Доклад на тему «Некоторые приемы использования критического мышления на уроках английского языка»
Доклад на тему:
«Некоторые приемы развития
критического мышления на уроках английского языка»
Автор: Рабаданова М.У.
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С. Рамазанова»
(учитель высшей категории)
Махачкала 2021г
Оглавление
1. Введение -------------------------------------------------- 3
2. Основная часть ------------------------------------------- 4
3.Заключение ----------------------------------------------- 10
4 Библиография -------------------------------------------- 11
Введение
Один из важнейших навыков 21 века -навык критического мышления. Если мы хотим помочь учащимся развивать не только 4 основных навыка на уроках английского языка – это чтение, письмо, говорение, аудирование, но и обратить внимание на развитие таких навыков, как креативность, работа в команде, критическое мышление. Нам необходимо так организовать учебный процесс — преподавание и учение, чтобы они могли это делать постоянно. Мы поставили для себя задачи определить, как вписываются новые компетенции в образовательные стандарты и программы, какими могут быть задания, формирующие эти умения на школьных уроках, и как учитель может оценивать их.
Почему критическое мышление сейчас настолько важно? Дело в том, что мы живем в особенной реальности, которая очень быстро меняется, мир в котором мы живем называется миром VUCA-volatility, uncertainty, complexity and ambiguity. Это мир нестабильности, который быстро меняется и сложно найти какое-то однозначное определение. В таком мире очень важно иметь опоры на навыки 21го века, которые помогут ученику разобраться в этом мире и взаимодействовать.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
В ходе своей педагогической практики я строю свою урок согласно требованиям обновленного образования, урок полностью ориентирован на учащихся, их интересы, развитие кругозора и на развитие всех необходимых знаний, умений и навыков с применением разнообразных приемов критического мышления.
Критическое мышление это анализ фактов для формирования суждения. Оно помогает нам ставить поступающую информацию под сомнение, включая собственные убеждения.
Что дает использование данной технологии учащимся и учителю.
Технология критического мышления формирует у учащихся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и равноправного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных приемов, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Использование на уроках такого приема как See Think Wonder, помогает закрепить слова раздела или текущего урока, развивает коммуникативные навыки.
Этот метод можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся делятся на группы из двух человек и обсуждают картинку, отвечая на вопрос:
What do I see? (Что я вижу?)
What do I think? (Что я думаю?)
What does it make me wonder?
(О чем заставляет эта картинка меня задуматься?)
При прохождении темы «Проблемы окружающей среды» в 7 классе, учащимся была предложена картинка для обсуждения: «Загрязнение водных пространств».
Каждая группа подписала на отдельных листках свои предложения.
I see a polluted lake.
I think it’s a big ecological problem for environment.
It makes me wonder that we should protect our nature.
Этот прием помогает развивать речевые навыки учащихся с использованием лексики данного раздела, а также заставляет найти пути решения проблемы.
Прием See Think Wonder можно использовать на всех этапах обучения. В начальной школе можно начинать с этапа I see, и дальше дополнять остальными фразами.
Эта технология обучения помогает развивать наблюдательность у учащихся, развивает критическое мышление, позволяет высказывать свои мысли вслух, что является эффективным при обучении английскому языку.
Следующий метод это -The Picture-Word Inductive Model (PWIM)-(Картинка-Слово). Этот метод относится к индуктивной системе обучения, то есть это практический метод обучения, предусматривающий такое ознакомление учащихся с учебным материалом, при котором в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам.
Этот прием предусматривает работу с картинкой, на которой изображены знакомые учащимся предметы. Работа идет с группой слов, которые можно разбивать на определенные категории. Класс делится на группы из двух или четырех человек. Учащимся предлагаются следующий вид работы:
-подписать предметы, людей
-объединить слова в группы (у учащихся могут быть разные группы)
-дополнить группы другими словами (4-5 слов)
-заполнить пропуски
-составить предложения с использованием лексики
-составить небольшой связный текст
При прохождении темы «Описание внешности» в шестом классе, детям была предложена картинка «Друзья». Каждой группе было предложено подписать слова по определенным категориям: одежда, части тела, описание человека, профессия (глаголы действия). Следующим шагом было составить предложения с выбранными словами, далее составить небольшой текст об одном из предложенных героев.
