Статья «Использование технологий системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка»
Использование технологий системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка
В настоящее время в педагогике идёт процесс активного поиска и использования новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Но чтобы использовать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их.
Так что же такое современные образовательные технологии?
Почему возникла необходимость обратиться к новым образовательным технологиям, как методу обучения?
Рассмотрим основные понятия и термины, применяемые разными учеными по теме «педагогическая и образовательная технологии обучения».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; это гарантированность конечного результата.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Педагогическая технология – как направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Педагогическая технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.
Каждая педагогическая эпоха порождала свое поколение технологий: в 60-е годы XX века - это идеология программированного обучения, 70-е годы XX века - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90-х годов XX века общепринятым становится термин образовательная технология. В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, систему образования, технологию проведения урока, поэтому назрела необходимость использования современных образовательных технологии. Итак, что же такое - современные образовательные технологии?
Образовательная технология - это новейшее направление, это системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний.
Современные технологии обучения – это набор средств, методов, принципов и характеристик выстраивания педагогом отношения с учащимися.
Нам известен широкий спектр видов образовательных технологий. Рассмотрим самые распространенные:
Игровые технологии.
Групповые технологии.
Исследовательская технология.
Информационно – коммуникативные технологии.
Проектные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Технология развивающего обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. (В. Т Шаталов) и т.д.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и развитие школьника как субъекта познавательной деятельности. Российское образование в настоящее время, в соответствии с ФГОС, требует отношения к обучающимся как к объекту педагогического воздействия. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации адаптированной образовательной программы, способствует становлению личности обучающегося как активного субъекта жизни и деятельности, позволяет формировать самостоятельность мышления и способность анализировать, решать нестандартные задачи в условиях неопределенности, действовать на основе привлечения собственного жизненного опыта, связно выражать индивидуальную точку зрения, строить гипотезы в процессе решения проблемы, иметь представление о границах собственного знания и незнания.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. Системно - деятельностный подход позволяет, соответственно, получить основные результаты обучения и воспитания как достижение личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучащегося.
Актуальность
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача учителя заключается в обучении деятельности, то есть так организовать работу, чтобы ученики умели ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий в соответствии с целями.
Цель педагога: определить пути и способы реализации системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
Современный, требующий системно – деятельностного подхода в преподавании урок отличается от традиционного урока.
Структура урока с применением деятельностного подхода
Мотивирование к учебной деятельности;
Актуализация знаний;
Проблемное объяснение нового знания; открытие нового знания
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельная работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия.
Данный подход успешно реализуется благодаря принципам развивающего обучения, направленного на становление и совершенствование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, познавательной, социальной, личностной.
В проектировании образовательного процесса учитываются результаты обучения и воспитания, представленные в виде ключевых компетенций и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.
Реализация системно-деятельностного подхода требует соблюдения условий:
- наличия у обучающихся познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у обучающихся умения контролировать свои учебные действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В связи с этим выделим технологии реализации системно-деятельностного подхода:
информационные и коммуникативные технологии;
технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
технология, основанная на реализации проектной деятельности;
технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
1.Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Критерии результативности занятия в контексте системно-деятельностного подхода:
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к обучающемуся.
Преподаватель систематически обучает обучающихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
Преподаватель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.
Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески.
Преподаватель на занятиях ставит задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми студентами, используя для этого специальные приемы, включая дифференцированную технологию обучения.
Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Преподаватель принимает и поощряет, выражаемую обучающимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На занятии осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель – обучающихся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.), когда занятие приобретает характер события, избавленного от формализма и готового, универсального результата.
Таким образом, мы рассмотрели особенности системно-деятельностного подхода как одной из ведущих образовательных технологий, способствующих становлению личности обучающегося как активного субъекта познания и жизнедеятельности.
Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данной технологии.
Использованная литература
1.Габурова О.А.Статья: Понятие и виды образовательных технологий. – https://infourok.ru , 2015.
2.Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация. Глава 7: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0743-8
3.Носова Л.В.Статья: Виды современных образовательных технологий. – соц. сеть работников образования - nsportal.ru , 2015.
4. Белова С.В.Статья: Образовательные технологии и их особенности, 2019
5. Харченко М.К. Статья: Использование технологий системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения образовательных программ обучающимися.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 1998
Урок русского языка в 8-м классе
с реализацией системно-деятельностного подхода
Односоставные предложения
Тип урока - урок рефлексии.
Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.
Задачи:
определить уровень знаний по теме «Односоставные предложения»;
выработать умение определять виды односоставных предложений;
выработать умение отличать предложения с однородными членами от сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность.
Слайд 1.
Просмотр видео с вопросом ученицы 8 класса (Если подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения, как может существовать предложение без одного или другого? Ведь у этого предложения поврежденная основа, значит и само предложение «поврежденное».)
