Методические рекомендации «Технология развития эмоционального интеллекта в урочной и внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы»

2
0
Материал опубликован 14 April 2022

Технология развития эмоционального интеллекта в урочной и внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы

Только то знание может привиться, которое прошло
через чувство ученика. Все остальное есть мёртвое знание,
убивающее всякое живое отношение к миру.
Л.С.Выготский

Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования
К.Д.Ушинский

 

Проблема эмоциональной культуры человека была актуальной во все времена. Еще древние греки пытались осмыслить эту проблему, справедливо полагая, что мудрым является тот человек, который способен объединить ум, логику и эмоции. К началу ХХ века интерес к эмоциональному интеллекту созрел и оформился уже в концепцию, подразумевавшую осознанные попытки ученых всесторонне изучить эмоциональную сферу и сформулировать специфику ее влияния на остальные сферы жизни человека, определить сущностные признаки эмоционального интеллекта. Само понятие «эмоциональный интеллект» было сформулировано в начале 1990-х, а широкое распространение оно получило благодаря одноимённой работе Д. Гоулмана, увидевшей свет в 1995 году. И всё же даже сейчас, в XXI веке, эмоциональный интеллект остаётся ещё малоизученным феноменом.
В России исследованиями в этой области учёные активно занялись только
в последние несколько лет.

Эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции (свои и чужие), понимать намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей с целью решения практических задач. Данное определение является обобщенной формулировкой. Мне также оказалась близка точка зрения ряда отечественных психологов, в частности Андреевой И.Н., которая говорит о том, что эмоциональный интеллект не является некой врождённой склонностью, его можно и нужно развивать, поскольку это лишь ряд тактических, динамичных умений и навыков, которые можно применять в зависимости от ситуации.

В рамках данной работы и с прикладной точки зрения, как учителю, мне представляется необходимым говорить даже не об эмоциональном интеллекте, а об эмоциональной компетентности. Очевидно, что существует устойчивая связь между развитием компонентов эмоционального интеллекта и требованиями, которые предъявляются ФГОС (в особенности ФГОС нового поколения) к результатам освоения школьной программы. Таким образом, проблема организации деятельности учителя, направленной на формирование эмоционального интеллекта у детей, приобретает всё большую актуальность.

Целью настоящей работы является представление опыта создания и функционирования системы специфических методических условий взаимодействия педагога и учащихся, которые бы способствовали развитию эмоционального интеллекта школьников с целью повышения качества освоения предметов филологического цикла. Таким образом, речь пойдет о создании образовательной технологии. Учителя русского языка и литературы имеют, на мой взгляд, широчайший арсенал средств развития эмоционального интеллекта школьников. Некоторые из них, давно существующие, необходимо лишь переосмыслить в новом ключе, некоторые требуют существенной доработки. Необходимы также новые техники и приёмы, их появление, несомненно, активно будет происходить в ближайшее время, учитывая вектор на создание личностно-развивающей образовательной среды в современной школе.

Достижение цели оказалось возможным через последовательное решение ряда конкретных задач:

1. разработать и внедрить систему «рабочих» методов и приемов, способствующих развитию компонентов эмоционального интеллекта;

2. осуществлять мониторинг эффективности данной технологии.

Требования к результатам освоения ФГОС и целевой ориентир или итог развития эмоционального интеллекта по сути своей совпадают: «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует, участвует в совместной деятельности; чувствует других, понимает себя, проявляя высокую мотивацию». Таким образом, это ребёнок, находящийся в гармонии с самим собой и с окружающими его людьми.

Существует несколько популярных структурных моделей эмоционального интеллекта, в принципиальных моментах они сходятся, содержат в своей основе одни и те же компоненты. Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Д. Гоулмана. Гоулман выделяет пять компонентов, включающих, в свою очередь, ряд обязательных элементов:

1) самосознание (включает уверенность в себе, позитивную самооценку, анализ своих эмоций);

2) самоконтроль (включает оптимизм, адаптивность, инициативность, социальную чуткость, волю к победе);

3) управление отношениями (включает владение рядом тактик убеждения, помощь в самосовершенствовании, урегулирование конфликтов, умение работать в команде);

4) эмпатия (включает способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать);

5) мотивация (включает самомотивацию).

Данные компоненты в совокупности намечают определенную систему этапов работы, которая позволит воздействовать на эмоциональную сферу ребенка в рамках школьного обучения. Чем выше сформированность компонентов эмоционального интеллекта, тем выше эффективность обучения.

