речь детей соответствовала сюжету. Отличительные особенности речевого диалога - это слова, отдельные реплики, короткие фразы. Длительность речевого диалога очень незначительна. В устной речи детей отмечается много ошибок. (в падежных окончаниях существительных, прилагательных, личных окончаниях глаголов). Большинство слов и фраз были произнесены невнятно. Диалогическая речь учащихся не соответствовала возрасту.
Цель второго задания - исследовать умение слухо-зрительного восприятия речевого материала и записи его по теме «Магазин».
Анализ слухо-зрительного диктанта показал, что навыки слухо-зрительного восприятия речевого материала в данном классе сформированы на низком уровне. Без ошибок словарный диктант не написал ни один ученик.
Цель третьего задания - определить состояние самостоятельной письменной речи у детей с нарушениями слуха на материале темы «Магазин».
Анализ выполненного задания показал, что с описанием картины, соответствующему сюжету и предложенному плану справились четверо из пяти детей, но количество предложений в сочинении не соответствует программным требованиям. Отмечено, что в письменных работах учащихся допущено большое количество грамматических ошибок. Созданный учениками текст состоит из коротких и однотипных предложений. В некоторых работах нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений. В работах не наблюдается творческого воображения, эмоциональный уровень низкий.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что возможности коммуникативных умений и навыков учащихся с нарушениями слуха ограничены и не соответствуют возрасту.
Это предопределило дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха, для транспозиции речевого материала в самостоятельную речь на основе аудиовизуального метода по теме «Магазин». Работа по изучению аудиовизуального курса проводилась в четыре этапа.
Первый этап знакомство с содержанием курса. Введение нового материала и его усвоение с опорой на зрительно-слуховые образы.
· На этом этапе допускается несколько замедленное произнесение речевого материала учителем. В завершении от детей требуется безошибочное воспроизведение всего текста аудиовизуального курса.
· На протяжении всего этапа учителем ведётся работа над коррекцией произношения.
Второй этап закрепление содержания аудиовизуального курса. Этот этап включает в себя:
· Хоровое проговаривание текста по картинкам;
· Рассказ по цепочке;
· Расширение словаря, подбор синонимов, вариативность фразы с сохранением смысла текста;
· На протяжении всего этапа учителем ведётся работа над просодической стороной речи;
Третий этап драматизация данной речевой ситуации.
· Учащиеся самостоятельно восстанавливают последовательность картинок
· Рассказывание курса по ролям с опорой на картинки
· Драматизация аудиовизуального курса с использованием атрибутов без визуальной опоры (помощь учителя только на слух);
· На протяжении всего этапа учителем ведётся работа по развитию слухового восприятия.
Четвёртый этап перенос речевого материала аудиовизуального курса в другую ситуацию. На этом этапе тема остаётся прежней могут меняться герои, атрибуты, место. Формируются новые речевые умения на основе приобретенных навыков говорения по теме.
· На этом этапе обязательно проводятся слухо-зрительные диктанты и грамматические упражнения.
Параллельно проводится изучение и закрепление грамматического материала на уроках чтения и русского языка. С этой целью подбирались тексты, картинки, упражнения с аналогичным тематическим содержанием.
После обучающего эксперимента мы провели повторное исследование по трём заданиям.
Экспериментальная работа показала, что младшие школьники с нарушениями слуха после изучения аудиовизуального курса в два раза больше стали использовать в устной речи простые предложения, овладели сложными предложениями. Сюжет игры отличался разнообразием. Количество атрибутов увеличилось. Наблюдается значительное увеличение речевого диалога. Речь школьников стала более эмоциональной, что показывает овладение интонационными конструкциями. Дети активно используют фразы аудиовизуального курса в самостоятельной речи, что помогает им легче вступать в общение с окружающими.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьники лучше справились с заданием после изучения аудиовизуального курса. В словарном диктанте ученики в два раза меньше допустили грамматических ошибок. Все учащиеся написали необходимое количество словосочетаний. Увеличилось количество словосочетаний и слов, написанных без ошибок. Необходимо отметить, что слухо-зрительное усвоение курса положительно повлияло на восприятие детьми изученного материала и развитие письменной речи учащихся с нарушениями слуха.
Анализ сочинения по картине показал, что все ученики написали работу в соответствии с сюжетом картины и предложенным планом. В сочинениях детей количество предложений увеличилось в два и более раз. Сочинения отличаются вариативностью написания. В работах прослеживается творческое воображение, что очень важно при обучении детей с нарушениями слуха. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют о неоспоримо положительном влиянии, аудиовизуального курса на развитие устной и письменной речи неслышащих школьников и формирование полноценной, гармонично развитой личности ученика.
Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии аудиовизуального курса на формирование речевой коммуникации, как залога успешной позитивной социализации детей с нарушениями слуха.