12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головина Татьяна Владимировна551
Работаю в коррекционном образовании более 20 лет. Имею опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуховой функции. Выделяю приоритетные вопросы в педдеятельности: создания оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и организация воспитательной работы.
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Воспитание детей с ОВЗ»
3

Особенности развития и формирования личности старших школьников с нарушениями слуха

 Особенности развития и формирования личности старших школьников с нарушениями слуха.

Для психического развития и формирования личности детей с нарушениями слуха социальная среда и общение со взрослыми и сверстниками имеют особое значение. Можно выделить следующие направления в развитии ребенка с нарушенным слухом, напрямую зависящие от конкретной социальной ситуации и важные с точки зрения организации воспитательной работы: развитие эмоциональной сферы и личности, формирование межличностных отношений, организация оптимальных отношений с родителями.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Окружающая ребенка социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, Но при этом большое значение имеет и его собственное мироощущение, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно взаимодействует с ними в процессе общения.

Если говорить о неблагоприятных факторах, оказывающих влияние на развитие эмоциональной сферы глухих детей, то, во-первых, следует выделить нарушение словесного общения, которое частично изолирует таких ребят от окружающих, что, безусловно, создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Во-вторых, детям с нарушениями слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. В-третьих, отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что чревато упрощением межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний неслышащих детей, создает трудности, связанные с формированием сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие этих детей, можно отнести их влияние к выразительной стороне эмоций, овладение разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Эмоциональный опыт, как известно, формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов поднимались вопросы о своеобразии эмоционального развития неслышащих детей, обусловленном неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации таких детей, их приспособления к обществу, провоцирует невротические реакции.

В обычных условиях неслышащим детям мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отстаивание и своеобразие в развитии речи у этих детей может сказываться на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные проявления. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушениями слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам. Затем дети постепенно овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между ними, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи может восполняться повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначениями эмоциональных состояний средствами жестовой речи. Следовательно, можно предположить, что существует определенное своеобразие в осознании собственных эмоций, восприятии и понимании эмоций других людей детьми с нарушениями слуха.

Вместе с тем у большинства из них еще очень невелики знания о сходных эмоциональных состояниях, их оттенках, а также о высших социальных чувствах. Такие знания приобретаются глухими детьми постепенно, по мере обучения в средних и старших классах школы. Аналогичные знания об эмоциях и чувствах слышащие дети имеют уже в младшем школьном возрасте. Отмечается положительное значение владения жестовой речью не только для адекватного понимания эмоциональных состояний других людей, но и для овладения словесными способами описания эмоциональных состояний.

Относительно позднее знакомство с многообразием человеческих чувств, наблюдавшееся у неслышащих школьников, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий. У глухих детей наблюдаются трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех • или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера складывающихся отношений между персонажами, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям. Все это в целом обедняет мир переживаний ребенка, создает определенные трудности в понимании эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения между детьми. Трудности выражения своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

Исследования показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере благодаря развитию познавательной сферы - памяти, речи, словесно­логического мышления, а также в процессе накопления жизненного опыта.

Для развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха рекомендуется использовать разные виды искусства. Цель реабилитации средствами искусства - помочь детям справиться с психологическими трудностями. С помощью таких средств удается создать обстановку, формирующую на бессознательном уровне глубинные диспозиции оптимистического, жизнерадостного характера, обеспечивающие мобилизацию внутренних защитных резервов личности, повышение уровня функционирования. Воздействия искусства могут быть пассивными и активными.

Опубликовано в группе «Воспитание детей с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.