Статья на тему «Использование технологии критического мышления»
О. А. Антипина
ГАПОУ ИО БрИМТ, г. Братск
Использование технологии критического мышления
В настоящее время развитие интеллектуальных способностей личности характеризуется не только количеством информации, находящейся в памяти, но и возможностью критически анализировать, осмысленно отбирать необходимые знания, принимать самостоятельные решения.
Целью технологии критического мышления является развитие мыслительных способностей студентов, которые нужны не только во время их обучения в техникуме, но и в профессиональной деятельности (принятие взвешенных решений, работа с различной информацией, анализ изменений в технологическом процессе и т.д.).
Под критическим мышлением понимают тип мышления, помогающий критически относиться к различным убеждениям, утверждениям, не воспринимать ничего без проверки, доказательств, но в тоже время открытым образом воспринимать инновационные идеи, методы, технологии. Основной принцип технологии развития критического мышления – исключение пассивности студентов, так как они вовлекаются в учебный процесс. Преподаватель исполняет роль наставника, координатора, помогающего в выборе направления деятельности, но не предоставляющего готового материала. Построение базовой модели занятия согласно технологии критического мышления складывается из следующих стадий: вызов; осмысления; размышления и рефлексия.
Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса к тематике занятия, к работе с неизвестной информацией), информационная (вынуждает вспомнить известную информацию по изучаемой теме), коммуникационная (толерантный обмен мнениями, гипотезами). Сочетание индивидуальной и групповой работы важное условие активизации студентов на занятиях. Одно из основных требований к приемам стадии вызова: отсутствие критики и анализа. Студенты без стеснения высказывают свою точку зрения, не опасаясь ошибиться. Возвращение к приемам вызова на стадиях размышления, рефлексии позволяет смоделировать цельную структуру занятия.
На стадии вызова часто использую педагогический прием «Верю – Не верю». На этом этапе активизирую студентов, помогаю вспомнить материал, который понадобится на занятии (заинтересовываю и мотивирую студентов). Пример вопросов для приема «Верю – Не верю» (не более 10-12). МДК «Металлургия цветных металлов». Тема занятия: «Классификация химизм и сущность пирометаллургических процессов».
Вопросы – утверждения: 1. К основным тяжелым цветным металлам относят: висмут, мышьяк, сурьма, кадмий, ртуть, кобальт? 2. К легким цветным металлам относят алюминий, магний, титан, натрий, калий, барий? 3. Концентрат – это продукт обогащения с повышенным содержанием извлекаемого металла?
Утверждения зачитываю студентам и вывожу на экран, активизируя слуховое и зрительное восприятие. Эффективно использую данный прием также на стадии осмысления для быстрой проверки усвоения информации.
На стадии осмысления студенты получают и прорабатывают новую информацию. Функции стадии вызова: информационная, систематизирующая. Для предоставления информации использую презентации, доклады студентов, видеофрагменты, текст параграфа учебника и т.д. Студенты работают индивидуально и в группах. На занятиях по МДК «Металлургия цветных металлов» применяю «Диаграмму Венна», которая позволяет провести сравнительную характеристику пирометаллургических процессов, продуктов и полупродуктов металлургических производств.
Рефлексия – обязательный этап занятия, на котором студенты самостоятельно дают оценку результатам своей деятельности. Проведение рефлексии возможно на любом этапе занятия, по итогам изучения темы, раздела МДК. На стадии рефлексии организовываю обсуждение результатов работы студентов на занятии. Каждый студент выставляет оценку своей деятельности на каждом этапе урока по пятибалльной шкале, результаты оформляют на оценочном листе.
ТРКМ – система стратегий, методических приемов, которые направлены на применение в разных предметных областях, видах, формах работы.
Литература
Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев.- СПб.: Альянс – Дельта, 2003.- 284 с.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. - №2. – С.3 – 11.