Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Очень важно, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Смысловое чтение-это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Эффективные методы и приёмы (из технологии ТРКМ), направленные на активизацию внимания и памяти, мышления и воображения, эмоции и воли обучающихся; организую систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Поэтому привлекаю тетради для самостоятельной работы на печатной основе, использую ресурсы Интернета. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. Также я разработала программу внеурочной деятельности « В мире зарубежной литературы» для учащихся 7-8 классов. Учащимся предлагаются разнообразные виды заданий к аутентичным произведениям британских и американских авторов. Все учащиеся получают задания по домашнему чтению на каникулы.
Развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии развития критического мышления.
Критическое мышление - интеллектуально упорядочённый процесс анализа, синтеза, применения и оценки информации полученной или приобретённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию.
Критически мыслящий человек задаёт вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Приёмы и стратегии критического мышления, чаще всего используемые на моих уроках:
Инсерт;
Глоссарий;
Знаю, хочу узнать, узнал;
Синквейн;
Толстые и тонкие вопросы;
Кластер;
Фишбоун;
Шесть шляп мышления
В основу технологии положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Структура урока состоит из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Давайте рассмотрим, как я применила данную технологию на своем уроке по теме
« Лондонский зоопарк» в 6 классе.
Технологичекие этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
I стадия (фаза) Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по достопримечательностям Лондона, и непосредственно Лондонскому зоопарку; активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Используются следующие методические приёмы: « глоссарий», «кластер», «толстые» и «тонкие» вопросы . |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально и в парах. | |||
II стадия Осмысление содержания: - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает текст, заполняет таблицу « инсерт», заполняет пропуски в задании по мере смысления новой информации, задаёт и отвечает на вопросы | Методы активного чтения: «инсерт», «толстые и тонкие вопросы», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально и в парах. | |||
III. Рефлексия -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. | Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям; внести изменения, даёт практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение «кластера»; ответы на поставленные вопросы; написание«синквейна»; в качестве домашнего задания –разработать буклет о Лондонском зоопарке . |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально и в группах. |
Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Поэтому данные приёмы будут использованы мною в дальнейшей работе. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Результативность обучения смысловому чтению:
Работа с художественными (аутентичными) текстами оказали огромное воспитательное значение на формирование оценочно-нравственной позиции обучающегося;
Сформированные умения грамотного чтения пригодились в работе с большим объёмом информации, что обеспечило успех в учебной деятельности по многим предметам;
Критическое мышление позволило развить такие качества личности, как готовность к планированию, настойчивость, гибкость, умение отслеживать ход своих рассуждений;
У многих обучающихся заметно повышение эффективности восприятия информации, интереса к изучаемому материалу, умение работать в сотрудничестве с другими;
Развитие психических процессов учащихся.
И, как результат всего вышесказанного, значительно увеличилось качество образовательной деятельности ( слайд №, № ).
Я систематически делюсь опытом работы по данной теме с другими педагогами:
Выступление по теме самообразования « Технология развития критического мышления» на уроках английского языка на ШМО, протокол № 4, от 23.03.2013;
Выступление на школьном методическом семинаре « Стратегии смыслового чтения», сертификат;
Организация и проведение городского методического семинара « Современные методы и формы работы с текстом» 19.11.2014, сертификат;
Публикация методической статьи « Применение ТРКМ через обучение чтению на уроках английского языка» на сайте « ИнфоУрок»;
Размещение серии конспектов уроков с применением ТРКМ на персональном сайте https:// sites. google.com/site/kogutviktoriyasergeevna
Перспективный план работы по дальнейшему формированию навыков смыслового чтения:
Разработать программу внеурочной деятельности « В мире зарубежной литературы» для учащихся 9-10 классов;
Продолжить методический поиск эффективных методов и приёмов, стратегий работы с текстом;
Разработать индивидуальный план работы с обучающимися, показывающие низкий уровень сформированности навыков смыслового чтения.
Список литературы и интернет ресурсов:
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003г;
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004г.
http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=1211&showentry=3805
http://2zagvozdina.ucoz.ru/index/strategii_smyslovogo_chtenija/0-18