- Давайте посмотрим вокруг себя. Вот береза, у нее листья. У осины, тополя, черемухи тоже листья. Вот ель, у нее листьев нет, у нее иголки. И у сосны, и у кедра. Следует ли из этого, что сосна, кедр и ель это не деревья? Нет. (слайд 2). Давайте еще посмотрим. Вот едет автомобиль, у него четыре колеса, а вот мотоцикл – у него два. И тот и другой вполне справляются со своей главной ролью: быть средством передвижения. Мир вокруг нас многообразен. А язык – это самое сложное из всех объектов, которыми может заниматься наука. (слайд 3)
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Слайд 3.
- Так неужели в языке может существовать только один-единственный способ выражения грамматической основы? (слайд 6).
- Может ли основа предложения состоять только из подлежащего или только из сказуемого? (ответы учащихся)
-Докажите свою точку зрения.
Трое учащихся записывают примеры предложений и доказывают, что такие основы есть и такие предложения называются односоставными.
- Запишите в тетради дату, тему «Односоставные предложения».(слайд 5)
-В 9 классе нам предстоит сдать экзамен по русскому языку, предлагаю вам задание №2 из контрольно-измерительных материалов.
Задание 2. Синтаксический анализ. (слайд 6)
Прочитайте текст.
(1)Мама. (2)Закрой глаза, прислушайся, и услышишь мамин голос.
(3)Его не спутаешь ни с одним другим.
(4) Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит.
(5)Мама прочла первую книжку, научила тебя видеть и открывать мир.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения.
1) Предложение 1 односоставное нераспространенное неопределенно-личное.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное
3) Предложение 3 односоставное неопределенно-личное.
4) Сложное предложении 4 включает четыре грамматические основы.
5) Предложение 5 простое, осложнено однородными сказуемыми.
(Текст взят из экзаменационного тренажёра Е. Г.Егораевой. Задание к тексту частично изменены исходя из темы урока и его целей).
- На предыдущих уроках мы познакомились с различными видами односоставных предложений, какова же наша цель сегодня? (постановка цели учебной деятельности) Слайд 7 .
Обобщить…
Вспомнить…
Выяснить…
Научиться:
Определять…
Отличать…
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какие суждения верные? В каких предложениях основа состоит из подлежащего и сказуемого? (Ответы учащихся: в 4 и 5 предложениях)
-Какие предложения нам необходимо разобрать?
(Ответы учащихся: с 1 по 3 )
4. Построение проекта выхода из затруднени
-Давайте составим алгоритм действий, необходимых для определения типа односоставного предложения. (слайд 8)
5. Реализация построенного проекта
Задание 1.
- Составьте таблицу «Односоставные предложения». Заполните ее предложенными примерами.
Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут. (слайд 9)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Расскажите, используя таблицу, что вы знаете об односоставных предложениях.
Самостоятельная работа в тетради.
Работа с учебником.
Взаимопроверка по ключу.
Работа в парах (устно)
Слайд 10. Ключ:
Определённо-личное | Не плачь попусту. |
Неопределённо-личное | Тротуары заливают асфальтом. |
Обобщённо-личное | Пашню пашут – руками не машут. |
Безличное | Хорошо в зимнем лесу! |
Назывное | Морозное январское утро. |
Критерии оценки
Количество правильных ответов | Баллы |
5 | 3 |
3-4 | 2 |
1-2 | 1 |
Устный ответ | 0 - 2 |
Выставляется в «Оценочный лист» сумма баллов за письменное задание и устный ответ
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание 2.
(слайд 11)
Выпишите только односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
1. Я помню время золотое.
2. Жалею потерянное время.
3. В окно кто-то постучал.
4. В окно постучали.
5. Водой затопило котлован.
6. Вода затопила котлован.
7. Водой затопили котлован.
8. Есть время подумать.
9. Нет времени на раздумья
10.У меня нет ни одной свободной минуты.
11. Ни одна минута не проходила без дела.
12. Не теряйте ни минуты.
13. Некогда раздумывать.
14. У меня было время для размышлений.
15. У меня не было времени для размышлений.
16. Раннее утро.
17. Утро раннее.
Ключ:
Жалею потерянное время.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Водой затопили котлован.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Не теряйте ни минуты.
Некогда раздумывать.
У меня не было времени для размышлений.
Раннее утро.
Самопроверка с использованием ключа. (слайд 12)
Критерии оценки
Количество правильных ответов | Оценка |
9-10 | 5 |
7-8 | 4 |
5-6 | 3 |
3-4 | 2 |
Поставьте оценку в «Оценочный лист»
8. Включение в систему знаний и повторение
Задание 3.
Определите вид односоставных предложений. Запишите № предложений в соответствующую графу таблицы. (слайд 13)
Принимайте гостей!
