12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльвина68
4

«Использование технологии развития критического мышления для формирования навыка смыслового чтения на уроках английского языка».

«Использование технологии развития критического мышления для формирования навыка смыслового чтения на уроках английского языка».


«Не обязательно сжигать книги, чтобы разрушить культуру. Достаточно заставить людей прекратить читать».

Рэй Бредбери


Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки –требуют разработки новых подходов к обучению чтению. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования, подчеркивая важность обучения смысловому чтению.

Важно отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение - «смысловое чтение» которое, в свою очередь, относится к универсальным учебным действиям. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин.

Под смысловым чтением понимается:

● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

● определение основной и второстепенной информации,

● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,

● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Следует отметить, что на уроках английского языка текст является основным источником накопления лексического, грамматического материала и социокультурных фактов. Мы считаем, чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который предполагает анализ названия и определение предмета речи; осмысление заглавия и выдвижения гипотезы о ещё непрочитанном тексте; определение необходимого объема уже известной информации для адекватного восприятия новой.

Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе могут быть использованы различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое) в зависимости от цели и задач урока. На этом этапе можно использовать разные приёмы чтения: медленное чтение текста с выделением ключевых слов, понятий ,определений; выделение известных и новых понятий; определение новых слов по контексту; анализ прочитанного по переводу; выделение текстовой и иллюстративной информации. Послетекстовый этап – это этап трансформации из текста. Представление текста в иной форме (план, схема, таблица); построение развёрнутого монологического ответа на поставленные вопросы; выявление истинных и ложных утверждений; рефлексия собственной деятельности.

Мы полагаем, что для успешного формирования навыка смыслового чтения целесообразно применять технологию развития критического мышления. Данная технология привлекательна тем, что она оказывает влияние на учебно-познавательную культуру ребенка, его умение работать с информацией, критичность познавательной деятельности. Технология РКМ способствует скорейшему развитию коммуникативной компетенции учащегося, которая рассматривается как умение говорить, слушать, рассуждать на заданные темы, писать тексты. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, а также оказывает эффективное влияние на формирование навыка смыслового чтения. Исходя и этого, следует определить, что формируют приемы ТРКМ, применяемые для работы с текстом?

выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию;

понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях;

делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

избегать категоричности в утверждениях

быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Для каждого этапа работы с текстом существуют определенные приемы технологии развития критического мышления. Рассмотрим подробнее описание некоторых приемов и каким образом они формируют навык смыслового чтения на уроке английского языка.

КЛАСТЕР

Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любого этапа урока. Рассмотрим пример применения данного приёма на послетекстовом этапе. При проведении урока по теме «The Brit school» детям было предложено проработать текст, прочитать, найти незнакомые ЛЕ. Далее перед детьми была поставлена задача- выполнить кластер по прочитанному тексту вместо стандартных вопросов по тексту. На основе новой информации учащиеся заполнили кластер, установили причинно-следственные связи между отдельными смысловыми группами (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Данный прием «кластер», на наш взгляд, способствует успешной систематизации и обобщению учебного материала.

t1575464939aa.gift1575464939ab.gift1575464939ac.gift1575464939ad.gif

t1575464939ae.gift1575464939af.gift1575464939ag.gift1575464939ah.gif

t1575464939ai.gif

t1575464939aj.gift1575464939ak.gift1575464939al.gif

t1575464939am.gif





2)ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. После изучения темы «Free time» в 6 классе, была организованна работа, направленная на обобщение пройденного лексического материала. Для осуществления поставленной цели был выбран такой прием развития критического мышления, как денотантный граф. Данный прием направлен на следующий результат- · развитие интеллектуальных возможностей ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного, усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений. На слайде можно увидеть образец выполнения денотантного графа в 6 классе при изучении темы «Free time».

Free time

t1575464939an.gift1575464939ao.gif

t1575464939ap.gift1575464939aq.gif

play

visit



t1575464939ar.gift1575464939as.gift1575464939at.gif

read

watch

t1575464939au.gift1575464939av.gif

Sport games

Musical instruments

t1575464939aw.gift1575464939ax.gift1575464939ax.gift1575464939ax.gif

t1575464939ay.gift1575464939az.gift1575464939ay.gift1575464939ba.gift1575464939ba.gift1575464939bb.gif

t1575464939bc.gift1575464939bd.gift1575464939bd.gif



3)ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ

Используется для формирования нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?

3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:

ствол дерева – тема,

ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.



t1575464939be.png

При изучении темы «Recycling» на предтекстовом этапе дети выдвинули свои предположения и записали их под ветвями дерева предсказаний, а в конце урока на послетекстовом этапе данные предположения были подкреплены уже аргументами.






