12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Регина27
0

Статья «Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно - деятельностного подхода»

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Сафралеева Р.Б.

БОУ «Чекрушанская СОШ»

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно - деятельностном подходе к обучению. Задача учителя - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения им новых знаний, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В образовательном процессе программы учебных дисциплин ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов разработки основной образовательной программы является умение работать с различными источниками информации.
Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно – деятельностного подхода к обучению на уроках литературы – научно-методическая проблема, над которой я начала работать в текущем учебном году.
Бесспорно, урок выполняет главную функцию в школьном образовательном процессе, результативность которого зависит от профессиональной подготовки учителя, его творчества и ответственности. Моя работа - мое творчество. И направлено оно на использование современных технологий, поиск новых форм и методов обучения и воспитания школьников.

Актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что именно работа с текстом является западающим звеном для выпускников начальной школы. Они затрудняются найти правильную информацию, особенно если тексты разного формата; выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Педагогическая наука доказала, что человеческое отношение к книге формируется в первое десятилетие жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Каждый учитель хочет, чтобы все ученики пришли на урок подготовленными: полностью прочитали ту или иную работу или абзац, и не просто могли читать, а понимать смысл прочитанного текста. Стоит отметить внедрение всероссийских и комплексных проверочных работ, целью которых является оценивание метапредметных результатов обучения. Данные показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов.
На итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста, будь это задание к тексту или сам текст.

Следовательно, важная задача учителя - научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно». Изучив различную литературу, мой интерес вызвала технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

На уроках литературы в 5-8 класса использование некоторых стратегий из этой технологии дает положительный результат. Работа с текстом проводится в три этапа.

1 этап. Предтекстовая деятельность.

Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста).

Задача – выработать мотивацию к прочтению текста.

На данном этапе я использую следующие стратегии:

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе И.С. Тургенева «Муму»?

- Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения… Соответствует ли содержание рассказа названию?

Ассоциативный ряд. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему … Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Стратегия «Мозговой штурм».

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (рассказа «Муму») – Что вы знаете о И.С. Тургеневе? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем?

3. Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

4. Стратегия «Глоссарий»

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

2 этап. Текстовая деятельность.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера.

Задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии – диалог с автором, комментированное чтение.

1.Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

3. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

На данном этапе особенно эффективны вторая и третья стратегии. У обучающихся вызывает особый интерес прогнозирование последующего содержания текста.

3 этап. Послетекстовая деятельность.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

Стратегии послетекстовой деятельности:

1. «Вопросы после текста»

2.«Тайм-аут»

3.«Проверочный лист».

Целью стратегий послетекстовой деятельности является использование материала в различных ситуациях, формах, областях, в том числе и в других, более масштабных видах деятельности. Они связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторского смысла.

Перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу. Продуманная работа с текстом помогает найти из большого объема информации самую необходимую, а также в результате приобрести социально – нравственный опыт, заставляющий задуматься, познавая окружающий мир.

Технология продуктивного чтения, используемая мной на уроках литературы, подтверждает эффективность ее использования. Проанализировав комплексную работу учеников 5 класса, я получила следующее:

Достаточно неплохие результаты обучающиеся показали при выполнении заданий двух блоков «Поиск информации и понимание прочитанного» и «Оценка информации. Использование информации для решения учебно – познавательных задач».

Комплексную работу выполняли 15 человек.

Повышенный уровень знаний показали 4 учащихся (27%);

Знания на базовом уровне у 9 учащихся (60%);

Ниже уровня знания у 2 человек (13%)

Трудности возникли при выполнении заданий из раздела «Филология», раскрывающие уровень познавательных учебных действий.

Итак, на основании вышеизложенных результатов, я пришла к выводу, что впереди еще есть над чем работать. На уроках литературы я продолжу работать по технологии Н. Светловской, так как в процессе обучения осуществляется читательское, литературное, эмоциональное, коммуникативное развитие, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Педагоги с успехом могут использовать её на уроках истории и иностранного языка.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в различных ситуациях. Творческий человек должен иметь инструмент для самообразования, знать методы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это в полной мере может дать человеку Чтение.


 


 


 


 

Список литературы:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. № 413)

Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2014.

https://www.eduneo.ru/effektivnye-strategii-raboty-s-tekstom-na-uroke-v-shkole /

А.В.Бокчанина. Продуктивные работы с текстом. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.