Ломали старый деревянный дом.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Нельзя мне жить без друга.
Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.
Рисую солнечное утро.
От реки тянет свежестью.
Холодная весна. Холодный резкий ветер.
За опоздание будете наказаны.
От добра добра не ищут.
На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей.
Всё небо заволокло облаками.
Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
Что новенького в газетах пишут?
Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
Пашню пашут – руками не машут.
Мне по ночам не спится.
Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
На балконе соседней дачи зажгли свет.
Вот парадный подъезд.
Ключ
о/л | н/л | об/л | б/л | назывн. |
1, 6, 9, 15 | 2, 11, 14, 19 | 3, 10, 13, 16 | 4, 7, 12, 17 | 5, 8, 18, 20 |
Коллективная проверка (ответы демонстрируются через проектор) с объяснением + взаимопроверка. (слайд 14)
Задание 4.
Прочитайте предложения. Выпишите грамматические основы сложных предложений, в состав которых входят односоставные, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему (выберите из указанных ниже). (слайд 15)
Мне было жутко в холодном и сыром лесу и я поспешил домой.
Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
Деревья шумят и колышут ветвями на ветру.
В окно постучали и я выглянул на улицу
Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
Ребята вышли из леса и направились к дому.
Безветрие и всё небо залито краской.
Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.
Схемы: а) [ назывное ], и [двусоставное].
б) [ безличное ], и [двусоставное].
в) [ безличное ], и [ безличное].
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
Ключ (слайд 16)
1. Было жутко, и я поспешил.
б) [ безличное ], и [двусоставное].
4. Постучали, и я выглянул.
д) [ неопределённо-личное ], и [ двусоставное].
5. Молчаливы леса, и звенеть.
г) [ двусоставное ], и [ безличное ].
6. Смеркалось, и надо было возвращаться.
в) [ безличное ], и [ безличное].
8. Безветрие, и небо залито.
а) [ назывное ], и [двусоставное].
Критерии оценки
Количество правильных ответов | Оценка |
5 | 5 |
4 | 4 |
3 | 3 |
2 | 2 |
1 | 1 |
- Оценку поставьте в оценочный лист.
Задание 5.
Задание 2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Мама. (2)Закрой глаза, прислушайся, и услышишь мамин голос.
(3)Его не спутаешь ни с одним другим.
(4) Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит.
(5)Мама прочла первую книжку, научила тебя видеть и открывать мир.
Укажите варианты ответов, в которых даны неверные суждения. Поясните.
1) Предложение 1 односоставное нераспространенное неопределенно-личное.
2) Предложение 2 бессоюзное сложное
3) Предложение 3 односоставное неопределенно-личное.
4) Сложное предложении 4 включает пять грамматических основ.
5) Предложение 5 простое, осложнено однородными сказуемыми.
Ключ
1)1предложение – назывное
2) 2 предложение – сложное, состоящее из двух определенно-личных предложений
3) 3 предложение определенно-личное.
Критерии оценки
Количество правильных пояснений | Оценка |
3 | 5 |
2 | 4 |
1 | 3 |
0 | 2 |
- Оценку поставьте в оценочный лист.
9.Рефлексия учебной деятельности.
- Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? Что вы узнали, повторили?
- Оцените результаты своей работы на уроке.
Высказывания по кругу (слайд 17)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
Учитель благодарит учащихся за их работу, учащиеся самостоятельно (либо совместно) выставляются отметки за работу на уроке в «Оценочный лист».
Домашнее задание.
1.
Задание 2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Хорошо лежать на опушке прозрачного перелескаи смотреть в ясное небо: там начинают неярко светиться первые звездочки. (2)Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками
(3)Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. (4)Но поднимаешься и идешь в лес за сушняком. (5)Сейчас будем разводить костер.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения.
1) В бесссоюзном предложении 1 одна из частей – односоставное безличное предложение
2) Грамматическая основа предложения 2 – нежно пахнет
3) Предложение 3 осложнено однородными сказуемыми.
4) Предложение 4 односоставне распространенное определенно-личное.
5) Предложение 5 односоставное безличное
2. Используя односоставные предложения, составьте небольшой текст (8-10 предложений), который бы начинался так (на выбор):
Первое зимнее утро. Вся земля укрыта белым пушистым покрывалом. (Г.Скребицкий)
Мороз. Хрустит под валенками снег. (Н.Островский)
Душная ночь. Будет гроза… Вот и блеснуло бледно и тревожно. (М.Булгаков)
Список использованной литературы
1.Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. – 2003 - №2 – с3-10
2.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /под ред. А.Г.Асмолова. – М., Просвещение 2011.
3.Разумовская М.М., С.И.Львова и др. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2015.
4. Егораева Г.Т. Типовые варианты экзаменационных заданий. 14 вариантов"/ Экзамен,2020