Установка учителя на развитие определенного компонента эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы диктует необходимость использовать специальные методы и приемы, которые в
системе и будут составлять данную технологию.

1. Компонент «Самосознание». Известно, что формирование осознанного и ответственного отношения детей к обучению – это одна из сложнейших проблем, с которыми приходится столкнуться учителю-практику. Особенно остро эта проблема встаёт на уроках литературы. Дети в массе своей не осознают актуальности литературных произведений, процент «читающих» детей в среднестатистическом классе неуклонно снижается с каждым годом, а многие из тех, кто читает, делают это «механически», часто даже не запоминая сюжетных коллизий, не говоря уже о способности их анализировать.

Одним из приёмов, которым я пользуюсь на уроках литературы, является «Make it meme» – создание мемов. Мемом является любая идея, символ, манера и т.д., осознанно или неосознанно передаваемая от человека к человеку различными способами. Термин возник в семидесятые годы ХХ века, однако в понимании современных подростков он существенно сузился. Дети понимают мем как нечто, стихийно ставшее знаменитым в интернете и превратившееся в объект обсуждения с «культовым» статусом. Как правило, мем представляет собой графическое изображение и подпись. Детям я могу предложить создать мем по мотивам прочитанного произведения. Пожалуй, это можно считать современным вариантом классического приёма создания иллюстраций к литературным произведениям. Однако есть и существенные отличия. Дети руководствуются при создании мемов простыми правилами: 1) текст мема должен быть понятным (если мем приходится объяснять, это плохой мем); 2) и картинка, и подпись должны быть актуальными и вызывать эмоции; 3) мем должен отражать понимание идейного смысла произведения; 4) мем должен быть нормативным с этической точки зрения.

Нужно сказать, что создание мемов – это горячо любимая детьми форма работы. Когда класс слышит это задание впервые, реакция всегда бывает бурной, недоверие сменяется восторгом: дети бывают поражены тем, что к классической литературе тоже может быть применимо «мемовое» мышление – наконец от них требуется то, чем они владеют в совершенстве. На «унылую» школьную классику дети начинают смотреть новыми глазами: на сюжетные коллизии – как на реальные жизненные ситуации, на литературных героев – как на живых людей. Рекордное количество мемов, как ни странно, создаётся по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Отношения Наташи, Пьера, Андрея Болконского друг с другом, отношения Пьера и Элен, Андрей Болконский и дуб, Андрей и небо Аустерлица – самые частые темы ученических мемов. Не обходят дети вниманием и военные главы, и даже тему отношений Пьера с масонами, которая обычно так сложна для восприятия.

t1649937393aa.jpg

 

В виде мемов дети даже оформляли просьбу «не спойлерить» (не раскрывать преждевременно деталей развития сюжета) к тем одноклассникам, кто читал роман быстрее остальных и кому не терпелось поделиться впечатлениями о прочитанном.

В особую группу можно выделить мемы о смерти князя Андрея Болконского, событии, традиционно вызывающем у детей максимальный

t1649937393ab.jpgэмоциональный отклик. Приведённый далее мем, кстати, был создан юношей.

 

Созданием ироничного мема закончилось обсуждение ученической работы, в которой неверно было написана фамилия одного из главных героев – как правило, это результат прослушивания книги в аудиоформате.

t1649937393ac.jpg

На мой взгляд, это свидетельствует о формировании у детей бережного, ценностного отношения детей к прочитанному, к любимым героям и, разумеется, к языку.

Хочется отметить, что ни один приём работы с литературным произведением в моей практике давно не вызвал такого живого, непосредственного эмоционального отклика, как «Make it meme». А больше всего поражает охват – на эти задания реагируют все без исключения, порой кажется, что ребёнок готов прочитать произведение только для того, чтобы «включиться в контекст», иметь возможность понимать мемы. Современные дети не могут позволить себе «быть не в теме», не понять шутку, которую понимают все, не следить за «повесткой дня».

Одним из составных элементов компонента «Самосознание» является позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон. Данный приём направлен на формирование этой компетенции.

На формирование осознанного отношения к обучению направлены многие традиционные методы и приёмы, разумеется, использование приёма «Make it meme» их не отменяет, напротив, они должны использоваться в комплексе. Так, на уроках литературы я по-прежнему активно использую иллюстрирование, инсценировки, работу с экранизациями литературных произведений и т.д., однако рамки данной работы не предусматривают подробного разговора об этих всем известных видах заданий.