R

E

C

Y

C

L

I

N

G


t1575464939bf.gif

Recycling will save our planet.


t1575464939bg.gift1575464939bh.gift1575464939bi.gif

t1575464939bj.gif

t1575464939bk.gif

t1575464939bl.gif

Different creative things can be made from rubbish.



t1575464939bm.gif

t1575464939bn.gift1575464939bo.gift1575464939bp.gif

t1575464939bq.gift1575464939br.gif

t1575464939bs.gif







4) ПРИЁМ «ИНСЕРТ» используется на текстовом этапе . При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

6 класс

Тема урока «The Rеd Earth Festival»

v

+

-

?

There are different tribes of Native Americans such as Apache, Cherokee, Sioux.

The Red Earth Festival has got a special activity for mothers and their daughters.

They have got instruments called rattles and water drums.

What are water drums and rattles?




5).ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

t1575464939bt.jpg

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Тема урока «Welcome to London». Данный прием применялся на послетекстовом этапе.







t1575464939bu.gift1575464939bv.gift1575464939bw.gift1575464939bx.gift1575464939by.gift1575464939bz.gift1575464939ca.gift1575464939cb.gift1575464939cc.gif

t1575464939cd.gift1575464939ce.gif

t1575464939cf.gif

t1575464939cg.gif

t1575464939ch.gift1575464939ci.gift1575464939cj.gift1575464939ck.gift1575464939cl.gift1575464939cm.gift1575464939cn.gift1575464939co.gif



6)«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

· Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. ·

 Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.

Тема урока «Wonders of the Ancient World»

· Простые вопросы Where is Stonehenge?

· Уточняющие вопросы . Do you really think that the stones were originally from Wales?

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Why were boats important in Ancient Egypt?

 Творческие вопросы . What would be if the Parthenon existed?

· Оценочные вопросы . Was Athena the goddess of war or love?

· Практические вопросыIf you were Zeus how you would protect the Parthenon?


7) Диаманта

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. 

Тема урока «Endangered animals»

Leopard

Fast dangerous

Scratching running moving

Fang stain speed grace

Playing growling hunting

Wild beautiful

Turtle

При изучении иностранного языка, создание диаманты способствует увеличению лексического запаса. Одним из преимуществ использования данного приема является его универсальность. Его можно применять при изучении практически любой темы на различных этапах работы в индивидуальной, парной и групповой формах работы. Для того, чтобы учащиеся успешно справились с заданием, учитель может предложить в качестве опоры шаблон для написания первого стихотворения. При этом более слабые учащиеся могут пользоваться словарем, чтобы найти подходящие слова или перевести незнакомые термины.

8) СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

На послетекстовом этапе мы применяли данный этап.

5 класс

Тема урока «The city and the country»

The city The country

big, noisy small, quiet

build, develop, visit places of interests go to the forest, visit grandparents, swim

The place of my birth. The country is my homeland.

Megapolis Village

Хотелось бы обратить внимание на возможные плюсы и минусы использования приемов технологии развития критического мышления при формировании смыслового навыка чтения.



t1575464939cp.jpg

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

· Создайте ситуацию, в которой учащиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

· Изучая новую тему, мотивируйте учащихся на определение тех конкретных жизненных задач, для решения которых им могут пригодиться приобретённые знания и умения.

· Дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы, самим оценивать свою деятельность.

· Продумывать вопросы, которые должны стимулировать деятельность учащихся к поиску, к добыванию знаний.

· Все свои предположения обучающиеся должны аргументировать.

· Урок строится так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не выслушали из уст умного учителя.

· Обязательно нужно включать активные формы работы - в парах, в группах, чтобы осуществлялось взаимодействие.

· Учите детей формулировать и задавать вопросы, а не только отвечать на них.

· Помните, что цель и практическую значимость темы должны открыть дети.

· Ученики обязательно должны проговорить возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. При работе в ТРКМ перед глазами детей должен быть «зрительный ряд». Все мысли, ответы, ключевые слова нужно прочитать и зафиксировать письменно. Помнить, что это технология развития критического мышления через чтение.

· Давайте возможность высказаться не одному учащемуся, а всем желающим.

· Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.

· Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.

· Необходимо чётко рассчитать хронометраж урока. Если вы используете какой-либо приём впервые, лучше предусмотреть резерв времени.

· Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать задания, направленные на результат.

. Каждый приём работает на тему урока (не надо составлять кластер про животных на уроке русского языка)
11. Каждый приём должен быть
 завершён и его использование должно быть осмысленным 

. Приёмы должны быть между собой согласованы

. Количество используемых приёмов должны быть разумным (не более трёх).

Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию, анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков, сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации! Важно отметить, что  рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Человек, обладающий навыками смыслового чтения, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

 Спасибо за внимание!












Библиография:

Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643

Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm

Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

Игорь Загашев. Лекция 1 . Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Творческое и критическое мышление. –http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d4031/

Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://noelrt.com/?p=266

Анна Веретенникова. Американский опыт – толчок к критическому мышлению. –http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_03.htm#p1

В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html









Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 05.12.19 в 11:23 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный материал!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.