Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

3
0
Материал опубликован 26 June 2020 в группе

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Очень важно, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Смысловое чтение-это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Эффективные методы и приёмы (из технологии ТРКМ), направленные на активизацию внимания и памяти, мышления и воображения, эмоции и воли обучающихся; организую систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Поэтому привлекаю тетради для самостоятельной работы на печатной основе, использую ресурсы Интернета. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. Также я разработала программу внеурочной деятельности « В мире зарубежной литературы» для учащихся 7-8 классов. Учащимся предлагаются разнообразные виды заданий к аутентичным произведениям британских и американских авторов. Все учащиеся получают задания по домашнему чтению на каникулы.

Развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии развития критического мышления.

Критическое мышление - интеллектуально упорядочённый процесс анализа, синтеза, применения и оценки информации полученной или приобретённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно осмысливать, структурировать и передавать полученную информацию.

Критически мыслящий человек задаёт вопросы:

Что я знаю?

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.

Приёмы и стратегии критического мышления, чаще всего используемые на моих уроках:

Инсерт;

Глоссарий;

Знаю, хочу узнать, узнал;

Синквейн;

Толстые и тонкие вопросы;

Кластер;

Фишбоун;

Шесть шляп мышления

В основу технологии положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Структура урока состоит из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Давайте рассмотрим, как я применила данную технологию на своем уроке по теме

« Лондонский зоопарк» в 6 классе.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по достопримечательностям Лондона, и непосредственно Лондонскому зоопарку; активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Используются следующие методические приёмы:

« глоссарий», «кластер», «толстые» и «тонкие» вопросы .

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально и в парах.

II стадия

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, заполняет таблицу « инсерт», заполняет пропуски в задании по мере смысления новой информации, задаёт и отвечает на вопросы

Методы активного чтения:

«инсерт», «толстые и тонкие вопросы»,

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально и в парах.

III. Рефлексия

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям; внести изменения, даёт практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение «кластера»;

ответы на поставленные вопросы;

написание«синквейна»; в качестве домашнего задания –разработать буклет о Лондонском зоопарке .

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально и в группах.

Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Поэтому данные приёмы будут использованы мною в дальнейшей работе. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Результативность обучения смысловому чтению:

Работа с художественными (аутентичными) текстами оказали огромное воспитательное значение на формирование оценочно-нравственной позиции обучающегося;

Сформированные умения грамотного чтения пригодились в работе с большим объёмом информации, что обеспечило успех в учебной деятельности по многим предметам;

Критическое мышление позволило развить такие качества личности, как готовность к планированию, настойчивость, гибкость, умение отслеживать ход своих рассуждений;

У многих обучающихся заметно повышение эффективности восприятия информации, интереса к изучаемому материалу, умение работать в сотрудничестве с другими;

Развитие психических процессов учащихся.

И, как результат всего вышесказанного, значительно увеличилось качество образовательной деятельности ( слайд №, № ).

Я систематически делюсь опытом работы по данной теме с другими педагогами:

Выступление по теме самообразования « Технология развития критического мышления» на уроках английского языка на ШМО, протокол № 4, от 23.03.2013;

Выступление на школьном методическом семинаре « Стратегии смыслового чтения», сертификат;

Организация и проведение городского методического семинара « Современные методы и формы работы с текстом» 19.11.2014, сертификат;

Публикация методической статьи « Применение ТРКМ через обучение чтению на уроках английского языка» на сайте « ИнфоУрок»;

Размещение серии конспектов уроков с применением ТРКМ на персональном сайте https:// sites. google.com/site/kogutviktoriyasergeevna

Перспективный план работы по дальнейшему формированию навыков смыслового чтения:

Разработать программу внеурочной деятельности « В мире зарубежной литературы» для учащихся 9-10 классов;

Продолжить методический поиск эффективных методов и приёмов, стратегий работы с текстом;

Разработать индивидуальный план работы с обучающимися, показывающие низкий уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Список литературы и интернет ресурсов:

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003г;

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004г.

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=1211&showentry=3805 

http://2zagvozdina.ucoz.ru/index/strategii_smyslovogo_chtenija/0-18 

http://ru.wikipedia.org/wiki 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.