Методическая статья «Урок физики как инструмент сохранения здоровья школьников»

1
1
Материал опубликован 8 August 2018

Методическая статья

Плотникова Оксана Сергеевна,

учитель физики и математики

ГБОУ школа №413

Петродворцового района

Санкт –Петербурга

Урок физики как инструмент сохранения здоровья школьников

В соответствии с Федеральным законом от 29.12 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность направлена формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Система урочной и внеурочной деятельности, включающая в себя все разнообразие обучения и развития, способствует обеспечению удовлетворению интересов учащихся всех возрастов, создает возможности личностно-ориентированного подхода к ребенку, что способствует сохранению физического и психического здоровья детей.

Требования современного общества предъявляется не только к качеству предоставляемого образования, к совершенствованию его структуры, но и укреплению здоровья учащихся, и обеспечению психологического комфорта участникам образовательной деятельности. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков.

Статья 41 ФЗ-273 предусматривает охрану здоровья учащихся, которая включает в себя «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда», «создание условий для профилактики заболеваний», «профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ»

Реализация здоровьесберегающих технологий в обучении является одним из инструментов решения проблемы ухудшения здоровья школьников.

Здоровьсберегающий подход в обучении развитии успешности учеников является перспективным. Главным признаком реализации здоровьесберегающих образовательных технологий является использование психолого-педагогических приемов, методов, способствующих сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Потому считаю, что действия учителя, направленные на охрану здоровья ребенка предполагают не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Являясь учителем физики любую изучаемую тему использую для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Особенно практикую это в 7-8 классах. Это и профилактика заболеваний глаз, позвоночника, профилактика детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в стенах школы и за ее пределами.  

В связи с ежегодным увеличением на наших дорогах числа транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит с участием детей школьного возраста. К наиболее распространенным относятся: переход дороги на запрещенный сигнал светофора, выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта, переход дороги перед близко движущимся транспортом, нарушение правил езды на велосипеде, переход дороги в неустановленном для этого месте.

Так, например, на уроке физики в 9 классе использую задачи на вычисление тормозного пути, меняя при этом коэффициент сцепления с дорогой, после решения задачи подвергаю обязательному анализу полученных результатов и возможных ситуаций, с которыми школьники могут встретиться в быту, тем самым подвожу учащихся к выводу о важности выполнения правил дорожного движения, о необходимости быть внимательным и дисциплинированными на улицах и дорогах.   Подбираю разные по степени трудности задачи, это позволяет дифференцировать работу учащихся. Дифференцированные задания для урочной и внеурочной деятельности открывают большие возможности для учащихся, имеющих познавательный интерес к какой либо теме, проблеме, виду деятельности. Учебный материал в 8 классе о способах теплопередачи дополняю сведениями о возможности переохлаждения,  перегревания организма человека в зимнее или летнее время года, о роли закаливания, физических свойствах одежды, при посещении сауны, ее гигиенически правильном использовании, о «микроклимате» классных комнат, жилых помещений (температуре, влажности), необходимости соблюдения гигиенических норм физических параметров и способах поддержания нормальных условий в них.

Особое внимание уделяю изучению раздела «Электричество» в 8 классе, а главное, на возможность поражения электрическим током при использовании электрических приборов, который при прохождение через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца, что может привести к смерти из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Вызывает удивление школьников сообщение о том, паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, а при длительности воздействия 3 с - смертельное поражение.

Учащимся, интересующимся проблемой сохранением здоровья, предлагаю заняться исследовательской деятельностью. Так, в этом учебном году были на школьной научно-практической конференции были представлены работы «Физика в шоколаде», «Физика в мыле».

Хорошим подспорьем для пропаганды ЗОЖ являются предметные недели, проводимые в школе. «Неделя физики» позволяет охватить большое количество ребят за короткий промежуток времени и направить их деятельность на профилактику здорового образа жизни. Предлагаю учащимся подготовить материал о вредном воздействии окружающих нас факторов - табачного дыма, Wi-Fi, микроволновки, линий электропередач, трансформаторных сооружений и т.п., подготовить демонстрационные опыты, показывающие вредное воздействие на организм газированных напитков, таких как «Coca-Cola», «Алиса», опыт с табачным дымом.

Заботясь о здоровье учащихся на своих уроках слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. В течение урока выделяю время для проведения физкультминутки, в том числе включая гимнастику для глаз.

Кроме того, строго отслеживаю исполнение требований СанПина: к организации рабочего пространства учителя и учащихся в целом и каждого в отдельности, чистоте и освещенности помещения и соответствие мебели возрасту учащихся, возможности проветривания помещения, цветовой гамме кабинета, условиям хранения рабочих и информационных средств, учебному оборудованию. Учебное оборудование, предназначенное для использования учащимися на уроке или учителем при проведении демонстрационного эксперимента, проверяется мною заранее на целостность, работоспособность. К мелкому ремонту привлекаю учащихся по их желанию. Часто ребята предлагают свои услуги по ремонту самостоятельно. Особенно это интересно учащимся 7-8 классов.

При использовании на уроке или занятии по внеурочной деятельности компьютера, мультимедийного оборудования слежу за соблюдением правил безопасного пользования: наличие защитной пленки на мониторе компьютера, чистота экрана, клавиатуры, временной отрезок работы на компьютере не более 20 минут.

Предмет «Физика» является одним из сложных учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. Поэтому важно на уроке создать комфортную обстановку, заинтересовать учащихся своим предметом, разнообразить формы и виды организации учебной деятельности школьников на уроке, учесть объем домашнего задания, что влечет рост мотивации учащихся к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником, между учащимися, не позволят возникнуть стрессовой ситуации, напряжения, создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его наполнение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья школьников и их использование на уроках физики даст положительные результаты в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Информационные ресурсы:

Федеральный закон от 29.12 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников : метод. рекомендации – М. Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 208 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал. Спасибо.

18 September 2018

Похожие публикации