 

2. Компонент «Самоконтроль». Элементами данного компонента являются надежность, проявление прямоты и честности, а также обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы. Первым шагом к овладению собственными эмоциям становится, конечно, их осознание – сложно контролировать то, чего ты не понимаешь. Эффективным приёмом формирования данной компетенции является приём ведения дневника эмоций. Работа эта выполняется на уроках литературы параллельно с ведением традиционного читательского дневника. Я прошу детей записывать чувства, которые они испытывают, когда читают то или иное литературное произведение. Как правило, у детей есть такое желание, и они готовы даже обсудить свои записи, особенно, если те кажутся им самим неожиданными. Так, бурную дискуссию вызвала пометка «злость, ненависть» напротив произведения «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского в читательском дневнике ученика 6 класса. Обсудили причины возникновения этих чувств – они были связаны с острым чувством социальной несправедливости (мальчик умирал от голода и холода, пока «нарядные», «чистенькие» дети «за стеклом» лакомились разноцветными пирогами). Обсудили и вариант преобразования деструктивного чувства ненависти в деятельное сострадание. Чем старше становятся дети, тем интереснее и эффективнее становится этот вид работы.

Если говорить о внеурочной деятельности, хочется отметить всё возрастающий интерес детей к подкастам как способу создания контента. Мы используем его в работе над школьной газетой «НеФормат». Подкаст – это отдельный сегмент медиа, аудиоконтент, который дети подбирают по своему усмотрению. Подкасты бывают очень разные как по жанрам, так и по темам. Многие подкасты — это просто специально смонтированные и оформленные интервью или разговор нескольких человек в студии. Данный вид работы, включающий выбор актуальной для школьной аудитории темы, выбор собеседника, грамотный подбор вопросов, а главное собственно процесс интервью (иногда совершенно непредсказуемый) эффективно воздействует на формирование адаптивности, открытости и социальной чуткости как элементов компонента «Самоконтроль». Последний выпущенный газетой подкаст заявлен как первый в серии «Конфликт поколений», корреспондент беседует с Н.Ю. Стоценко, директором городского подросткового центра «Молодость», интервью по этой теме планируется несколько, респондентами будут представители детского, учительского и родительского сообществ.

 

3. Компонент «Управление отношениями». Управление отношениями включает наиболее явные инструменты лидерства: навыки убеждать, навыки по урегулированию конфликтов и взаимосвязь этих навыков. Технологией, позволяющей формировать данные навыки, я считаю дебаты. Дебаты – это особая форма дискуссии, которая ведётся по своим, специфическим правилам. Именно свод этих правил, а также жёсткое распределение ролей делают дебаты эффективными в плане формирования самоконтроля как компетенции. Элементы дебатов можно вводить уже в 5 классе, благодатная почва для этого – изучение фольклора (пословицы, поговорки). Дебаты можно использовать и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

Приведу пример использования мной технологии на уроке родной (русской) литературы на тему «”Я хочу в школу” А. Жвалевского и Е. Пастернак: литературный квест» (может быть темой внеурочного занятия или урока внеклассного чтения). Обсуждается современная литература для подростков, в центре внимания – проблема желания (а чаще НЕжелания) детей ходить в школу, именно этой проблеме посвящена повесть. Дети разделены на группы. В процессе урока выполняется анализ произведения с разных точек зрения: учителей, детей, родителей. После выступления одной из команд, которая делится результатами своего исследования, две другие команды в дебативной форме проводят рефлексию: одна команда что-то утверждает, другая приводит контраргументы («да, но…»). Утверждения выдаются «сверху» учителем, одни должны их доказать, другие опровергнуть, при этом детям совершенно необязательно придерживаться той точки зрения, которую они защищают. Вопросы, впрочем, следует отбирать в известной мере дискуссионные. Примеры тезисов: «Учиться должно, быть легко», «Важно всегда придерживаться своего мнения и своих идеалов», «Быть лидером – это больше ответственность, чем преимущество». Самым эффективным в плане развития компонентов эмоционального интеллекта, на мой взгляд, является этап, на котором группа узнаёт, утверждать ей придётся или отрицать (заранее этого никто не знает), и исходя из этого начинает выстраивать свою риторическую тактику. На этом этапе лидеры имеют возможность ярко проявить себя.