Прием (PWIM) помогает развивать коммуникативные навыки, нацеленные на составление речевого сообщения в письменной форме, формированию умения выражать мысли в письменной форме, развивая графические и орфографические навыки.
Не менее интересный метод на развитие критического мышления- метод Паулу Фрейре. Паулу Фрейре- известный бразильский психолог, который разработал свой собственный подход к обучению бразильцев. Он работал с неблагополучными семьями. Ему было очень важно выстроить процесс обучения так, чтобы ученики не были просто сосудом, в который учитель вкладывает свои знания, а чтобы они были активными участниками диалога. И он доказал, что именно в таком режиме и в таком взаимодействии знания усваиваются лучше всего.
Один из этих приемов можно применить при обучении английского языка. Это прием работы с тем материалом, который вызывает у учеников наибольший эмоциональный отклик. Учащиеся увлекаются этой проблемой, что способствует их большей мотивации к запоминанию слов, большей вовлеченности в процесс обучения.
Здесь также идет работа с картинкой.
1.Учитель показывает картинку, иллюстрирующую проблему.
2. Ученики описывают и рассказывают, сталкиваются ли они с этой проблемой.
3. Ученики размышляют над возможными путями решения проблемы.
Этот метод хорошо подойдет для старшей ступени обучения, когда учащиеся могут свободно составлять высказывания. Можно дополнить представленную картинку недостающей лексикой, небольшими грамматическими конструкциями.
Следующий прием, который называется «Лови ошибку». Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся, формирует: умение анализировать и применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока и на разной стадии обучения: в начале – при устных упражнениях или при повторении; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
В пятом классе при прохождении темы «Прошедшее длительное время» учащимся был предложен небольшой текст. Условие задания было найти и исправить ошибки. После выполнения задания были обсуждены все ошибки с последующим закреплением правила.
Who broke the window?
At 7 o’clock the match started on TV, so Dad and uncle Tom was still watching it at 7.30. Mum sitting in the kitchen. She was quietly read a woman’s magazine. Rosie is trying on her Mum’s clothes in her room. Nick’s cousins was listening to rock music. It was very loud so they didn’t hear the crash. At 7.30 the dogs lying in front of the fire and they sleeping. Nick went into the garden with his friend to play football. So at 7.30 he was still there.
Метод критического мышления What if …? projects. Это проект, который основан на том, чтобы придумать альтернативный вариант концовки какого-либо известного рассказа, фильма или истории. Важно не выдумать оригинальный финал, а опираясь на факты создать историю, опираясь на имеющиеся факты. Не опираться на креативность, а развивать критическое мышление.
Такой прием подходит для использования в старших классах, где уровень владения языком у учащихся более высокий.
Для развития коммуникативной компетенции в 7м классе этот прием был применен для сопоставления здоровых и вредных привычек. Учащиеся выбрали по цветам карточки, в зависимости от того, какой образ жизни они ведут и составили предложения, что может произойти, если …
If oneself eats a lot of junk food in the fast food restaurants, he/she will obese.
When we do some exercises and eat a lot of vegetables and fruit, we’ll be healthy and fit.
Заключение
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является построение собственных знаний в рамках своей поисковой деятельности».
Рассмотренные методы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Развитие критического мышления на уроках английского языка позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Таким образом, использование этих технологии позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Библиография
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011,223с.
2. Чижаковская Я.И. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка/ Я.И.Чижаковская // Иностранные языки в школе. – 2018.- № 12
Ресурсы интернета:
5. https://www.youtube.com/watch?v=GtjKSD23zrQ&t=1420s
6. https://infourok.ru/tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-3020097.html