Использование технологии развития критического мышления для формирования навыка смыслового чтения на уроках английского языка
«Использование технологии развития критического мышления для формирования навыка смыслового чтения на уроках английского языка». Гарипова Эльвина Ураловна, учитель английского языка МОУ Аргаяшская СОШ №2
«Не обязательно сжигать книги, чтобы разрушить культуру, достаточно заставить людей прекратить читать» Рэй Бредбери
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП-ЭТАП МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ. ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП-ЭТАП ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕКСТА.
Что формируют приемы ТРКМ, применяемые для работы с текстом? выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
КЛАСТЕР Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любого этапа урока.
The Brit school activities subjects Student’s age The date of opening Famous students location
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ Правила составления денотатного графа: 1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф 2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов: глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия. 3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
Free time play read watch visit Sport games Musical instruments
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ 1 этап Учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме. 2 этап Учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? 3 этап После изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
R E C Y C L I N G Recycling will save our planet. Different creative things can be made from rubbish.
ПРИЁМ «ИНСЕРТ» Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
v + - ? There are different tribes of Native Americans such as Apache, Cherokee, Sioux. The Red Earth Festival has got a special activity for mothers and their daughters. They have got instruments called rattles and water drums. What are water drums and rattles?
ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ» Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
There are a lot of interesting places in London to visit on your day out! Welcome to London! Buy presents See museums, dinosaurs See performances See rhe statue Taste English food The place of queen Covent Garden The British Museum The Globe The Trafalgar Square Harrods The buckingham Palace
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. · Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
Тема урока «Wonders of the Ancient World» Тема урока «Wonders of the Ancient World» Простые вопросы. Where is Stonehenge? Уточняющие вопросы . Do you really think that the stones were originally from Wales? Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Why were boats important in Ancient Egypt? Творческие вопросы . What would be if the Parthenon existed? Оценочные вопросы . Was Athena the goddess of war or love? Практические вопросы. If you were Zeus how you would protect the Parthenon?
Диаманта строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
Тема урока «Endangered animals» Тема урока «Endangered animals» Leopard Fast dangerous Scratching running moving Fang stain speed grace Playing growling hunting Wild beautiful Turtle
СИНКВЕЙН 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Тема урока «The city and the country» The city The country big, noisy small, quiet build, develop, visit places of interests go to the forest, visit grandparents, swim The place of my birth. The country is my homeland. Megapolis Village
Выводы: Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения; вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.