Технология развивает навыки владения тактиками убеждения, формирует умение вести людей в новом направлении, развивать способности других людей, поддерживать социальные связи, эффективно разрешать разногласия, а также умение создать продуктивную команду.

 

4. Компонент «Эмпатия». Развитию эмпатии на уроках филологического цикла способствует обращение к произведениям искусства, различные виды творческих работ – сочинения, эссе и так далее. Однако активно появляются всё новые и новые приёмы. Один из них был опробован мной и признан весьма эффективным, речь идёт о приёме создания буктрейлеров (по аналогии с трейлерами к фильмам) – видеороликов, рассказывающих о прочитанных детьми художественных произведениях. Ролики эти не должны носить чисто информационный характер, их цель – через «заражение эмоциями» рассказать о прочитанном так, чтобы раскрыть эмоциональную доминанту произведения, «заразить» желанием прочитать его. Преследуя такую цель, ребенок неизбежно одновременно раскрывает и свои эмоции, своё восприятие, делится им, а одноклассников стимулирует к сопереживанию. При этом очень важны и отбор визуального содержания, и подобранная музыка, и ключевые слова.

Разновидностью этого приёма является создание видеоряда к стихотворению, которое я практикую в качестве задания во время изучения лирики Серебряного века. Модернизм – это контекст, поиск смыслов, и иногда именно визуальные образы помогают «вычленить» эти смыслы из ткани текста, а также решить задачи, связанные с формированием компонентов эмоционального интеллекта. Дети охотно отзываются на это задание, тщательно выбирают стихотворение, видеоряд, их выбор – это всегда некая осознанная демонстрация, желание поделиться эмоциями, вектором творческого самоопределения. Каждый год есть удивительные и неожиданные работы. Например, группа юношей, учеников 11 класса, сняла настоящий социальный ролик на стихотворение М.И. Цветаевой «Perpetuum Mobile». Еще одна работа представляла собой музыкальный клип, ребята сняли на видео, как играют на электрогитарах, их игра сопровождалась чтением стихотворений В.В. Маяковского.

Эффективным приёмом формирования эмпатии как компетенции является также приём «очная ставка». На мой взгляд, это «дитя» уже ставших традиционными «судов» над литературными героями (Онегин, Печорин, Базаров), но его можно использовать в рамках урока более компактно. Суть приёма в необходимости временного перевоплощения ученика – в литературного героя. Остальные задают ему вопросы – о мотивах его поступков, о его отношении к другим героям и так далее. Важно, чтобы ученик, примеривший на себя маску того или иного персонажа, не выходил за рамки контекста литературного произведения, не домысливал ничего принципиально важного для понимания авторского замысла, при этом старался отвечать «честно» от лица своего героя. Интересно, что, как бы ни был изначально неприятен ребёнку изображаемый им персонаж, в какой-то момент он невольно начинает сочувствовать ему, оправдывать его поступки, находить их глубинные мотивы, иначе их интерпретировать. Очевидно, таков эмоциональный эффект перевоплощения. Примеры вопросов, неизменно волнующих детей: «Почему вы не отказались о дуэли с Ленским?» (к Онегину), «Вы намеренно заразили себя тифом?» (к Базарову), «Зачем вы старались привлечь внимание княжны Мери, если она не была вам нужна?» (к Печорину) и т.д..

Уроки литературы подразумевают создание условий, способствующих развитию эмоциональной сферы в процессе постижения идейно-художественного своеобразия литературного произведения, творчества. Но внеурочная деятельность в этом плане даёт учителю почти безграничные возможности. В частности, огромный потенциал эмпатии открывает для детей поэтическая мастерская. Создана она была в рамках работы над школьной газетой «НеФормат», дети писали стихи, чтобы быть опубликованными, прочитанными, а значит – услышанными. Учились не только «как», но и «о чём» писать, как правильно распознавать собственные эмоции, что и является обязательным элементом развития эмпатии. Темы стихотворений – самые разные, но всё это «вечные темы». Современные подростки пишут о любви, о дружбе, о смысле жизни, о войне. Хоть оценить результат эмоционального развития детей формально не так просто, нельзя не отметить, что члены нашей поэтической мастерской неоднократно становились призёрами и победителями городских, областных и Всероссийских конкурсов поэтического мастерства, а также конкурсов чтецов, ведь одним из обязательных элементов работы над созданием стихотворений являются тренинги по выразительному чтению.

 

5. Компонент «Мотивация». Говоря о развитии эмоционального интеллекта у школьников, мы прежде всего имеем в виду самомотивацию как элемент мотивации. Как известно, всё, что воздействует на ребёнка извне, может являться лишь стимулом, но никогда не станет мотивацией. Мотивация идёт изнутри, именно она является «сердцем» эмоционального интеллекта. Здоровая самомотивация может способствовать адекватной реакции на жизненные неудачи и разочарования, она помогает относиться к ним стойко и с оптимизмом.

И всё же учитель, в особенности учитель-словесник, имеет возможность воздействовать на данную сферу. Приёмы самомотивации детям должен подсказать именно учитель, но все они в итоге должны быть направлены на создание ситуаций успеха для детей. В моей практике своеобразным «плацдармом» для повышения самооценки детей и, как следствие, их самомотивации стала школьная газета «НеФормат», которую мы создали несколько лет назад с тогда еще учениками 5 класса. Сейчас газета является победителем областного конкурса школьных медиа, многократным призёром и постоянным участником мероприятий разного уровня. Интересно, что газета преимущественно привлекает детей, имеющих те или иные проблемы с успеваемостью, не отличников, а «середнячков» и даже аутсайдеров. Они пишут стихи и прозу, фотографируют и активно участвуют в фестивалях и конкурсах фотографии, записывают подкасты, регулярно снимают видеоролики, в том числе социальные ролики, с которыми также принимают участие в конкурсах.

Отдельно хочется отметить успехи детей области в фотографии. Начиная работу с теми, кто пожелал стать фотокорреспондентами, чтобы разнообразить творческие задания, я просила детей «фотографировать эмоции»: сфотографируйте грусть, радость, счастье, страх, удивление. Речь шла не только о репортажных фото, чаще дети старались «опознать» ту или иную эмоцию в пейзажах, портретах, даже в натюрмортах. Сейчас в газете существуют постоянные фоторубрики, а её ведущие ежегодно занимают призовые места в городских и областных конкурсах детской фотографии.

Опыт пятилетней работы над газетой и наблюдений за детьми, стоявшими у её истоков или присоединившимися к редакции в процессе, показывает, что большинство из них сделали это именно в поисках источника здоровой самомотивации. Почти у всех заметно выросла успеваемость, если же этого не произошло, в корне изменилось их отношение к неудачам, они научились фиксировать внимание на своих сильных сторонах. «НеФормат» полностью удовлетворяет их потребность в том, чтобы быть успешными, пользоваться авторитетом в школе, ощущать собственную значимость. Большинство из тех, кто давно принимает активное участие в создании газеты, связывает с выбранным ими видом деятельности свою будущую профессию.

 

Заключение

 

Долгие годы школа делала ставку только на интеллектуальное развитие школьников, сегодня же учитель должен формировать гармоничную, целостную личность и на уроках «сводить воедино ум и сердце».

Эффективность внедрения данной технологии в образовательный процесс подтверждается фактом положительной динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся 5-11 классов за последние три года, а также практикой их успешных выступлений на различных мероприятих муниципального, регионального и федерального уровней.

Развитие компонентов эмоционального интеллекта помогает не только достичь целей, которые стоят перед учителями русского языка и литературы, но и сделать более результативным как сам образовательный процесс, так и каждый отдельно взятый урок. Несомненно, внедрение в урочную деятельность элементов новой технологии потребует и дополнительной подготовки, и, вероятно, пересмотра привычных планов уроков, а также методов и приёмов, однако результат такой трансформации будет соответствовать требованиям образовательного стандарта и запросу учащихся, следовательно, эти перемены можно будет считать позитивными.

Главным, на мой взгляд, результатом апробации данной технологии является:

1. ощутимое повышение осознанной мотивации детей к обучению;

2. отсутствие среди учащихся «отвергнутых», аутсайдеров;

3. как следствие – их высокая социальная активность.

Всё это говорит о стимулировании способности выстраивать взаимоотношения, о развитии эмпатии у учащихся, о снижении социальной тревожности. В наше сложное прагматичное время это представляется мне сверхактуальным.

Список литературы

 

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011 – 112 с. 

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3 – с.15.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008 – 250 с. 

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? — Режим доступа: https://smartreading.ru/summary-by-alias/emotsionalnyy-intellekt-pochemu-on-mozhet-znachit-bolshe-chem-iq (Дата обращения: 18.01.2022).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.